Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»
статья (старшая группа) по теме

Прудникова Галина Семёновна

 

Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики  рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradicionnye_metody_raboty_s_detmi.docx185.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики  рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»

   Прудникова Галина Семёновна

Воспитатель ГБДОУ №58 СПБ 

 

 Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.  В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.

  1. Цели и задачи: совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами; развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, в её бесконечном многообразии, развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей. овладение
  2. элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.
  3. формирование творческой активности, художественного вкуса;
  4. развитие мелкой моторики;
  5. формирование чувства цвета;
  6. воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  7. воспитание организованности, аккуратности.
  8. Умения начатое дело доводить до конца.
  9. Формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами
  10. аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища.
  11. интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности
  12. формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.
  13. формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

Преимущества соленого        теста:

  1. Можно приготовить в    любой момент, не тратя  лишних денег; 

   2. Легко отмывается и не  оставляет следов; 

  3. Безопасно при попадании  в рот, если не добавлять клей,  - обычно, один раз  попробовав тесто на вкус,  ребенок больше не пытается  взять его в рот - невкусно!!! 

 4. Если оно правильно  замешано, лепится  замечательно, к рукам не  липнет; 

 5. Можно сушить в духовке, а  можно - просто на воздухе; 

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

 

     Рецепт соленого    теста: 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла.
Советы :
- если тесто слишком мягкое, добавьте немного соли и муки и продолжайте вымешивать, пока не добьётесь нужной консистенции;
- Если с тестом будут работать дети, замесите его покруче, потому что в тёплых детских ручках тесто размягчится;
-Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным.
Замешивание теста.
1. Хорошо перемешайте муку с солью.
2. Добавьте воду, масло и замесите тесто. Вода должна быть холодной. Месите долго.
3.отове тесто положите в целлофановый пакет и подержите его в холодильнике хотя бы полчаса.

      В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

 

Материалы и инструменты

Материалы:

* Муку блинную - нельзя (при высыхании фигурки поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются)

* Соль самую мелкую – «экстра», крупные вкрапления не растворяются,  

 впоследствии тесто не однородное).

* Вода - лучше всего холодную. Добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связанно с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

* Клей обойный или ПВА.

* Крахмал картофельный

* Красители пищевые.

* Краски акварельные или гуашь.

* Лак светлый для покрытия изделий.

* Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

* Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся в контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

Инструменты и приспособления

 Для начала, самое необходимое:

*  Скалка, ножик или стек, расческа (незаменимый предмет, например, делать корзинки).  

*  Ещё незаменимый предмет обычная шариковая ручка и особенно стержень.  Замечательно разным концом стержня делать точками различные узоры, дырки в сыре, глазки и многое другое...

*  Для оформления поделок пригодятся – ситечко, чесноковыжималка фигурные ножи для печенья или уже готовые фигурные наборы для пластилина (стеки).

*   Теперь ищем по дому всё, чем можно сделать отпечатки, например:

фигурные пуговки,  заколки,  мешковина, кружево, бусинки, колечки, детские игрушки, подставки от свечек на торт, ручки,  вилки,  у ручек ложек и вилок - бывают ажурные узоры и многое другое.

                                       Приёмы лепки

Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное — не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получались хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.

 Нередко бывает, что основным элементом изделия является толстая лепешка большого размера. Здесь могут возникнуть две проблемы.

Первая: изделие получается очень тяжелым и плохо пропекается внутри.

Вторая: большую поверхность трудно сделать идеально ровной. Справиться с этими проблемами позволит простой прием.  Необходимо взять фольгу, смять её в комок и заложить вовнутрь большого колобка теста, немного покатать в руках и сплющить, получив лепёшку нужной толщины.

 В некоторых случаях лепку фигуры следует начинать с отдельных деталей, так как их необходимо предварительно подсушить и лишь, потом приступать к работе над основной частью изделия.

Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка (шарика) и колбаски. Начните лепку с изготовления нескольких шариков и колбасок. Если вы хотите получить элементы — лепешки и ленточки, рюшечки и жгутики, цветочки и листочки одинаковой величины, то и заготовки для них должны быть одинаковыми по размеру.

  1. Из колобка всегда можно расплющить или раскатать лепешку, а из колбаски — ленточку.
  2. Из лепёшек легко скрутить кулёчки, сделать мелкие детали или набрать орнамент.
  3. Ленточка красиво собирается в рюшечку или скручивается в спираль.
  4. Более сложные элементы – фигурки, лучше вырезать из раскатанного теста с помощью кондитерских формочек или обыкновенного ножичка.
  5. Если необходимо вырезать несколько одинаковых деталей сложной формы, сделайте шаблон из картона, тонкого пластика, клеёнки.

 

Создание фактурных поверхностей

При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

Для создания фактуры поверхности элемента композиции стоит лишь поколоть тесто иголкой, провести по нему портновским или кондитерским колесиком, покатать колечком, подавить расческой или насадками для

кулинарного шприца и т. д. Такие нехитрые приемы помогут украсить ваши изделия. Например, колпачок от фломастера одной стороной выдавит на вашем изделии кружочки, а другой — прекрасные снежинки. А пуговицы? Выберите из них самые рельефные и начинайте фантазировать. Различные методы нанесения рисунка можно комбинировать между собой самыми разнообразными способами.Для создания шероховатой поверхности, меха, причёски и многого другого вам помогут не очень мелкое ситечко и чесноковыжималка.

Соединение и сушка деталей

Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, можно использовать зубочистки, можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины.

При работе с небольшими элементами смачиваем влажной кисточкой места соприкосновения деталей. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.

Для прикрепления основы из ткани и рамки, а также изделий к основе используем клей ПВА.

Способов сушки и запекания изделий существует несколько.

  1. Сушка на воздухе – на это уходит больше времени, в помещении должно быть сухо и тепло.
  2. Сушка и запекание в электрической духовке. Процессы запекания и подрумянивания точно по времени рассчитать нельзя: все изделия различаются по объёму, каждая печь имеет свои особенности.

Заключение

Вывод:  

  1. На занятиях по тестопластике, дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  2. создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  3. во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  4. в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  5. тестопластика включает в себя множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств, работа с красками и еще многое другое;
  6. получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия;
  7. тесто является теплым, экологичным и доступным материалом.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) Тема: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».

Показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...

Мастер-класс "Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук"

показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

Мастер- класс для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»...

Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

В практике моей работы с детьми  прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук  у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошко...

Мастер-класс для родителей «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми Т.Н.Р. в развитии мелкой моторики»

Мастер-класс для родителей «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми Т.Н.Р. в развитии мелкой моторики»...

Нетрадиционные методы работы с детьми, как одно из направлений развития личности дошкольника в условиях реализации ФГОС в ДО.

Нетрадиционные методы работы с детьми, как одно из направлений развития личности дошкольника в условиях реализации ФГОС в ДО....