Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином (пластилинография). Тема "Сказочная рыбка".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Тарасюк Юлия Анатольевна

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в рисовании пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skazochnaya_rybka_629.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОРВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 26 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект

 совместной деятельности

воспитателя с детьми 5 – 6 лет по художественно -                     эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином (пластилинография)

Тема: «Сказочная рыбка»

\

Автор конспекта:

воспитатель Тарасюк Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург

2016

Цель: формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику работы c пластилином (пластилинография)

Задачи:

В области социально-коммуникативного развития:

  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности

В области познавательного развития:

  • Развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетического восприятия окружающего мира

В области развития речи:

  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • Развитие диалогической речи

В области художественно – эстетического развития:

  • Формирование восприятия художественного слова и искусства
  • Совершенствование технических и изобразительных навыков, умений. Использование в работе различных по содержанию и структуре бросового материала

В области физического развития:

  • Развитие общей и тонкой моторики

Используемые технологии:

  • Нетрадиционная техника рисования (пластилинография)
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология интегрированного занятия

Методы и приемы:

          Беседа (вопросы – ответы), чтение художественной литературы (художественное слово); демонстрация наглядных пособий (показ иллюстрации, показ образца и способов действий); создание проблемной ситуации; физкультурная минутка, пальчиковая игра, пластилинография.

Оборудование и материалы:

  • Мольберт
  • Иллюстрация  с изображением золотой рыбки
  • Магнитола
  • Аудиозапись  –  «Звуки моря»
  • Книга «Сказки А.С. Пушкина»
  • Диск с нарисованным силуэтом рыбы на каждого ребенка
  • Пластилин разных цветов
  • Клеенки для лепки
  • Стеки
  • Салфетки для рук
  • Бросовый материал: глазки для рыбок, пайетки, ракушки, камешки

Предварительная работа:

  • Наблюдение за аквариумными рыбками
  • Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Рассматривание иллюстраций к этому произведению
  • Рассматривание картинок с изображением морских обитателей
  • Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Собери картинку»
  • Рисование рыбок
  • Прослушивание музыкальной записи Сен Санс «Аквариум», имитация под звуки движения рыбок
  • Разучивание стихов и разгадывание загадок о подводном мире

Ход совместной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный момент (формирование положительной установки детей на участие в занятии)

  • Ребята, давайте поздороваемся с гостями и встанем в круг.
  • Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне и своему другу, чтобы было у нас хорошее настроение.

  1. Беседа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (уточнение и расширение словаря по теме, развитие диалогической речи)

На мольберте размещена иллюстрация с изображением золотой рыбки.

  • Посмотрите ребята, сегодня к нам в гости приплыла рыбка. Рыбка не простая, а какая? Приплыла она из сказочной страны. А чтобы узнать из какой  сказки рыбка, послушайте стихотворение (воспитатель читает отрывок из книги «Сказки А. С. Пушкина):
  • Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,      

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,-

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,-

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз он закинул невод,-

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

  •  Из какой сказки это стихотворение?

  • Правильно, молодцы! А вы знаете, кто написал эту сказку?
  • Молодцы, эту сказку написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
  • А кто может мне сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания?
  • А те рыбки, которые живут в аквариуме или в другом водоеме (реке, озере, в море) могут выполнять желания?
  • Скажите, почему Александр Сергеевич назвал свою рыбку золотой?
  • Чешуя, которая покрывает туловище рыбки крупная, блестит, играет на солнышке, словно золотая.
  • Рыбка золотая, весело играя

Блещет чешуей под морской волной.

  • Вы правильно заметили, что в сказке рыбка не простая, она – волшебная. Любое желание может исполнять. Подумайте, о чем вы попросили золотую рыбку, если бы вам удалось с ней встретиться?
  • Но все же, какой бы не была волшебницей рыбка, без чего она, как и обычная рыбка, не смогла бы жить?
  • Правильно. Ребята, вы знаете, что необходимо рыбам, чтобы в воде они чувствовали себя комфортно и могли нормально жить? Что им надо для дыхания и питания?
  • Как вы думаете, песок и камни необходимы морским жителям или нет?
  • Ребята, золотая рыбка предлагает вам поплавать в море.

  1. Физкультурная минутка «Аквариум»

(координация речи с движением, развитие подражательности)

  • Вокруг себя повернись и в рыбок превратись!
  • Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рожками шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

  • Вокруг себя повернись и в ребяток превратись! Мы немного отдохнули, а теперь садитесь за столы.

  1. Практическая часть (пластилинография)

  • Ребята, я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь свою рыбку - волшебницу, чтобы загадывать ей свои желания. Сегодня мы с вами сделаем рыбок, изображая их при помощи пластилина, а чтобы рыбка действительно была похожа на золотую, мы поверх пластилина выложим блестки – чешуйки.

Этапы работы:

(Звучит музыкальное сопровождение.)

  • Сначала заполняем пространство внутри контура нашей рыбки, размазывая пластилин (любого светлого цвета) тонким слоем большим или указательным пальцем. То же проделываем с хвостом и плавниками.
  • Стекой прорисовываем голову рыбки и     линии на хвосте и плавниках. Приклеиваем глазик. Из пластилина красного цвета делаем ротик.
  • Далее оформляем дно. Водоросли мы сделаем из тонких столбиков зеленого цвета. Ракушки и морские камешки

прикрепляем на дно с помощью пластилина.

Во время работы проводится пальчиковая гимнастика «Рыбка» (развитие тонкой моторики, координации речи с движением)

  • А сейчас мы немного отдохнем и поиграем с нашими ручками:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

  • Заканчиваем свою поделку украшением нашей рыбки: выкладываем блестки одного или разных цветов плотно друг к другу рядами по туловищу рыбки.

  1. Заключительная часть (подведение итогов).

  • Ребята, а что мы сегодня делали на занятии?

  • Ребята, давайте рассмотрим ваших рыбок. Посмотрите, какие они получились?
  • Вы совершенно верно заметили: рыбки получились яркие, блестящие, волшебные, с красивыми хвостиками. Они и должны были получиться разными,      потому что каждый делал рыбку для себя.
  • А теперь возьмите свою поделку в руку, смотрите, рыбка вам подмигнула. Загадывайте скорее самое заветное желание. Загадали? А теперь ждите, оно обязательно исполнится.
  • Спасибо ребята, вы сегодня очень старались, поэтому у вас получились такие замечательные, красивые поделки. Молодцы, вы меня очень порадовали. А теперь можете идти отдыхать.

Дети здороваются с гостями и встают в круг.

Дети вместе с воспитателем читают стихотворение.

  • Золотая.

  • Из «Сказки о рыбаке и рыбке».
  • А. С. Пушкин.

  • Она волшебная, умела делать чудеса.

  • Нет.

  • Она переливается, блестит, она волшебная.

Ответы детей (предлагают свои варианты).

  • Рыбки не могут жить без воды.

  • Им нужны морские водоросли для кислорода и для питания.

  • Песок и камни необходимы им, чтобы прятаться от больших рыб.

Дети выполняют движения:

Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.

Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.

Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед - назад.

Плавные повороты туловища влево - вправо и наоборот.

Дети выполняют движения, садятся за столы.

Дети выполняют работу под музыку.

Выполняют движения и проговаривают слова вместе с воспитателем:

Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

Снова изображают, как плывет рыбка.

Делают хватательное движение обеими руками.

Снова «плывут».

Дети выкладывают блески - чешуйки на туловище рыбки.

Ответы детей.

После окончания работы, дети кладут свои поделки на общий стол.

Дети предлагают свои варианты (разные, красивые и т.п.).

       

         Используемая литература:

  • Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для     детей с общим недоразвитием речи».                                                    Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001

       

  • Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».  Москва. Издательство «Дом XXI век», 2006

  • Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.                                           Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015

Приложение

     

                                                                                             

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»

Представляю вашему вниманию Рабочую  Программу совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 7-го года жизни по физическому развитию с использованием степ-платформ

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 7-го года жизни по физическому развитию с использованием степ-платформ...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 6 – 7 лет по художественно – эстетическому развитию Тема: «Осенний пейзаж»

Формирование творческих способностей детей в изображении природных явлений с использованием нетрадиционных техник рисования (печатание листьями, рисование ватными палочками)...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней логопедической группы по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования на тему: "Ёжик".

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелос...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 6 лет по художественно - эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином «Сказочная рыбка"

Формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику работы c пластилином (пластилинографию)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет по познавательному и художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином (пластилинографии). Тема "Жираф"

Формирование умения создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику работы c пластилином (пластилинографию)....