Семинар-практикум для воспитателей «Веселый карандаш»
методическая разработка по теме

Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число 6 и 7 летних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для воспитателей «Веселый карандаш»

составила воспитатель

Привалова Н.А.

Братск, 2013 г.

План

  1. Развитие ручной умелости:

а) показ игр, книг по рукоделию, материалов для работы.

б) проигрывание пальчиковых игр (2), игр с бумагой (1), со спичками с карандашами, с орехами.

в) приговорки.

г) рекомендации по проведению работы.

  1. Развитие пространственной ориентации

а) использование песен, стихов, игр при знакомстве с левой и правой рукой; с названиями пальцев (проигрывание);

б) упражнения по знакомству с тетрадью.

в) игры с графическими заданиями (проигрывание).

  1. Развитие чувства ритма и умения согласовывать темп и ритм упражнения.

а) игровые упражнения Питер, 2 подружки.

б) рассказывание стихов руками.

  1. Развитие изобразительных и графических умений.

а) изобразительная деятельность.

б) специальные упражнения (проигрывание игровых упражнений)

в) рекомендации по организации занятий по подготовке руки ребенка к письму.

Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число 6 и 7 летних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма.

Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимно связанных моментов.

  1. Развитие ручной умелости  - выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развивается точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
  2. Развитие  пространственной ориентации детей на листе бумаги и в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.)
  3. Развитие чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
  4. Развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений).

Рассмотрим работу по всем этим направлениям более подробно.

I. Развитие ручной умелости

Разнообразная практическая деятельность, заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе.

Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонкоориентированных графических движений, техника письма требует:

а) слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки;

б) правильной координации движений тела;

в) зрительной сосредоточенности;

г) способности к произвольной регуляции деятельности;

д) определенной функциональной зрелости коры головного мозга;

Для развития кистей рук организовываются игры с мелкими игрушками с мозаикой, с конструкторами, с волчками.

Показ мозаики, пазлы, конструктор, волчки и игрушки Киндерсюрприз, попрыгунчик и пр.

Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Эта работа приучает к аккуратности, точности, настойчивости, внимательности.

(книги по рукоделию).

Таких упражнений с пальцами печатается очень много, есть выбор.

Проигрываем

Засолка капусты

Мы капусту рубили (резкие движения кистями)

мы морковку трем

мы капусту солим

мы капусту жмем.

Или пальцы в кулаке (по одному показывая).

этот пальчик на рынок пошел

этот пальчик копейку нашел

этот пальчик конфеты купил

этот всех угостил

А этот пальчик наелся так,

что в дверь не пролезет никак.

Евгения Синицына, предлагает пальчиковые игры с пластилином, глиной, орехами, крупой, с бумагой, со спичками, со шкурками, с прищепками и пр. Список этот можно продолжать.

Проигрываем

«Комочек бумаги»:

  1. пользуясь пальцами обеих рук, нужно его разгладить;
  2. то же самое сделать одной рукой;
  3. то же самое указательными пальцами, средними пальцами;
  4. разгладить лист кулаками обеих рук;
  5. повторить все движения с закрытыми глазами и пр.

Со спичками:

Игра «Зеркальные спички» (в паре)

Один кладет, другой на своей стороне

также кладет спичку, повторяет движение первого.

С карандашами:

а) зажать карандаш средним и указательным пальцами – сгибать и разгибать их;

б) зажать карандаш между средним и указательными пальцами. Движения выполняются так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

С орехами:

а) покатать между ладонями (пальцы прямые);

б) перекатывать пальцами одной руки – вращая то в одну сторону, то в другую4

в) с горки на горку – катаем орешек между пальчиками;

Чтобы повысить интерес к данным играм, эмоциональный настрой, можно использовать  приговорки, например:

а) Научился 2 ореха между пальцами держать

 Это в школе мне поможет буквы ровные писать;

б) Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

 Непременно каждый пальчик быть послушным научу;

в) Покатаю я в руках бусинки, горошки.

 Станьте ловкими скорей пальчика, ладошки.

Все перечисленные игры активизируют работу пальцев.

Тренировке тонких движений пальцев руки можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на других занятиях. Такие упражнения в детском саде проводят воспитатели, дома – родители.

Следить, чтобы не было перетренировки. Упражнения давать малышам порциями, с оптимальной нагрузкой, большое внимание уделять таким движениям, которые пальцы не делают в повседневной жизни. Таким образом, развитие ручной умелости  - важный этап в подготовке детей к школе.

II. Развитие пространственной ориентации.

Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшей и подготовительной группе воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок.

Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений и расположения предметов.

Воспитатель использует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. В его речи обращенной к детям часто употребляются точные пространственные термины.

При знакомстве с левой и правой рукой использовать стихотворение о правой и левой руке.

Проиграть

Смотрите–ка, вот 2 руки, правая и левая.

Они в ладошки могут бить  правая и левая.

Они мне могут нос зажать, и правая и левая.

Ладошкой могут рот прикрыть и правая и левая.

Дорогу могут показать и правая и левая.

В носу умеют ковырять и правая и левая.

А если кто-то завопит и правая и левая помогут уши мне заткнуть.

С руками я всегда дружу и с правою и с левою.

Могу я друга подразнить и правою и левою.

Но могут ласковыми быть и правая и левая.

Обнимут вас, к себе прижмут и правая и левая.

Стихи по знакомству с названиями пальцев с использованием картинки.

5 пальцев на руке своей

назвать по имени сумей.

1-ый палец – боковой

Называется – большой.

Палец второй, указчик старательный

Не зря называют его указательный.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому, средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымынный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье.

братец младший – любимец!

По счету он пятый,

Зовется  - мизинец!

                                   

                                                    Проиграть

Игра «Птички»

В гнезде правом птички спят (зажимают правый кулак),

В гнезде левом птички спят (зажимают левый кулак).

Утром крылышки расправят (раскрывают пальцы веером),

И по небу полетят (машут руками над головой).

Игра «Муха»

Летает по листу бумаги вправо, влево, к себе, от себя и т.д.

Игры

а\ Раскрась желтым цветом всех гусей, которые смотрят в левую сторону.

б\ Отметь крестиком улиток, которые ползут направо.

в\ Закрой фишкой обезьянок, которые протягивают правую руку.

г\ Покажи пальчиком обезьянок, которые держат банан в левой руке.

д\ Раскрась красным цветом, все перчатки, которые подойдут на левую руку.

е\ Раскрась зеленым те , что предназначены для правой руки.

В играх с комочком бумаги можно давать задания:

  1. правой рукой листочек сминается, а левой – расправляется.

«Змея шипит – (правая рука сминает лист),

  А жук жужжит» - (левая рука разворачивает лист).

Или перед ребенком два листа бумаги: один ровный, другой – скомканный. Правой рукой нужно скомкать ровный лист, а левой – одновременно развернуть скомканный. Затем руки меняются.

Игра «Найди пару» (с варежками)

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в клетку, в линейку, рабочей строкой). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый-левый) угол», «нижний (правый- левый) угол», середина первая, вторая строка, широкая и узкая строка и т.д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок, используются игровые упражнения:

«Куда ускакал зайчик»?

(Передвигается фигурка зайки – дети называют где он). Сначала упражнение выполняется воспитателем на доске, а потом на листочках детей.

Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания:

Проиграть

  1. Графические диктанты: Поставили карандашом точку. Проведите линию на 3 клетки вверх. А теперь – две клетки направо, две – вниз, одну - налево, одну – вниз, две – направо и повторить с самого начала.
  2. У детей четыре карточки, где изображены:

 

а) Положите          ; справа от него       ; слева от        -      .

б) Положите точку, ниже Х, справа от Точки – Кружок, слева от Х – квадрат и т.д.

Развитие пространственной ориентировки помогают и веселые прописи Карельской

Показать

III. Развитие чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений.

Овладение письмом связано с освоение чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку и игровые упражнения, где согласовываются движения и речь.

Проиграть

Упражнение «Питер»

Питер играет с одним молотком (кулак стучит по коленке),

Питер играет двумя молотками (два кулака по обеим коленкам),

Питер играет с тремя молотками (два кулака и нога),

Питер играет четырьмя молотками (два кулака и две ноги притопывают),

Питер играет с пятью молотками (+ кивание головой).

«Две подружки»

На лужайке две подружки (похлопать по коленям),

Ква – ква – ква – ква (хлопки в ладоши),

Две зеленые лягушки (по коленям),

Ква – ква – ква – ква (в ладоши),

Ква! (притопнуть одной ногой).

Хором песни распевают (сложить ладони, чуть их приоткрыв),

Ква –ква – ква – ква (притопнуть ногой),

Ква! (притопнуть одной ногой),

И спокойно спать мешают (погрозить пальцем),

Ква – ква – ква – ква (хлопки в ладоши),

Ква! (притопнут одной ногой)

Упражнения выполняются  сначала в медленном темпе, затем быстрее.

Чувство ритма развивается в упражнениях «Дождь» - дети рисуют разны дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной, капельками и т.д.

Показать таблицы

И рассказывание стихов руками.

IV. Развитие изобразительных и графических умений.

В подготовке детей к письму важную роль играет освоение ими разнообразных изобразительных  графических умений.

У части детей формируется не правильный навык обращения с пишущими предметами.

а) Неправильное положение пальцев. Держат карандаш щепотью, горсточкой и др.

б) Ребенок держит карандаш или далеко, или очень близко к пишущему кончику.

в) Неправильное положение руки (кисть, локоть зависают над столом).

г) Писчий спазм (напряженное сжимание пишущего предмета).

д) Неправильная поза.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

  1. Все виды изобразительной деятельности (аппликация, рисование, лепка, оригами)

оказать детские работы)

  1. Раскрашивание – используются раскраски. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было закрашено тщательно, ровно, аккуратно. Приучать надо детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Одну картинку дети раскрашивают по очереди: один раскрашивает, другой в это время отдыхает.
  2. Обводка трафаретов

(Показать трафареты)

  1. Штриховка – выполняется под руководством воспитателя, он показывает, как выполняется штриховка, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка, как он держит карандаш. Правила штриховки: не выходить за контуры, соблюдать параллельность линий, расстояние между ними

 (Показ штриховок)

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры. Например, нарисовать 10-15 точек и звездочек и не отрывая карандаша от бумаги соединить линией все точки и все звездочки. Или игра «От дома к дому» (На листе разные домики и в разных местах. Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета или формы).

Можно предложить детям игры:

  1. Парашютисты,
  2. Я самый меткий,
  3. Проведи свой кораблик,
  4. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг,
  5. Быстро пробеги по лабиринту,
  6. Попади мячом в баскетбольную корзину,
  7. Попади мячом, сбей палочку и др.

Таким образом графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.

Для развития графических навыков в старших группах хорошо иметь доску, на которой дети пишут мелом, цветными мелками.

К ежедневным занятиям по подготовке руки ребенка к письму надо приступать в 5 лет. Заниматься 2-3 раза в неделю (первая или вторая половина дня). Длительность каждого занятия 20-25 минут, через каждые 3-5 минут делать перерыв (упражнения для пальцев, обсуждение сделанного и продолжать).

Литература

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1990
  2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. –М., 2007
  3. Косинова Е. Уроки логопеда. –М.,2007
  4. Синицына Е. Умные пальчики. –М., 1998
  5. Разумова Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики// Воспитатель ДОУ. -№8.-2010-10-03
  6. Лопухина А. Игры с пальцами. –Л., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар - практикум для родителей "Мой веселый звонкий мяч"

Семинар - практикум для родителей "Мой веселый звонкий мяч"...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...