«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
статья по теме

Чистякова Ольга Николаевна

 Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов – психологов, воспитателей детских садов, родителей.

«Сказкотерапия» в развитии  эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

     К детям с особыми образовательными потребностями (ООП) относятся дети – инвалиды: дети с ДЦП (детский церебральный паралич), дети со сложными дефектами, дети с ЗПР (задержка психического развития) и др.

    У детей данных категорий часто встречаются нарушения в развитии эмоционально – личностной сферы: повышенный уровень тревожности, агрессивности, множественные страхи, неумение распознавать и передавать основные эмоции, сниженный уровень коммуникативных навыков, аффективные вспышки и т.п.

     Работа в группах детей с ООП предполагает использование здоровьесберегающих технологий.  

    Наиболее доступной технологией для этих детей является «Сказкотерапия».                

 Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение  в сказку  снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса,  восстановить силы.  Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок  ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

    В дошкольном возрасте у детей мифологическое сознание и они легко погружаются в мир сказки.

«Сказкотерапия» для  данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.

     Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого  происходит бессознательная  проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Целью коррекционной работы является развитие эмоциональной сферы.

Задачи:

  1. Снижение тревожности.
  2. Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.
  3. Развитие вербальных и невербальных  средств общения.
  4. Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.
  5. Развитие дружеских чувств.
  6. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, релаксация, арт – терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.

     Для педагогов, родителей важны и процесс рисования и результат творчества детей. В процессе рисования ребенок познает свое «Я», моделирует и трансформирует свое отношение к миру и близким людям, находит пути преодоления трудных жизненных ситуаций, компенсирует себя.

     Сам процесс рисования – источник новых позитивных переживаний.

Готовый рисунок всегда диагностичен, т.к. является проекцией личности ребенка к себе и окружающему миру. А также помогает проработать внутренние проблемы.

     «Сказкотерапия» в сочетании с вышеперечисленными технологиями имеет большое значение в работе с детьми с ООП, так как это мощный коммуникативный язык.

      В использовании приемов арт – терапии надо помнить, что каждый материал несет в себе определенные возможности, с их помощью можно управлять активностью ребенка:

  1. Расторможенным детям не стоит предлагать рисование красками на бумаге формата А 4, пластилин. Для этих детей предпочтительнее рисовать карандашами, мелками на бумаге  ½ листа формата А 4, т.к. они требуют значительного контроля действий. Перед работой этим детям надо дать возможность подвигаться.
  2. Малоподвижным, замкнутым детям, наоборот, предлагать рисовать на больших листах бумаги красками, пальцами, «кляксами», лепить из пластилина – это стимулирует активность, стремление к движению, к работе.

Арт – терапия и релаксация.

Через систему дыхательных упражнений в положении лежа, под релаксационную музыку, достигается мышечное расслабление и снятие психического напряжения. Что особенно важно для детей с ДЦП.

      Во время релаксации задается образ природы, либо сказочный сюжет. Дети в состоянии релаксации представляют образы (образы и сюжет носят нейтральный характер, направлены на оптимизацию положительных эмоций).

      Детям предлагается нарисовать образы, которые они представили, что им особенно запомнилось и понравилось. Происходит закрепление позитивного состояния в эмоциональной памяти.

      Все дети любят рисовать. В рисунках они отражают свои заветные, даже несбыточные желания.

Средствами «сказкотерапии» реализуется внутренний потенциал возможностей детей с ООП, происходит трансформация негативного опыта в позитивный, преодолеваются страхи, повышается эмоциональный фон, развиваются адаптивные механизмы к изменениям социума, повышается коммуникативная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.

В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...

Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).

В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...

Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных госуда...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...