Главные вкладки

    Проектное задание на тему: "Формирование представлений об окружающем мире у предшкольников, средством нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинография
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Проектное задание. Срок - 1 год. Актуальность, цели, задачи, этапы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_dlya_interneta.docx20.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

    «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ПРЕДШКОЛЬНИКОВ, СРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ПЛАСТИЛИНОМ-ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

                                                 

    «Формирование представлений об окружающем мире у предшкольников, средствами нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинография»

    «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,

    открыватель мира.  Через сказку,  фантазию,  игру,

    через неповторимое детское творчество – верная

    дорога к сердцу ребенка».

                                                                                                             В.А.Сухомлинский

         Овладение знаниями об окружающем мире – важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте, но это сложная задача дошкольного воспитания. Этот вопрос актуален в современном обществе так как,     знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

          Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человечности. Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений.

          Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, - замечал В.А. Сухомлинский, - то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции носят поверхностный характер.        

               Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

             Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями в области педагогики и социальным заказом современного общества.

            Изобразительная деятельность  тесно связана с познанием окружающего мира. В процессе этой деятельности уточняются и углубляются представления об окружающих предметах.

            Еще И.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает, стремиться самым разнообразным способом, выразить полученные им впечатления. Надо дать ему материал и научить, как обращаться с ним. Материальное выражение сложившихся образов, служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось».

           Изобразительная деятельность вызывает у детей большой интерес, удовлетворяет их потребность в деятельности, самостоятельности, в возможности сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве. Вместе с тем эта деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Об этом писали Я.А. Коменский, Д. Дидро, Ф. Фребель,     Г. Кершенштейнер и многие другие. И не случайно поэтому одна из центральных проблем художественной педагогики – развитие художественных способностей у детей.

             В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В процессе изодеятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, формируются такие важные качества, как активность, самостоятельность, инициатива, воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи.

             Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольников, она дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, содействует развитию творческих способностей.

            Обучение изобразительной деятельности способствует всестороннему развитию дошкольника:  умственному, нравственному, этическому и физическому.  А это является главной целью подготовки детей к школе. А так же, неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. На занятиях с использованием нетрадиционных техник и материалов ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира.

         В настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных дополнительных, альтернативных, авторских, программно-методических материалов.

          Из множества различных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, выделяется – пластилинография (новый вид декоративно-прикладного искусства ).

          Пластилинография в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственого восприятия окружающего мира детьми.

    Цель проекта: разработка системы  работы по формированию представлений об окружающем мире у предшкольников, средством нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинография.

    Задачи проекта:

    1. вызвать у детей интерес к нетрадиционной технике – пластилинография;
    2. разработать систему работы по формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира у предшкольников, используя пластилинографию;
    3. формировать способности удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира;
    4. развивать детское изобразительное творчество средством овладения нетрадиционной техники – пластилинография;
    5. создание условий, способствующих формированию и закреплению знаний детей;
    6. привлечь родителей к изготовлению совместных работ с детьми, используя пластилинографию.

    Педагогический проект реализовывался в МДОБУ д.с. №17 «Сказка» города Новая Ладога в подготовительной группе.

    Вид проекта: долгосрочный.

    Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, основной, обобщающий.

    На подготовительном этапе необходимо заинтересовать детей и родителей, привлечь их внимание к нетрадиционной технике работы с пластилином-пластилинография. Для этого использовались беседы с детьми  на тему «Чем я умею рисовать?», «Что может пластилин?», «Расскажи мне о…..».

    Рассматривание иллюстраций с изображением одного предмета(одна напечатанная, другая выполненная в технике пластилинография).

             Огромное значение в привлечении внимания ребенка оказывает личный пример педагога. Для этого необходим показ готовых работ, сделанных руками взрослого и детей, сопровождающийся  рассказом, о их изготовлении. Видя их, дети понимают, что у них может получиться,  тем самым стараются сделать свою работу лучше.

            Для родителей оформление папок-передвижек на тему «Что такое-пластилинография»,«Мы рисуем пластилином», «Влияние пластилинографии на физическое и психологическое развитие детей», «Памятка для родителей». Использование работ по пластилинографии в оформлении групповых помещений.  

    На втором этапе работа велась по трем направлениям.

    Работа с детьми. Процесс руководства осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях.

    1. Руководство изобразительной деятельностью на занятиях.
    2. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей вне занятий.

                Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Чем полнее и  разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Наиболее интересная и доступная для детей деятельность – деятельность с пластилином.  Поэтому в  работе используются комплексные занятия по ознакомлению с окружающим + лепка, различной тематики ( фрукты, овощи, животные, птицы, транспорт, насекомые и др.). Занятия проходят с усложнением(готовый фон с образцом; фон, обводка и образец; фон и обводка).

    В изготовлении работ с изображением предметов окружающего мира,  используется бросовый материал (пайетки, крупа, бусинки и др.) Детям очень нравится украшать свои работы. Как показывает практика, такие занятия вызывают у детей особый интерес, так как они видят конечный результат своей работы, сделанный своими руками.

             Так же на занятиях по пластилинографии эффективно использовать оздоровительные приемы, такие как использование массажных мячиков, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, игры на развитие мелкой моторики.  

     Детские работы индивидуальные и коллективные необходимо использовать в оформлении групповой комнаты и детского сада, так как дети видят значимость своих работ, и у них появляется огромное желание заниматься этим дальше.

           Организация и оборудование занятий должны способствовать эстетическому воспитанию детей, поэтому на  занятиях  дети учатся соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте и прибирать его после окончания занятий. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко им пользоваться, так как  такая обстановка вызывает у детей желание заниматься. Они стараются сохранить и поддержать красоту и порядок. На занятиях используется пластилин средней мягкости, так как слишком мягкий и слишком твердый пластилин мешает процессу его размазывания.

    Особое внимание уделяется наглядным пособиям, они должны быть оформлены  на высоком уровне, чтобы  привлекали внимание детей и служили для них образцом.

    Работа с родителями.  Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагога, родителей и детей. Для реализации этой формы  используется: оформление выставок детских работ, приглашение на открытое занятие, подготовка статьи «Учимся рисовать пластилином вместе с детьми», выставки совместного творчества детей и родителей, совместный досуг детей и родителей.

    Работа по обогащению развивающей среды. Для этого в уголке по изодеятельности надо внести дополнительный материал: картон(фон), обводки в соответствии с темой, пайетки, крупу, различные бусинки. Материал копится в течении года, и к концу года детям предлагается вся тематика.

    На третьем этапе детям предлагается самостоятельная деятельность в уголке по изодеятельности, где они выбирают тематику по желанию, подбирая фон, обводки, пластилин и проч.

    Результат проекта показал, что для успешного формирования знаний об окружающем мире у предшкольников необходимо:

    1. вызвать у детей интерес к выбранной деятельности;
    2. создать  предметно-развивающую среду и условия;
    3. использовать комплексные занятия, на которых дети за счет переключения внимания на другие виды деятельности, рассматривают изучаемый объект с разных сторон, при этом, не теряя интереса и концентрации внимания;
    4. взаимодействовать с семьёй.  

      Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование нетрадиционной техники – пластилинография, способствует успешному формированию представлений об окружающем мире у предшкольников, ведь именно эта нетрадиционная техника является для детей интересной, а

                «Интересно – значит успешно». 

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином (пластилинография). Тема "Сказочная рыбка".

    Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в рисовании пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности....

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 6 лет по художественно - эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином «Сказочная рыбка"

    Формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику работы c пластилином (пластилинографию)....

    Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей» консультация для воспитателей

    задачи педагогов в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию, влияние сказок на экологическое воспитание...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в нетрадиционной технике – точкование «Рассказ о весне».

    Интеграция образовательных областей:          - «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы),...

    Виды нетрадиционной техники работы с пластилином

    Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степе...

    Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)

    laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: реализация требований ФГОС (из опыта работы)» Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование...

    Нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография, как современное средство образовательного процесса.

    Нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография, как современное средство образовательного процесса....