Доклад по духовно - нравственному воспитанию
материал (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

В докладе говорится о том, как важно в наше время проводить занятия с детьми по духовно - нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_duh.nravst.vospitaniyu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание в дошкольном учреждении»

Выполнил воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

Посёлок Лотошино Московской области

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Мы не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными Святыми Кириллом и Мефодием.

 Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Оценивая современные методики воспитания детей в детском саду, мы пришли к выводу, что  современная дошкольная педагогика не дает ответа на самый главный вопрос – как же практически воспитать высоко-духовную, нравственную личность. Обращение в последние годы то к американским, то к европейским идеям воспитания, по-нашему мнению, привели к некоторым противоречиям с многовековыми традициями нашего народа. Ведь на Руси столетиями уважительное отношение к старости, учителю, родителям было непререкаемым, доброта, милосердие, жертвенность, скромность оценивались очень высоко. То, что ставится сейчас в основу воспитания, а именно, научить креативности, компетентности, коммуникабельности, успешности вовсе не означает вырастить доброго, милосердного, нравственного и порядочного человека.

При здравой и объективной оценки этого вопроса, естественно, возникает идея  обратиться к Православной педагогической традиции, на основе которой выросло столько поколений наших предков. Поэтому мы обратились к  Программе  духовно-нравственного воспитания дошкольников разработанную Людмилой Леонидовной . Шевченко. Начать работу решили с обращения к родителям наших воспитанников и получили положительный ответ на проведение занятий по духовно – нравственному воспитанию.

Организовать духовно-нравственное воспитание детей на основе Православия возможно по таким направлениям:

духовное воспитание в семье;

ознакомление детей с традициями празднования государственных религиозных праздников – Рождество, Пасха, Троица;

факультативный курс или кружковая работа (по желанию родителей).

Воспитание духовной личности должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Желательно, чтобы участником образовательного процесса (при письменном согласии родителей) стал и священник Православной церкви. А при общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Решив рассказать малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим соавтором, консультантом, первым слушателем и гостем на всех спектаклях стал священник о. Иоан Лобода

Почему духовное воспитание, именно, в детском саду? Хотим подчеркнуть, что никогда ранее не существовало такой организованной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати сказать, и во времена государственного атеизма, именно бабушка в семье давала ребенку азы Православия и молилась за малыша и его родителей, которым казалось, что все в их жизни совершается само собой. Давайте не будем заблуждаться и в том, что многие из тех, кто сегодня в 40-50 лет переступил порог Православной Церкви, пришли туда именно потому, что над их колыбелью в далеком детстве тихо читали молитву.

Вернуться к такому укладу сегодня, конечно же, практически невозможно.  Как дать малышу образцы духовности, православной культуры и традиции, если их нет в современной семье?

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье.

В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в программе «Добрый мир» использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.

У нас есть случаи, когда восторженный рассказ и праздничное настроение православного праздника, дети передавали и своим родителям дома, что вызвало желание всей семьи зайти в Церковь, поставить свечу за здоровье своих близких.

Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют героев сказки, и, даже, ведущих, рассказывают в семье о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на героев представления, которые помогали старикам, защищали слабых, просили прощения, если провинились, или прощали обидчикам.

  Мы наблюдали необыкновенную заинтересованность детей на праздничном представлении.

Готовясь к Рождеству, мы прочитали детям старшей группы историю «Рождественский Ангел», где девочка отдала свои подарки бедной семье. Детей поразил этот рассказ, их чистые души глубоко восприняли милосердие девочки. В группе была необыкновенная тишина, так они переживали, открывая для себя духовную высоту доброго сердца. К сожалению, в современной педагогике почти исчезли понятия о милосердии, мы как бы забыли о том, что надо учить малышей быть милостивыми, сострадательными.

Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам, загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники, необычайный душевный подъем и счастье. За то время, пока готовили праздник для детей, даже стали немного другими: старались никого не обидеть, просили прощения друг у друга, были более искренними и доброжелательными.

Праздник в детском саду повлиял и на родителей наших воспитанников

Атмосфера игры и праздника, веселья, угощения, воспринимается детьми как захватывающе познавательное действо, в котором ребенок берет активное участие. Педагоги имеют замечательную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корригировать и направлять моральную составляющую детского характера.

В январе в нашем детском саду прошло РМО, на которое был приглашён отец Иоан, на занятии дети очень внимательно слушали батюшку. Ребята и гости узнали, что Илью Муромца приставили к лику святых.

Нужно подчеркнуть, что наши занятия-утренники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный малышам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить. События празднования подаются в игровой, театральной форме, некоторые из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед моральным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение о своих мыслях, чувствах и прогнозирования собственных действий, в похожей ситуации.

Утверждено

Заведующий МДОУ Детский сад №1 «Родничок»

Купцова  Е.В.

Доклад на тему:

 Духовно – нравственное воспитание

в детском саду «Родничок»

Заведующий МДОУ

Детский сад №1 «Родничок»:

Купцова Е.В.

Ведущий  по работе

 духовно – нравственное воспитание

в детском саду «Родничок» Займенцева А.А.

Лотошино 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию

Из опыта работы по духовному, патриотическому воспитанию....

Презентация к докладу по духовно-нравственному воспитанию в доу

Знакомство детей с праздниками: "Пасха"  "Рождество-Христово"  "Троица"   Учить детей любить всё, что окружает нас, учить делать добрые дела....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Одним из важных у...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию.

laquo; Духовно-нравственное  воспитание детей на культурных традициях своего народа»...