Психологическая помощь детям с ЗПР
презентация к уроку по теме

Коррекционно-развивающая работа с детьми, направления коррекционной работы педагога-психолога, игры -упражнения с детьми с ЗПР,  основные задачи работы психолога с родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая помощь детям с ЗПР Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания. ЗПР характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере.

Слайд 2

Прежде всего, необходимо учитывать,что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха.Она должна относиться как к предметно-практической деятельности , в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию . Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

Слайд 3

Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики .

Слайд 4

Направления коррекционной работы педагога- психолога: Комплексное исследование, наблюдение за динамикой развития, прогноз Развитие познавательной активности Обеспечение полноценного психического развития Целенаправленное формирование учебной деятельности Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы Преодоление недостатков в речевом развитии Формирование коммуникативной деятельности

Слайд 5

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности: рисование; лепка, аппликация; конструирование ; работа с мозаикой; пальчиковая гимнастика

Слайд 6

В рисовании можно использовать следующие игры- упражнения: срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру; раскрашивание и штриховка.

Слайд 7

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей , памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Слайд 8

Детям с ЗПР полезны игры - упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: в емкости с крупой прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать , не доставая; сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; выкладывание фигурок из круп; игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д. Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Слайд 9

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы : поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании; проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий; повторение ребенком задания вслух ; вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено ; привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

Слайд 10

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Слайд 11

Рекомендации родителям Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

Слайд 12

Основными задачами работы психолога с родителями можно считать: помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка; обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей; ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 13

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Слайд 14

Рекомендуемая литература : 1. Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001. 2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольни­ков. М., 2001. 3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001. 4. Практикум для детского психолога Г. А. Широкова, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а так же даются рекомендации для родителей воспитывающих детей данной категории....

психологическая помощь детям (приступ истерики у ребенка)

психологическая помощь детям(пиступ истерики у ребенка)...

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития.

В данной статье рассматриваются 4 формы ЗПР, а так же направления психологической помощи детям данной категории....

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Психологическая помощь детям в кризисной ситуации...

Семинар- практикум с элементами тренинга " Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Составление алгоритма психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной  ситуации....