«Дошкольный возраст - формирование доброжелательных отношений со взрослыми»
материал по теме

представлена необходимость проведения соместных игр по развитию иннициативного общения со взрослыми и сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_so_vzroslymi_v_doshkolnom_vozraste.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений со взрослыми»

 Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

 Параметры общения:

форма общения:

вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

вне ситуативно-личностное (5-6 лет).

содержание потребности в общении:

потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

ведущий мотив общения:

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

 Перечислим лишь некоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

 Известно, что проективная методика «Рисунок человека» имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический и проективный. Отличие детей из ДУИТ начинает проявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит схематичный характер, отсутствуют детали. На проективном уровне особенности состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах (к их более подробному описанию мы вернемся при описании школьников).

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» происходит от латинского «связывать, давать». Во всех этих словах мы можем увидеть,  как язык отражает один из основных смыслов общения - являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.  Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком и другому будут посвящена эта работа.

 Общение: определение, предмет и свойства

Существует множество более точных дефиниций общения. Остановимся коротко на некоторых их них, чтобы более четко представлять себе предмет данной работы.

 Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

 C точки зрения психологии (например,  А.А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:  общение есть взаимонаправленное действие; оно подразумевает активность каждого из его участников; участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению; каждый из участников этого процесса выступает как личность.

 Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

формирование и развитие межличностных отношений;

познание людьми друг друга;

общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

В ходе общения формируется т.н. продукт общения - образования как материального,  так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

 Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей общения ребенка со взрослыми.

Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, являющийся центральным звеном в становлении у ребенка мотивационной сферы.

          К трем годам дошкольник в своем социальном развитии начинает овладевать ситуативно-деловым общением и элементарным сотрудничеством со взрослым, нуждается в общении со взрослыми и сверстниками, начинает проявлять инициативность, самостоятельность, независимость; начинает верить в свои возможности; проявляет потребность действовать самому; возникают элементы волевого поведения; развивается самооценка и стремление соответствовать требованиям взрослых.

          В практическом поведении это выражается в доверии и симпатии к близким; в потребности в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним по поводу игрушек, действий с ними; в первоначальных представлениях, что хорошо, что плохо, что нужно делать, а чего нельзя; в начальном умении вежливо себя вести; умении слушать, выполнять просьбу, поручение взрослого.

 Однако у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, из-за недостатка влияния окружающей среды, дефицита общения, возникает проблемы формирования личности, проявляющиеся, прежде всего, в нарушениях эмоционально-волевой сферы, а, следовательно, и поведения. Дети недостаточно проявляют желания сотрудничества с близкими взрослыми,  и мало  интересуются  сверстниками.

 Мотивационный компонент различных видов деятельности также нарушен. Контакты  детей характеризуются поверхностными, поспешными, малоэмоциональными.

          В связи с этим, основополагающим содержанием социально-эмоционального развития является формирование у детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, потребности в общении со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. Поэтому воспитателю необходимы искренность и непосредственность в отношении  с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие. Необходимо показать ребенку, что взрослый интересуется его мыслями и переживаниями, а также отзывается свободно и открыто на общение. Важное позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение, независимо от того, что и как он сделает.

          В процессе коррекционно-педагогической работы по развитию эмоционально-волевой сферы у детей складывается представление о себе. Они совершают открытие своего «Я». Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми понятиями о добре и зле, о своем и чужом.

          У детей  развивается:

 -  социальное поведение в различных видах общения  с детьми и взрослыми (умение устанавливать зрительный, эмоциональный и речевой контакт);

 - способность к  развитию  позитивной самооценки, появлению потребности быть успешным в деятельности;

 -  уверенность в том, что взрослый любит его;

 - умение накапливать опыт доброжелательных отношений.

          Во почему так необходимо проводить совместные игры по развитию инициативного общения ребенка со взрослыми и детьми.

Польная В.Н., воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста...

Дошкольный возраст - формирование доброжелательных отношений.

Формировать у детей положительные отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, взаимопомощь, именно в дошкольном возрасте закладываются эти основы этики, оформляются и закрепляются индивидуа...

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....