Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не навредить. Данное пособие поможет им разобраться в таком, казалось бы, несложном вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровьесберегающие технологии58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста

 «Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни»

(Правила здорового образа жизни.

 Как научить ребенка быть здоровым)

Воспитатель ГКП

ГБОУ ЦО № 1495:

    Белякова Е.В.                    

Москва

Пояснительная записка

Дошкольное подразделение как первое звено непрерывного физического развития ребенка предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Основная форма воспитания детей дошкольного возраста – разные виды занятий. Педагог должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: словесные, наглядные, практические.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и педагога.

Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе полученных знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

- формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- развитие мотивационных установок по профилактике болезней:

- совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

На данном этапе эксперимента творческой группой педагогов представлены конспекты занятий с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) с использованием сказок «Путешествие муравья Свати».

Конспекты содержат переработанные сказки А.К. Лаптева «Пирамида здоровья» для детей дошкольного возраста, стихи, вопросы к ним, а также игровые упражнения, творческие задания и динамические паузы. Занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 25 минут.

В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия количество упражнений и заданий можно сокращать или увеличивать.

Во время занятий с детьми важно создавать доброжелательную атмосферу. Необходимо учить детей слушать и принимать точки зрения, не совпадающие с их собственными, поэтому не стоит допускать отрицательных оценок детского мнения.

Результатом обучения и воспитания дошкольников при использовании данных наработок являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Понятийный аппарат

Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье – биологическое состояние организма в соответствии с общепринятыми нормами данной возрастной категории.

Физическое развитие – это процесс изменения норм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательного процесса, и условия жизни ребенка, влияющие на его здоровье.

Алгоритм работы с детьми

 по сказкам

«Путешествие муравья Свати»

1.        Введение в тему.

Краткая беседа с детьми о том, для чего мы путешествуем с муравьишкой.

2.        Чтение или рассказывание сказки .

3. Обсуждение сказки (вопросы по произведению).

3.        Проведение динамических пауз, упражнений, физкультминуток.

4.        Чтение и обсуждение дополнительных литературных произведений по обсуждаемому качеству.

5.        Творческое задание.

6.        Дополнительные задания (творческое) в повседневной жизни или дома (совместно с родителями).

•        Проведение опроса детей на понимание качества.

•        Наблюдение за детьми (как они применяют полученные знания в жизни)

Примерные конспекты занятий:

Тема: «Вступление. Знакомство с муравьем Свати». Что такое здоровье.

Цель:  формировать представление о здоровье как одной из основных

     ценностей.

Задачи: создать обстановку доверия и эмоционального комфорта,

научить вступать в контакт и общаться друг с другом.

Методы и приемы: словесные – беседа, чтение сказки, вопросы; наглядные – игрушка-муравей; практические – игра, выполнение творческих работ.

Материал: игрушка-муравей, сказка-вступление, мяч, карточки с изображением муравья, игрушки-забавы.

Ход занятия:

  1. Введение в тему (беседа).

- Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем много играть, разговаривать, рисовать, общаться и, самое главное, отправимся в путешествие. Во время путешествия мы узнаем, что нужно делать, чтобы быть веселыми, счастливыми, здоровыми, как научиться помогать другим людям, животным и растениям.

- Давайте мы с вами подумаем, какого человека называют здоровым? (Ответы детей). Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей).

- Сегодня к нам в гости пришел необычный гость – муравей, который будет путешествовать вместе с нами и показывать дорогу. Но вначале послушайте историю.

Чтение сказки про муравья Свати.

- Ребята, но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам надо познакомиться.

2. Знакомство.

- Нам поможет мячик. Мы будем передавать его друг-другу по кругу. Тот к кому попадет мячик, здоровается и громко называет свое имя.

Игра.

  1. Физкультминутка.

- Я уже говорила, что, отправляясь в путешествие, мы будем с вами играть. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы – повторять их за мной. (стр. 132 «Тем. дни и недели в детском саду» Е.А. Алябьева).

  1. Подведение итогов.

- Чтобы первое занятие вам запомнилось, муравьишка Свати принес вам свой портрет. Но фотографии плохо отпечатались, давайте исправим фотографию и дорисуем муравьишке что? (глаза, лапки, кепочку). Муравьишка говорит вам: «Спасибо!», - и хочет подарить вам на память игрушку-забаву.

Тема: «Роза» (красота, радость)

Задачи:

- дать четкое представление о духовно-нравственной основе здоровья – красоте, радости;

- развивать у детей внимание, творческую активность;

- воспитывать чувство прекрасного и побуждать сохранять вокруг себя красоту.

Материал: сказка «Роза», игрушка-муравей, карточки с изображениями цветов (роза, василек, мак, ромашка), карта «Путешествие муравья», листы бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости и что он нам принес? (Муравей Свати, принес нам карту).

- Как вы думаете, что это за карта? (Ответы детей)

- Правильно, с помощью этой карты мы будем путешествовать, она нам будет указывать дорогу. Кружками мы будем обозначать персонажей, с которыми познакомимся.

Свати, мудрый муравей!                     (Дети шагают за воспитателем

Научи нас, как нам быть,                    и повторяют за ним движения)

Чтоб сто лет нам всем прожить?

- Хорошо, я помогу.

Но сначала в лес пойду,

Мы узнаем у зверей,

Что нам сделать для людей.

Звери долго все живут,

Не болеют и не лгут.

Все они помочь готовы,

Стоит только захотеть

Все узнать и не болеть!

А что там впереди?

Воспитатель показывает картинку с изображением розы. Предлагает детям сесть на стульчики и читает сказку «Роза».

- Ребята, с кем познакомился Свати? (С Розой)

- Что посоветовала Роза муравью Свати? Как помочь людям не болеть? (Ответы детей)

- Послушайте стихотворение «Красота живет везде»:

Красота подобна чуду,

Красота живет повсюду:

Рядом с вами, вдалеке,

В каждом маленьком цветке.

В каждой капельке дождя

Красоту встречаю я.

В белой легонькой снежинке,

В круглой лужице, в травинке,

И в березе во дворе,

И у ежика в норе,

И в берлоге, и в гнезде –

Красота живет везде!

И в улыбке, и в привете,

И в закате, и в рассвете,

И в глазах любимой мамы –

Доброй и красивой самой.

- В чем еще живет красота? (Ответы детей         по стихотворению).

- Ребята, роза очень красивый цветок, послушайте про нее стихотворение.

Роза – ты цветов царица!

Всех прелестней и нежней.

Капелька росы искрится

В чаше шелковой твоей.

Ты мерцаешь перламутром,

Ты от сердца гонишь тень.

Кто увидел розу утром –

Счастлив будет целый день!

- Ребята, когда мы смотрим на цветы, они нас радуют, Что такое радость, как мы с вами радуемся? (Ответы детей).

- обязательно ли люди, у которых улыбка на лице, радостные? Почему? Что сказала Роза о радости? (Ответы детей).

- А сейчас отгадайте загадки:

  1. Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички.     (ромашка)

  1. В белой шапке стоит дед.

Если дунешь, шапки нет!    (одуванчик)

  1. Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи

Словно синий глазок

Смотрит в небо… (василек).

  1. Белые горошки

На зеленой ножке    (ландыш).

  1. Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит        (колокольчик).

После отгадывания загадок воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Я садовником родился».

По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее: человек становится красивее благодаря своим делам и поступкам. Вокруг себя нужно создавать красоту и любоваться ею.

Воспитатель предлагает детям нарисовать красивый цветок и подарить его Свати.

Тема: «Кенгуру» (доброта, доброжелательность)

Задачи:

- учить различать положительные и отрицательные качества (поступки);

- развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения;

- воспитывать чувство доброты, доброжелательности).

Материал: игрушка-муравей, карта «Путешествие муравья», большой лист  бумаги, цветные мелки.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей подойти к карте.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! (Показывает муравья Свати).

- Правильно, к нам в гости пришел муравей Свати. А чем мы занимаемся с муравьишкой? Правильно, путешествуем.

- А где мы уже побывали со Свати? (В лесу, в саду, на лугу).

- Кого мы встретили с вами во время путешествия? (Розу, Пальму, Овечку, собаку Бима, Лошадку).

- Ребята,  скажите, для чего же мы отправились с вами в путешествие со Свати? (чтобы узнать, что нужно делать, чтобы не болеть).

- Давайте вспомним, что нам посоветовали герои, которых мы встречали? Что посоветовала Роза? (дарить красоту и быть красивыми и радостными). Что посоветовала Пальма? (заботиться друг о друге, быть заботливыми). Что посоветовала Овечка? (не быть жадным, делиться со всеми). Что посоветовала собака Бим? (надо дружить, быть дружными). Что посоветовала Лошадка?  (надо быть надежным другом).

- Молодцы,

 Правильно. Если мы, люди, будем дарить красоту, будем заботливыми, не жадными, дружными, а еще и надежными друзьями, - то мы будем здоровыми людьми.

- Сейчас мы с вами отправимся с муравьишкой дальше.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и читает сказку «Кенгуру».

- Ребята, как зовут «большого зайца», которого встретил Свати? (Кенгуру).

- Как передвигается кенгуру? (Прыгает).

- Что, по мнению Кенгуру, нужно делать, чтобы не болеть? (Быть добрым и дарить добро всем, желать всем добра, делать добрые дела).

- Почему добро надо отдавать? (Чтобы всем было радостно и весело, и тогда все будут здоровы).

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Добрый дождик».

Ход игры: Педагог делит детей на пары. Одному из участников пары предлагается вытянуть вперед руки раскрытыми ладонями вверх, а другому – постучать по ним  пальчиками, изображая добрый дождик. Затем дети меняются местами, упражнение повторяется. В процессе игры педагог читает стихотворение:

Дождик лил, лил, лил,

Бочки полные налил.

Все деревья напоил,

Землю-матушку умыл.

Воспитатель предлагает детям занять свои места и послушать стихотворение «Доброта»:

Нам с добротою не бывает тесно,

В любой семье с ней вместе жить чудесно.

Она нужна и маленьким, и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.

Она на кухне бабушке поможет,

И дедушке с ремонтом в гараже.

Она любое дело сделать сможет,

Когда храним ее в своей душе.

Она сестренке сказку почитает,

Она научит улыбаться нас,

Щенка накормит, кошку приласкает,

У доброты расписан каждый час.

Она помирит тех, кто в долгой ссоре,

Обиды все и шалости простит,

Придет на помощь в безутешном горе

И в жарком споре быстро победит.

Скорей сердца ей отворим навстречу,

Откроем окна, двери распахнем.

И только с нею Добрый день начнем,

И вместе с нею встретим Добрый вечер.

- Давайте с вами перечислим дела, которые доброта делает «с утра до вечера» (ответы детей по тексту стихотворения).

Воспитатель проводит краткую беседу, в ходе которой напоминает детям: доброта – это то, без чего мир не сможет существовать; доброта украшает человека; доброта важна в отношениях с другими людьми.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми рисует «Дерево Доброты». Педагог привлекает внимание к Дереву Доброты», нарисованному на листе бумаги, и просит их рассказать о своих добрых делах. По мере высказываний участники рисуют на дереве новые плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "

Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Комплексная система познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленная на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья...

Презентация "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех."

Оздоровительные мероприятия в группе компенсирующей направленности....

Консультации для родителей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни ребенка»

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...