Развитие речи на занятиях по математике у дошкольников
статья по развитию речи по теме

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Консультация для воспитателей о том, какими путями на занятиях элементарной математики в ДОУ решается задача развития связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Консультация для воспитателей

«Расширение словаря и развитие связной речи на занятиях РЭМП»

Составила воспитатель Вербицкая Т. Л.

Кемерово 2013


На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную. Для этого мы используем самые разнообразные приемы, как основные на занятии, так и дополнтельные.

Формируя словарь, мы должны помнить, что одновременно с термином мы формируем и образ. Даже один неправильно сформированный образ ведет к искажению процесса коммуникации. Если произношение слова мы можем услышать и скорректировать сразу, то увидеть образ, который возникает в голове у ребенка мы не в силах.

Мы знаем, что  у детей примерно до 3-х лет (пока мышление является предметно-действенным и довербальным, неречевым) формирование образа идет от частного, конкретного случая к общему, а у детей после трех лет (когда мышление становится наглядно-образным) – само слово уже является обобщением, неким образом. Одной из особенностей организации нашего головного мозга является то, что при созревании определенного его отдела, функция, для которой такой отдел предназначен, формируется наипростейшим путем.  И все то, что попадает в нашу голову, остается там навсегда, пока головной мозг существует. И нужное (проблема в том, что не всегда легко его оттуда достать), и ненужное. И в ситуации, когда место этого кратчайшего пути «занято» ошибочно, проблема исправляется прокладыванием «обходного» пути, что конечно происходит сложнее и дольше. Аналогично происходит в случаях микропоражений мозга при минимальной мозговой дисфункции (ММД), нарушениях структуры головного мозга при перинатальной энцефалопатии (ПЭП) и других проблемах развития, не влияющих пагубно на интеллектуальное развитие ребенка. При леворукости, когда в силу доминантности правого полушария развитие мозга происходит аномально и непредсказуемо, большее количество «дорожек» имеют сложную организацию. Дополнительные пути прохождения сигналов наслаиваются на основные, а также являются более уязвимыми в силу своей сложной и поздней организации. Так, при болезни Альцгеймера человек забывает, начиная с последних событий, как говорят «впадает в детство». Это раньше детей делили на умных и неумных. Сегодня, зная об особенностях созревания головного мозга и его функций, мы говорим об индивидуальной траектории развития.

Мы рискуем заполнить кратчайший путь неверной информацией, когда не принимаем во внимание особенности развития ребенка. Например, у ребенка нарушено звукопроизношение. К двум годам формируется центр фонематического восприятия, и он становится взаимосвязан с центром моторной речи: воспринимаемая речь на слух сопровождается моторными движениями (артикуляцией). Слыша, например, «круг» - ребенок артикулирует «кух», а в результате формируется неверный образ. Или другая ситуация: на фоне ММД у ребенка развилась гиперактивность, расторможенность и прочее. Сигнал может бы и сформировался, да на пути наткнулся на точечное поражение мозга, стал искать обходной путь, да зацепил по дороге соседние каналы. Те – активизируются, да не «по делу», в голове у ребенка начинается «салют», ребенка начинает «трясти»: он может подскочить, закричать, начать что-то бросать, толкать, стучать и пр. У другого ребенка, наоборот, – гипоактивность. Сигнал пошел, да на полпути затух, его встрепенули чем-либо, а на месте, где сигнал застрял – другая информация записана, ребенок начинает «ее думать» и т.д. Такой ребенок вроде и сидит тихо – да находится не здесь, а где-то далеко. Леворукий ребенок из-за обилия сложных, извилистых путей прохождения сигналов часто бывает тревожен, неуверен в себе, даже настроен на неуспех. Встречались вам такие ситуации?..

Какими приемами мы можем помочь ребенку сформировать правильный образ слова?.. Прежде всего, задействуя основные органы чувств:

  • Увидеть, проследить глазами (например, во время зрительной гимнастика)
  • Услышать – многократно, но из разных уст, с разной интонацией (попросите детей с хорошим произношением повторить за вами), у детей младшего возраста желательно отдифференцировать от сходных по звучанию слов: кружок – кусок, треугольник – игрушка, елочка и пр. (особенно полезно обращаться к отдельным гипоактивным детям)
  • Потрогать – обследовать, сопровождая словами, либо по словесной инструкции (последнее важно для гиперактивных детей – ритм их успокаивает и организует)
  • Хорошо бы и понюхать и попробовать (например, в совместной деятельности с родителями – испечь печенье в виде фигурок, цифр)

А также:

  • Создавая дополнительный эмоциональный фон – с помощью художественного слова, музыкальных произведений – мы  помогаем, что называется «упасть зерну на взрыхленную почву», т.е. прочнее усвоить то или иное понятие (особенно важно для леворуких детей).
  • Другой полезный прием: называть слово по частям (необязательно по слогам – можно и в музыкальном размере, и с паузами) и сопровождать речь движениями: кру-жок (дуги правой-левой рукой), треу-голь-ник (рисовать грани треугольника рукой), четы-реху-голь-ник и т.п.

Приемов усвоения лексики огромное множество. Но чтобы слова прочно «засели» в голове и были «легко вынимаемыми» необходимо ввести их в связную речь.

Для этого на следующем этапе мы соединяем новый термин, понятие с уже знакомыми (в том числе и по другим занятиям) словами. Важно помнить, что в голове при образовании связного высказывания происходят тысячи наисложнейших операций. В семантических полях хранятся корни и суффиксы, несущие смысловую и оттеночную нагрузку, вернее коды их звуковых оболочек, а окончания, приставки, предлоги являются самостоятельными слоями организации речи головного мозга. Чтобы связать слова друг с другом, нейроны в головном мозге прокладывают достаточно сложный извилистый путь. Русский язык часто необъясним правилами и логикой, многое нужно просто запомнить, то есть сформировать прочные «пути-дорожки».

Поэтому, мы поупражняем детей в образовании множественного числа существительных, изучая, например, «один – много»: шкаф – шкафы, стол – столы, но стул – стулья. Изучая числительные – тренируем их согласование с существительными: одно яблоко, два яблока,… четыре яблока, пять яблок. Знакомя с цветом – уделяем внимание родовым окончаниям: у кого красный шарф, а у кого зеленая шапочка? Обучая ориентироваться в пространстве – активно употребляем приставочные глаголы: подкатился, закатился, вкатился; зашел, подошел, ушел, обошел и т.д.

Для формирования связной речи широко используются такие приемы:

  • упражнение «На что похоже?»
  • вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»
  • Задание, придумываемое ребенком по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4? – спрашивает педагог, а затем говорит: Придумай свой вопрос, но с одним вариантом ответа».
  • Игра «Волшебники»: нужно изменить одно слово в предложении, чтобы изменить картинку на фланелеграфе, например: Красный треугольник выше синего квадрата.
  • Разыгрывание ситуаций для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др.
  • Пересказ по схемам-опорам либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Жихарка», «Цветик-семицветик»
  • Сочинение сказок по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения.
  • Рефлексия – показывает владение ребенка речью, уровень сформированности связного высказывания.

Таким образом, в курса математики для дошкольников развитию мышления неразрывно сопутствует развитие речи, включающее формирование умений слушать, связно и доказательно говорить.

Практическая часть

Задания педагогам:

Придумайте такое начало математической сказки, чтобы детям было легко продолжить:

  • о цвете;
  • о формах;
  • о числах, цифрах, математических действиях;
  • на ориентировку в пространстве.