«Как помочь гиперактивному, агрессивному, тревожному ребенку».
методическая разработка (младшая группа) по теме

Буякова Татьяна Александровна

Материал содержит описание гиперактивного, агрессивного, треаожного ребенка и правила работы с таким ребенком. Основана статья на работах  галины Мониной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр развития ребенка детский сад №60

Приморского района Санкт Петербурга

Консультация для педагогов

в рамках тренинга для тренеров

по программе «Сообщество»

Тема: «Как помочь гиперактивному, агрессивному, тревожному ребенку».

                                                            Составила воспитатель

                                           Буякова Т.А.

Санкт – Петербург

2008 год

Индивидуализация образовательного процесса.

Все мы, работающие по программе «Сообщество», создаем предпосылки для того, чтобы дети выросли активными, энергичными людьми, знающими, как добиваться цели, умеющими заботиться о других и способными повлиять на свой мир.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Проблем с дисциплиной становится меньше, а приобретенных знаний и навыков – больше.

Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение, у них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха.

«Каждому!!!» - как страшно это звучит. С некоторыми очень легко играть и заниматься, они много знают, уравновешенны в поведении, отзывчивы. А другие требуют больше внимания, других слов и жестов, другой точки зрения на его поступки. Приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию и находчивость, чтобы найти подход к этим мальчикам и девочкам.

О темпераментах

Зная некоторые особенности темперамента того или иного ребенка, можно избежать многих ошибок, ведь каждый из них требует к себе определенного подхода.

Дети-экстраверты проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми. Таких детей рекомендуется, как можно чаще хвалить, обсуждать с малышами различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они чаще находились в обществе детей и взрослых. Это касается холериков и сангвиников.

Интроверты умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. Таким детям нужно обеспечить возможность побыть в тишине, заняться какими – то своими играми и делами. За столом и во время сна ему нужен простор. Это относится к флегматикам и меланхоликам.

После общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок – интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок – экстраверт, наоборот, активен.

Эмоционально нестабильные, холерики, дети требуют к себе особого внимания. При нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы. Можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-то или просто успокоить. В минуту перевозбуждения поможет прием под названием «тайм-аут»: сделать массаж, пошептаться, умыться. Его нельзя стыдить в присутствии посторонних.

Меланхоликов необходимо оградить от эмоциональных перегрузок. Ребенок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать, - это нормально. Такому ребенку хорошо бы в саду и дома иметь близкого человека, с которым он мог бы делиться своими проблемами. Им свойственны занятия лепкой, рисованием.

Сангвиник предпочитает подвижные игры, любит сочинять и фантазировать. Он быстро переключается с одного занятия на другое,

Детям флегматикам можно рекомендовать занятия лепкой и рисованием, сочинительством.

Как помочь гиперактивному ребенку

Наверное, в каждой группе детского сада встречается ребенок, который не может долго сидеть на одном месте, молчать, слушать и подчиняться инструкциям. Они подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Такие дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

 Часто гиперактивный ребенок обладает плохой координацией или недостаточным мышечным контролем. Он  тяжело концентрирует свое внимание, легко отвлекается, задает много вопросов, но не всегда дожидается ответов.

Прежде всего, страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания и угрозы не улучшают ситуацию, а порой даже становятся причиной новых конфликтов. Кроме того, такие меры воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера.

Часто гиперактивности сопутствуют трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития не зависит от степени гиперактивности.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а вот научиться жить в мире и сотрудничестве – вполне посильная задача.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на тир блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Критерии гиперактивности

  1. Дефицит активного внимания
  1. Непоследователен, трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С энтузиазмом берется за задание, но часто не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации
  5. Часто теряет вещи
  6. Избегает трудных и скучных заданий
  7. Забывчив
  1. Двигательная расторможенность
  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства.
  3. Спит меньше, чем другие дети.
  4. Очень говорлив.
  1.  Импульсивность.
  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто прерывает, вмешивается.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения.
  5. Не может контролировать свои действия, не может следовать правилам.
  6. При выполнении заданий показывает очень разные результаты.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Правила работы с гиперактивным ребенком

  1. Работать в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но частые периоды.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить рядом с собой на занятиях.
  7. Использовать тактильный контакт
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать четкие, конкретные инструкции.
  10. Поощрять сразу, не откладывая на будущее.
  11. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Как помочь агрессивному ребенку

Агрессивный ребенок выделяется среди других детей тем, что нападает на других ребят, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Агрессивный ребенок, используя любую возможность стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не  «успокаивается», пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Такой ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Агрессивный ребенок часто считает себя отверженным, никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания детей и взрослых. Эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы ребенку, как сделать лучше, он не знает. Порой это отчаянная попытка завоевать свое место в коллективе, борьба за выживание, защита от несправедливого мира.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за ссору на других. Такие дети обычно не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что это весь мир хочет обидеть их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей небогат, в палитре эмоций преобладают мрачные краски. Даже в стандартной ситуации проявляют защитные реакции.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний родителей в ответ на проявление гнева у ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных методы воздействия: снисходительность и строгость. Резкое подавление агрессии не устраняет его, а лишь усиливают. Если родители не обращают внимание на вспышки гнева, то через некоторое время ребенок начинает считать это дозволенным, и привыкает действовать агрессивно.

Критерии агрессивности

Ребенок

  1. Часто теряет контроль над собой
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми
  3. Часто отказывается выполнять правила
  4. Часто специально раздражает людей
  5. Часто винит других в своих ошибках
  6. Часто сердится, отказывается выполнять что-либо
  7. Часто завистлив, мстителен
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении встречались хотя бы четыре из перечисленных признаков.

Правила работы с агрессивным ребенком

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым проявлениям гнева.
  6. Давать ребенку проявлять гнев непосредственно после беспокоящего события.
  7. Обучать распознавания собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

        

Как помочь тревожному ребенку

        В группу входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко и неслышно здоровается, неловко садиться на краешек стула. Кажется, что он ждет каких-либо неприятностей.

        Это тревожный ребенок. Таких в саду немало, работать с ними, пожалуй, сложнее, потому что в отличие от гиперактивный и агрессивных детей, они прячут свои проблемы глубоко внутри.

        Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, именно они самые некрасивые, неумные. Они ищут поощрения и одобрения взрослых.

        Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности.

        Одной из основных причин считается нарушение детско-родительских отношений, когда у ребенка проявляется наличие внутреннего конфликта. Такой конфликт может быть вызван, например, противоречивыми требованиями родителей и воспитателя. Также при наличии неадекватных (чаще завышенных требований) и негативных требований, таких как побуждение к обману.

        Для тревожных детей характерны соматические проблемы: головные боли, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, частое сердцебиение.

Критерии тревожности

  1. Постоянное беспокойство
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
  3. Мышечное напряжение, обычно в области лица, шеи
  4. Раздражительность
  5. Нарушение сна

Правила работы с тревожным ребенком

  1. Избегайте состязаний и каких-либо заданий, учитывающих скорость
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
  4. Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите ребенка, но так, чтобы он знал, за что
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
  7. Не предъявляйте завышенных требований
  8. Будьте последовательны в воспитании
  9. Старайтесь делать как можно меньше замечаний
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК ПОМОЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ДЕТЯМ? (Тревожные, агрессивные и гиперактивные дети)

Консультация предназначена для родителей у детей которых наблюдается тревожность или агрессия....

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Картотека подвижных игр с гиперактивными,агрессивными ,тревожными и аутичными детьми.

quot;Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми"...

Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми.Лютова Е.К Монина Г.Б

Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми...