СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая группа) по теме

Семдянкина Лидия Викторовна

Материал содержит информацию об особенностях сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста (предпосылках ее возникновения). Материал содержит рекомендации  для воспитателя по организации игры с детьми раннего возраста. При подготовке материала были использованы следующие источники: 

1. Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2- 7 лет: методическое пособие для воспитателей. 

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.

3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 

4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. РАЗВИТИЕ   ЭЛЕМЕНТОВ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

         В первые годы жизни  при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссерской игры.

        Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета.

             На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

        Третий этап развития игры относится к концу первого –началу второго года жизни формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку).

             Взрослый в этот период вводит ребенка в игру путем «оживления» куклы, проигрывая возможные действия по общению с ней, как с живым человеком, а затем вносит новые сюжетные игрушки по смыслу, расширяя круг действий. К 1г. 8 мес. – 1г. 10 мес. малыш уже может действовать в течение 5-10 минут самостоятельно.  

              Развитие предметных действий приводит к формированию двух типов переносов: перенос действия и перенос значения предмета. Первый тип связан с переносом ранее усвоенного действия с предметом на другой предмет или в другую ситуацию. Так, малыш, освоивший самостоятельное действие – пить из чашки, начинает поить всех знакомых кукол, медвежат и даже предметы, которые не содержат в себе образы (мяч, грузовик). По мере усвоения действия ребенок оказывается готов переместить значение конкретного предмета (чашка) на другой, функционально схожий с образом (баночка, формочка или даже ладошка).

                  Параллельно с этим происходит формирование условного обобщенного игрового действия с помощью предметов - заместителей. Внесение предмета-заместителя позволяет переориентировать ребенка с подобных операций на смысл действия, т. е. сюжетную сторону игры. Первые предметы-заместители водятся к двум годам с опорой на известную ребенку игру с сюжетными игрушками.

             Таким образом, можно говорить о трех предпосылках развития сюжетной игры на втором году жизни:

- «одушевление» куклы, которая потом станет партнером в игре;

- выполнение действий с подразумеваемым предметом (кормит кашей, которой в ложке нет);

- превращение одних предметов в другие (предметы-заместители).

             Сюжетная игра занимает в этом возрасте мало времени, но она необходима. В ней формируются понимание и практическое усвоение первого условного игрового действия. Поэтому главное для ребенка в 2, 5 года - самостоятельное открытие действий «понарошку», условности игрового действия и расширение на этой основе ряда игровых действий, объединенных общим смыслом.

2. СЮЖЕТ, СОДЕРЖАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ

        В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

      Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.  Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: формирование игры как деятельности и использования игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

            Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Основным содержанием являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.

           Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:

 1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

             Одним из основных приемов руководствами играми малышей по является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большей целенаправленности и содержательности действий детей. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.      

             С этой целью  можно использовать любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка), которые стимулируют детей к взаимоподражательным  действиям, направленным друг на друга. Дальнейшая игра  с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: совместная постройка башни, сбор пирамидки и т. п.

             Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может «одушевлять» кукол и другие игрушечные персонажи. Постепенно воспитатель переходит к показу игры, включающей две смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит суп на игрушечной плите, а затем кормит  им кукол). При повторении сюжета воспитатель подключает  к игре одного или двух малышей.

             После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к реализации следующей задачи — формированию игрового действия с предметом-заместителем.

             При введении в игру предметов-заместителей воспитатель должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно обозначать условный предмет («Это у нас мыло»), смысл производимого с ним действия («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло»), делать это неоднократно в ходе игры, чтобы для ребенка полнее выступала условность игрового предмета и действия. В то же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом («Чем ты свою куклу кормишь?»).

             Дети раннего возраста  употребляют предмет-заместитель в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому воспитателю в дальнейших играх  следует расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать  предмет для выполнения разных игровых действий, (так, в одной игре палочка используется как ложка, в другой она — градусник, в третьей — расческа и т. д.); использовать разные предметы-заместители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия (н-р, в первый раз в игре вместо мыла берется кубик, в следующий раз — плоская коробочка, брусочек и т. п.).

             К двум годам, когда  усвоены действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (например, причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко, конфету и т. п).

             По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с одним-двумя малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включать большее количество детей. В такой игре  можно обойтись и без игрушек, развертывая сюжет так, чтобы дети направляли условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя. Можно отправиться в лес собирать грибы; в парк, где они будут собирать  опавшие листья, есть мороженое.

             Итак, дети научились самостоятельно развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого в совместной с ним игре. Теперь воспитатель может переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета. Воспитатель развертывает сюжет так, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику, он как бы «замыкает» детей друг на друге. Например, играя с детьми в «поездку в лес» предлагает: «Маша, какую большую ягодку ты нашла (ягода воображаемая). Угости ею Диму» и т. п.

            Во второй половине третьего года жизни ребенка в развитии сюжетных игр происходит скачок - появляется роль. Педагог должен представлять, какие роли целесообразно водить в детскую игру на данном этапе. Сюжет игр малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизни семьи, детского сада: «Угощение», «Поездка», «У врача», «Шоферы», «Строители», «Детский сад», «Куклы», «Медвежонок» и др.

             Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности:

1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;

2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сюжетно-ролевая игра дошкольника"

Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок отк...

Сюжетно ролевая игра дошкольника

Планирование сюжетной игры во второй младшей группе детского сада...

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.Теоретические основы.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шабло...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра дошкольников.

Структура сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:      -  сюжет; - содержание; - роль [17]....

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....