«Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста на занятиях и в повседневной жизни»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ефимова Лидия Сергеевна

В помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста на занятиях и в повседневной жизни»

«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле

ее эксплуататора, а как ее понимающий и

несущий нравственную ответственность за

сохранение и совершенствование в ней всего

живого и прекрасного»

А. Арсеньев.

Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо,                    И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделяет внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Моя активная позиция — это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей.

Г. А. Ягодин отмечает: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: кто мы? Дети природы или ее властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»

Руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании» 1996 г., и Концепцией дошкольного воспитания», которые направлены на развитие личности и его социальную зрелость составила систему работы, включающую перспективный план на старшую и подготовительную группы, серию конспектов, картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию, развивающую среду: для развития эмоционального отношения к живой природе создан уголок природы (разнообразие комнатных растений, где дети ухаживают за растениями, пересаживают, следят за ростом, цветением), где весной мы делаем посадки.

  1. Календарь природы — дети отмечают состояние, изменения в природе и окружающем (одежда, труд людей);
  2. Модель года, недели — закрепляют понятия: завтра, сегодня, тем самым вместе со стрелочкой они определяют цикличность временных явлений, приходят к выводу, что смена каждого времени года происходит по кругу.
  3. Для исследовательской деятельности создан — уголок опытов (книга опытов, микроскоп, разнообразные виды часов: песочные, водные; увеличительные стекла, модели почв);
  4. созданы картотеки по возрастам: пальчиковых игр, загадок, стихов; игры на прогулке;
  5. разнообразные буклеты, плакаты, альбомы, подобрана художественно-публицестическая литература по природе.

Целью свое работы ставлю: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

Задачи:

  1. Дать преставление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы.
  2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, красоте и совершенству живых форм.
  3. Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
  4. Знакомить с флорой и фауной родного края.
  5. Разработать комплекс мероприятий — на занятиях и в повседневной жизни — по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Теоретическая часть

Человек — часть природы: он не может вне  ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становление личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

«Советский энциклопедический словарь» (44) дает такое определение:

«Экология» - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

А. А. Плешков автор программы «Зеленый дом» определяет экологию как науку «о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и средой».

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научиться мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом — природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников, программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. Одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры — важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных в среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Последний раздел посвящен человеку — он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый — это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья «Планета детства», в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова).

Вывод: изучив программы экологического воспитания нескольких авторов, пришла к выводу, что в их составе можно выделить следующие элементы: цели, содержания, методы, средства, условия. Наличие этих компонентов позволяет сделать вывод о том, что авторами созданы научно-методические системы-методики экологического воспитания.

В своей работе опираюсь на такую программу: С. Н. Николаева «Юный эколог».

Практическая часть

Планирование

Старшая группа. 5-6 лет.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет переходить к понятиям. В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношение в природе, к результатам труда.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей на природе.
  2. Формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребенка, критичность мышления, интерес к миру природы.
  3. Формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами.
  4. Развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение.

Ведущим приемом является беседа. Именно беседа помогает детям помогает понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях к животным, растениям, людям. Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное — эмоциональной. Прежде чем обратить внимание на моих воспитанников, на какой-либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образам (стихи, загадки, пословицы). На зимней прогулке предлагаю подумать правильно зимнюю погоду называют сказочной, волшебной. Размышляя над этим, дети открывают для себя столько удивительного в привычном и обыденном: оказывается, сугробы имеют причудливую форму, напоминающую притаившихся зверей. Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать.

В этом возрасте провожу длительные наблюдения.

Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живет на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нем заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как «Какое настроение у дерева?», «Сегодня день рождения у березки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребенка рассуждать, вызывают любознательность.

После наблюдений мои дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе, они бездушны и тогда мы начинаем придумывать рассказы и сказки.

Составление сказок — наиболее интересный прием. «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!», эти слова мы знаем с детства. Действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она — универсальный учитель. Сказку обсуждаем, обыгрываем, придумываем свое продолжение, переделываем ее на новый лад, ставим по сказкам кукольный театр.

Для составления сказок использую разнообразные схемы, картинки, модели, игры, для того чтобы детям было легче составить свои сказки.

Детям предлагала начало сказки: Дело было зимой, испекла бабка колобок … Дети начинали придумывать свою сказку, затем мы выпускали книжку под названием «Новые приключения колобка».

Широко использую поэтическое слово.

При знакомстве с поэтизированной природой детям легче и доступнее дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, они учат сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин «Листопад», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И. Суриков «Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаются ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.

Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относиться к природе.

Подготовительная группа. 6-7 лет.

В этом возрасте большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: неживая природа, растения, животные, человек.

Задачи:

  1. Углублять представления о взаимосвязях в природе.
  2. Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы.
  3. Дать представления о том, что растения, животные, человек — представители живого в мире природы.
  4. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде.

В этом возрасте широко использую системные операторы, благодаря этому приему мои дети логически мыслят, делают выводы о взаимосвязях в природе, могут выделить части из целого.

Детям нравиться все таинственное, загадочное, поэтому в этом возрасте дети сами проводят занимательные опыты. Они уже могут написать секретное письмо невидимыми чернилами или превратить лед в пар.

После экскурсий , целевых прогулок, наблюдений мои дети делятся своими впечатлениями, отображая их в рисунках. Затем в нашей группе открывается картинная галерея. «Мои четвероногие друзья», «День рождения у березки», «В гостях у наших пернатых», «Зимушка хрустальная».

Закреплением полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях «День рождения Земли», «Волшебница вода», «День чистоты и здоровья».

Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе провожу диагностику.

Педагогическая диагностика — это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка.

Проблема экологического образования волнует всех ученых, общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Для сотрудников провела консультации «Проблемные ситуации для воспитателей», «Педагогический ринг по экологическому воспитанию», анкетирование «Выявление знаний о новом виденье экологического воспитания», экологический праздник «Там, на неведомых дорожках», ряд открытых занятий.

Большими помощниками в моей работе являются родители. Были проведены экологические викторины, совместные природоведческие акции: «Самый чистый участок», «Чтобы деревья были большими», «День цветов», «Дом для птиц».

Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Все это положительно действует на детей, они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребенка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.

Заключение.

Селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: «Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости».

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь.

В заключении следует подчеркнуть, что формирование знаний об экологическом воспитании — не самоцель в моей работе, а основа воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к миру, созданному трудом человека.

Считаю, что поставленные задачи решены:

  1. Познакомила с развитием жизни на земле (происхождением и многообразием форм жизни, с микроорганизмами, с флорой и фауной родного края).
  2. Сформировала положительные отношения самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
  3. Сформировала начало экологической культуры личности дошкольника.

Дети моей группы благодаря совместной работе видят красоту, уникальность, неповторимость живых форм, умеют видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, без мистических прибавлений. Полученные знания могут привести моих выпускников в науку или искусство.

В будущем планирую создать в своей группе:

  1. живой уголок;
  2. пополнить растениями зеленый уголок.

Список литературы:

Модернизация Российского образования.

С. Н. Николаева «Методика экологического образования».

Экологическая программа Н. Н. Кондратьева «Мы».

Экологическая программа Федотова «Пермский край — мой родной край».

Дошкольное воспитание № 7 2001 г. Стр. 61 Рыжова Н. А.