ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С СИБИРСКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ (ХАЙТИНСКАЯ ФАРФОРОВАЯ ПОСУДА)
статья по теме

Воробьева  Елена Владимировна

 

ВВоспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. А для этого этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, за малую Родину, богатую славными традициями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛЮБВИ  К  РОДНОМУ  КРАЮ  ПРИ   ОЗНАКОМЛЕНИИ  ДЕТЕЙ  С  СИБИРСКИМ  НАРОДНЫМ  ПРОМЫСЛОМ  (ХАЙТИНСКАЯ  ФАРФОРОВАЯ  ПОСУДА)

Любовь к Родине –  чувство,

которое  поддаётся изменению

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры.

Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Еще в свое время знаменитый классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, рассматривая вопросы нравственно-патриотического  воспитания в статье «О необходимости сделать русские школы русскими», указывал на то, что «русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится». Б.М.Неменский так же отмечал, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».

А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, за малую Родину, богатую славными традициями.

Красота родной природы, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Хайтинская роспись по фарфору – это жемчужина народно-прикладного искусства Сибири. Она может встать в единый ряд с известными на всю Россию росписями: гжельской, городецкой, хохломской.

Роспись хайтинских мастеров по фарфору включает в себя крупномазковую живопись изумительных по красоте сибирских цветов: подснежников, марьиных кореньев (пионов), саранок, жарков, багульников, роз, тюльпанов. Художники использовали насыщенные краски от ярко-желтого   до малинового   и    огненно-рыжего,    роспись     оформлялась пестрением (золотом), изделия окантовывались арабеской.

Работа по ознакомлению с хайтинской росписью не ставит перед собой цель подготовить профессиональных мастеров-художников, так как у нас нет возможности познать технологический процесс изготовления художественной посуды и мелкой пластики. Главными задачами работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с хайтинской росписью являются следующие:

1.знакомить детей с хайтинским народным промыслом, его историей и этапами развития;

2.способствовать развитию умения выполнять традиционные элементы хайтинской росписи по фарфору (капелька, мазок с тенью, пестрение, арабеска и др.);

3.формировать эмоциональную отзывчивость, гордость за свою малую Родину, его природные богатства и людей-умельцев своего дела.

Образовательная деятельность по данному направлению начинается со знакомства детей с изделиями народных промыслов нашей необъятной Родины (дымковская, филимоновская игрушка, хохломская, городецкая, гжельская росписи),  их историей, особенностями изготовления и художественного оформления. Позже детей знакомят и с народными промыслами родного края, где ярким примером является Хайтинский фарфоровый промысел с самобытной росписью по ней.

 Сначала внимание детей привлекается к ярким  рисункам, узорам, исполненных на посуде, изготовленной на Хайтинском фарфоровом заводе, ставится проблема по расследованию, где же такая посуда изготавливается, чем она интересна и особенна? В группе создается предметная среда, способствующая решению поставленной проблемной ситуации: мини-музей  продукции Хайтинского фарфорового завода, изготовлены дидактические игры, направленные на закрепление знаний детьми об элементах декоративных  росписей («Составь узор», «Собери цветок», «Назови цветок нашего края»), технологические карты последовательности рисования декоративных элементов и узоров хайтинской росписи.

Вместе с работой по созданию условий начинается ознакомление детей с историей и развитием фарфорового производства в Сибири, с основателями Хайтинского фарфорового завода – братьями Переваловыми и основоположником сибирской росписи – Дмитрием Морозовым, а позже и с основателем крупномазковой росписи по фарфору Раисой Григорьевной Алешиной. Далее работа строится непосредственно по решению задач образовательной области «художественное творчество», где детей знакомят и обучают техническим приемам рисования элементов узоров (капелька, пестрение, арабеска, усик и др.) и обширной цветовой гаммой хайтинской росписи. В процессе образовательной деятельности дети из элементов составляют и рисуют заданные цветы (саранки, пионы, подснежники, жарки), а затем и самими придуманные ими узоры и композиции.

Ознакомление с хайтинской росписью открывает для детей новые пути познания народного мастерства, обогащают их внутренний мир, воспитывают чувство прекрасного, любовь к малой Родине и мастерству ее умельцев.