Проект психологического сопровождения семейных групп
методическая разработка на тему

Плотникова Татьяна Митрофановна

Проект сопровождения семейных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)

Томский государственный университет (ТГУ)

Научно-образовательный центр

«Институт инноваций в образовании»

УДК 639.3 (571.14)

Допустить к защите в ГАК

Директор НОЦ

"Институт инноваций в образовании", д.п.н., профессор

__________Г.Н.Прозументова

«__»_____________2011г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Проект организации психологического сопровождения семейных групп

 (на материале Новоильинского района

 г. Новокузнецка Кемеровской области)

Научный руководитель:

Калачикова  О.Н. к.п.н., ст.преподаватель каф.управления образования ФП. ТГУ

________________________

Выполнил:

Плотникова Т.М. педагог-психолог МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235» (V вида)

г.Новокузнецка

_______________________

Томск 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 3                                                                                                  

Глава 1. Организация психологического сопровождения семейных групп.

  1. Задачи психологического сопровождения семейных групп…………..6
  2. Содержание и формы психологического сопровождения семейных групп……………………………………………………………………….8

Глава 2. Разработка проекта по организации психологического сопровождения семейных групп.

2.1. Кейс «Исследование прецедентов организации семейных групп в Новоильинском районе г. Новокузнецка»……………………………………16

2.2. Обоснование проблемы и задач разработки проекта………………….18

2.3. Проект «Психологическое сопровождение семейных групп» на примере Новоильинского района………………………………………………………. 20

2.4. Описание рисков и препятствий в реализации проекта психологического сопровождения семейных групп………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………32

Введение

Демографическая ситуация в нашей стране значительно улучшилась в последние годы. И как следствие увеличилось количество детей дошкольного возраста. К сожалению, система образования не была готова к такому скачку рождаемости, т.к. в 90-е годы была диаметрально противоположная ситуация, и значительная часть зданий предназначенных для детских садов была передана в другие структуры. Это привело к тому, что в настоящее время большое количество детей не могут посещать дошкольные образовательные учреждения. Так на примере Новоильинского района Кемеровской области около 3500 детей дошкольного возраста находятся  в очереди на получение места в дошкольном учреждении.

Таким образом, возникла необходимость о введении новых форм работы с детьми, позволяющими охватить еще большее число детей дошкольным образованием.

Согласно статистике создания семейных групп, с 2008 по 2010 год можно говорить о том, что значительное количество матерей – воспитателей не имеют достаточного уровня образования, позволяющего полноценно осуществлять педагогический процесс. Однако  и в ситуации, когда мать имеет необходимое образование, возникает проблема психологического сопровождения семейных групп, т.к. родители находятся в ситуации постоянного психологического напряжения.

Таким образом, возникает необходимость в создании системы психологического сопровождения семейных групп.

Объект исследования: семейные группы.

Предмет изучения: психологическое сопровождение семейных групп.

Гипотеза:  обеспечение психологического сопровождения семейных групп обеспечит:

- возможность получения образования детям, находящимся вне образовательных учреждений (детям);

- возможность оказания психологической поддержки педагогам семейных групп и снятие психологического напряжения в семьях (семьям);

- повышение психологической компетентности родителей семейной группы (родителям).

Целью работы является разработка проекта психологического сопровождения семейных групп в Новоильинском районе.

Задачи:

  1. Выявить место и значение семейных групп в системе  дошкольного образования Новоильинского района.
  2. Изучить прецеденты организации семейных групп и обосновать потребности организации психологического сопровождения;  
  3. Изучить литературу по организации психологической помощи семьям и родителям,  описание прецедентов организации подобного сопровождения в других городах. 
  4. Организовать разработку проекта:

- Провести анализ заинтересованных сторон и субъектов влияния на ситуацию семейных групп;

       - Конкретизировать проблему и сформулировать проектные задачи;

       - Проанализировать имеющиеся и необходимые ресурсы;

       - Обосновать эффективность реализации проекта;

       - Охарактеризовать возможные риски, препятствия  и способы их преодоления;

       -Организовать представление проекта общественности и заинтересованным лицам.

        - Разработать  проект «Психологическое сопровождение семейных групп».

Методы исследования:

1.Исследование прецедентов организации семейных групп в Новоильинском районе с помощью метода кейс-стади.

2. Анализ заинтересованных сторон, субъектов влияния на ситуацию семейных групп в Новоильинском районе г. Новокузнецка.

3. Теоретический анализ литературы:

- по вопросам организации психологического сопровождения семей и семейных групп (психолого-педагогической литературы);

- по вопросам организации образовательных и психологических услуг для семей, детей, родителей;

- по вопросам управления разработкой и реализацией новых образовательных услуг.

4.  Анализ муниципальной системы организации дошкольного образования в Новоильинском районе (анализ и обработка документации отдела образования Новоильинского района).

Глава 1. Организация психологического сопровождения семейных групп.

  1. Задачи психологического сопровождения семейных групп.

С термином «сопровождение» постоянно сталкиваются профессиональные психологи, однако каждый из специалистов понимает этот термин по своему, нет еще единства мнений специалистов в определении этого понятия. Так, в работах Ю.В. Слюсарева – «сопровождение» употребляется для обозначения «недирективной формы оказания психологической помощи», направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека[13].

Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий[15].

При рассмотрении понятий сопровождения можно выделить три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они проходят вместе.

По В. Далю, путник — это путешественник, странник, идущий или едущий куда-нибудь, прохожий, проезжий, дорожник. Такой ряд дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых различных вариантов социально-психологической помощи семье и личности. Сопроводитель — проводник, провожатый, попутчик, конвойный. 

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова «сопровождать» - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь; производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь. «Сопровождение» - специальная группа, сопровождающая кого-нибудь или что-нибудь[8] 

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля указывается также значение «конвойный». Последнее толкование необходимо уточнить: еще в прошлом веке слово «конвой» означало охрану (корабля) и оберег, прикрытие, то есть силу, надежность, защиту слабого или уязвимого на опасном отрезке пути. Путь, по В. Далю, — это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление [10].

Итак, можно сказать, что психологическое сопровождение — это:

— во-первых создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности;

— во-вторых, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

В процессе психологического сопровождения семьи происходит ее адаптация к жизни. Это поддержка семьи и каждого из ее членов на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Другое понимание сопровождения звучит как, сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект [10].

Таким образом, рассматривая разные определения и трактовки понятия психологического сопровождения, мы пришли к выводу о том, что это процесс взаимодействия сопроводителя и сопровождаемого, направленное на решение проблем развития сопровождаемого.

Из нашего определения и других авторов видна необходимость в самом сопровождении, т.к. объекты сопровождения, в нашем случае воспитатели семейных групп,  не всегда готовы для принятия верных решений в вопросах воспитания и развития.

И так мы выделяем следующие направления в психологическом сопровождении семейных групп:

- Организация среды: методической, психологической;

- Помощь непосредственно детям;

- Работа с родителями.

  1. Содержание и формы психологического сопровождения семейных групп.

Рассмотрим примеры открытия и функционирования семейных групп в разных регионах Российской Федерации. Приведем выписки из положений о группах и некоторые результаты их работы.

Западный административный округ города Москвы: «с 01  сентября 2009г. В ГУ Социальном приюте для детей и подростков «Солнцево»  открыто   отделение   Семейных воспитательных групп (СВГ), которая является структурным подразделением  данного специализированного учреждения.

СВГ может принимать, как правило, от 1 до 3 воспитанников. Срок пребывания ребенка в семейной воспитательной группе определяется индивидуально. Определение ребенка в семейную воспитательную группу оставляет его в статусе воспитанника специализированного учреждения, а воспитателя – в статусе сотрудника.

           Воспитатель семейной воспитательной группы:

- зачисляется в штат сотрудников;

- получает заработную плату в размере 1/3 максимальной ставки воспитателя за каждого принятого в семью ребенка;

- получает довольствие на ребенка согласно нормам;

- имеет право на социальные льготы; пользуется ежегодным отпуском в размере 56 календарных дней.

С момента образования первой семейной воспитательной группы открыто 9 групп. В каждом случае закрытие группы (5) ребенок уходит в семью: под опеку или под попечительство, именно к своему воспитателю.

Семейная воспитательная группа- это помощь ребенку, лишенному возможности жить в родной семье. Вы дарите счастье маленькому человеку, расти и взрослеть в окружении людей, которые его поддерживают и уважают.

Воспитатели в СВГ являются потенциальными опекунами воспитанников.

Пребывание ребенка в семейной воспитательной группе – это один из реальных шансов его дальнейшего жизнеустройства, так как есть надежда, что ребенок останется в этой семье. Социальное сопровождение СВГ осуществляется специалистами Приюта.

Ведущая роль отводится психологам отделения социальной реабилитации. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение воспитанника СВГ, осуществляет мероприятия разработанные консилиумом, содержащиеся в планах индивидуальной реабилитации. Главное внимание педагог-психолог обращает на формирование психологической совместимости воспитателя с воспитанником, интеграции ребенка в семью»[9]

Город Сургут Ханты-Мансийский автономный округ:  «28.02.2011 Утверждено положение о порядке организации деятельности семейных дошкольных групп в муниципальных образовательных учреждениях города, реализующих основную программу дошкольного образования. Об этом 15 февраля 2011 года вышло постановление Администрации города № 703. Согласно документу, семейные группы обеспечивают воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Такие группы организуются в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи в целях поддержки многодетных семей, предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

- развития новых форм дошкольного образования с реализацией индивидуального подхода в воспитании;

- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.

Решение об открытии семейной группы принимается при наличии письменного заявления от кандидата в департамент образования Администрации города и положительных заключений Роспотребнадзора, государственного пожарного надзора, службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, департамента образования Администрации города по результатам обследования жилищно-бытовых, социальных условий жизни семьи.

Воспитателем семейной группы может быть родитель (законный представитель) многодетной семьи, прошедший социально-психологическое обследование, имеющий удовлетворительные условия жизни. Учитываются условия проживания, нравственные и личные качества, способность к выполнению возложенных обязанностей. Работники семейной группы являются сотрудниками образовательного учреждения, администрация которого оказывает воспитателям методическую и консультативную помощь, осуществляет всесторонний контроль.

Содержание образовательного процесса в семейной группе определяется образовательной программой, реализуемой в детском саду. Занятия с детьми и другие виды деятельности могут проводиться как в домашних условиях, так и в здании детского сада. Игрушки и игровое оборудование предоставляет дошкольное учреждение.

Питание детей может быть организовано двумя способами.

Первый: готовые блюда в специальной таре доставляют из образовательного учреждения. При этом ответственность за питание возлагается на детский сад и воспитателя.

Второй способ: приготовление пищи по утвержденному меню при наличии необходимых условий из сырьевого набора продуктов питания, предоставленных образовательным учреждением. В этом случае ответственность за качество пищи, разнообразие, технологию приготовления, витаминизацию блюд, хранение продуктов возлагается на воспитателя.

Медицинское обслуживание детей осуществляется в порядке, установленном в образовательном учреждении.

Постановление вступает в силу с 01.01.2012 года»[7]

Из опыта работы муниципального учреждения “Территориальный центр социальной помощи семье и детям “Отрада” Октябрьского района г. Екатеринбурга

«Тепло домашнего очага – значимый момент в формировании будущего взрослого человека, будущего родителя. Любую возможность восстановления родственных отношений в кровной семье считают важнейшей задачей в этом центре, и только убежденность в неперспективности кровной семьи позволяет им рассматривать ребенка как претендента на устройство в семейную воспитательную группу.

Развитию такой перспективной и эффективной формы воспитания, как патронатная семья – семейно-воспитательная группа, сотрудники центра придают большое значение. Их опыт свидетельствует, что семейные отношения в шести патронатных семьях, образовавшихся за год, благотворно повлияли на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

Подготовка детей к воспитанию в семейно-воспитательной группе происходит поэтапно. В ходе подготовительного этапа на медико- педагогическом консилиуме принимается решение о возможности воспитания ребенка в семейно-воспитательной группе. Основанием для принятия решения является невозможность ребенка вернуться в биологическую семью. Данное решение принимается после сбора полной информации о ребенке всеми службами: социальной, медицинской, юридической, психологической и педагогической в течение полугода. После принятия решения коллектив работает над формированием личного желания ребенка воспитываться в семье. Ребенка помещают в квартиру, создавая тем самым образ семьи, домашней обстановки. Он начинает общаться с воспитателями, не называя их мамой или папой, потому что авторитет данного слова очень значим для ребенка.

На этапе совершенствования личности ребенка восполняются пробелы его развития, и происходит формирование коммуникативных навыков» [3].

Город Самара. Центральный Федеральный округ. В Самаре планируют открыть семейные детские сады. «Департамент образования Администрации Самары предложил для обсуждения проект, создания в городе семейных детских садов. Мест в дошкольных учреждениях не хватает, строить новые слишком долго и дорого. А дети-то растут сейчас! Родители, чтобы их обеспечить, должны работать. Вот и придумали самарские чиновники замечательный выход из положения. Опираясь на Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева где он сказал, что следует поддерживать вариативные формы дошкольного образования, в число которых входят семейные детские сады. Департаментом образования Самары разработан проект Порядка организации деятельности семейных воспитательных групп»[2].

Город Тула. Краткая информация о семейной воспитательной группе. «Семейная воспитательная группа, являясь структурным подразделением учреждения, создается в интересах ребёнка и предусматривает его временную передачу в семью для продолжения курса реабилитации и гармоничного развития. Функционирование семейной воспитательной группы регламентировано Примерным положением, утвержденным приказом департамента социального развития Тульской области. Согласно Положению,  гражданин, взявший на воспитание ребенка, именуется воспитателем семейной воспитательной группы; ребенок, передаваемый на воспитание в семейную воспитательную группу, именуется воспитанником. Воспитатель семейной воспитательной группы принимается на работу в учреждение в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Ребенок, передаваемый на воспитание в семейную воспитательную группу, остается воспитанником учреждения, за ним сохраняются все права, установленные законодательством Российской Федерации и Тульской области. Помещение ребенка в семейную воспитательную группу не влечет за собой установление воспитателем над ним опеки, попечительства, патроната.

В отношении каждого  конкретного ребенка семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании решения социального консилиума учреждения. Передача воспитанника осуществляется на основании соответствующего договора между воспитателем и учреждением.

Помещение ребенка в семейную воспитательную группу позволяет не только создать механизм временного замещения кровных родителей, но и свести до минимума  ошибки при передаче ребенка под опеку и попечительство, проверить психологическую совместимость ребенка и взрослых, готовность взрослых взять на себя ответственность»[5].

Приводим выдержку из Методических рекомендаций по созданию семейных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, развитию иных альтернативных форм дошкольного образования в Камчатском крае.

Семейные группы - форма организации дошкольного  образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку многодетных семей, предоставления многодетным родителями возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи. Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения. К семейной группе могут быть отнесены различные категории семей (по решению органов местного самоуправления). Например:

  1. многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в этом случае воспитанниками семейной группы являются собственные дети в семье, на базе которой группа создана);
  1. многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;
  1. семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;
  1. другие категории семей по решению органов местного самоуправления[6].

Таким образом, в разных регионах России сложился опыт организации семейных групп. Однако необходимо отметить, что в Кемеровской области в понятие «семейная группа» вкладывается несколько другой, отличный от регионов смысл.

В рассмотренных нами регионах, кроме Камчатского края, семейная группа понимается как «временная приемная семья», для детей лишенных возможности жить в биологической семье. В Кемеровской области  и Камчатском крае на семейные группы вложена задача большего охвата детей дошкольного возраста образование. Дети находятся в родной семье, воспитатель их биологическая мать.

Но,  не смотря на различие понятий содержание работы семейных групп схожи на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, можно выделить следующее содержание работы семейных групп:

- совершенствование личности ребенка и воспитателя;

- формирование и совершенствование коммуникативных навыков;

- нормализация семейного микроклимата.

По пунктам содержания прослеживается психологическое сопровождение, как одна из главных составляющих для функционирования семейных групп.

На основании имеющегося опыта других регионов нами были определены несколько значений семейных групп для дошкольного образования:

- развития новых форм дошкольного образования с реализацией индивидуального подхода в воспитании;

- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.

Глава 2. Разработка проекта по организации психологического сопровождения семейных групп.

2.1. Кейс «Исследование прецедентов организации семейных групп в Новоильинском районе г. Новокузнецка».

«Система дошкольного образования г. Новокузнецка представлена 166 действующими детскими садами.

Общая численность детей дошкольного возраста по городу 35 136 чел., в том числе от 1 до 3 лет – 12 010 чел., от 3 до 5 лет – 11 696 чел., от 5 до 7 лет – 11 430чел.

Посещают детские дошкольные образовательные учреждения 22 353 ребенка. По данным статистики на 1 тысячу детей может быть предоставлено 494,4 места в детском саду, на 100 мест претендуют 128 детей.

Охват общественным дошкольным образованием составляет – 64,7 % (в 2008-2009 учебном году – 66,4 %), в том числе:

- детей в возрасте  с 1 года до 3 лет – 28%;

- от 3 до 5 лет – 78%;

- от 5 до 7 лет – 86%.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности (в том числе в системе общего и дополнительного образования детей) в общей численности детей от 3 до 7 лет в 2009г. Составила 82,7%.

Результатом работы по обеспечению доступности дошкольного образования стало:

- открытие новых детских садов (д/с № 252 в Новоильинском районе на 195 мест);

- капитальный ремонт и реконструкция закрытых детских садов на 295 мест до конца 2010г. (д/с №№ 7, 25, 30, 216);

- открытие семейных групп для 249 детей (94 группы);

- открытие 3 новых групп в действующих детских садах на 60 мест (д/с №№ 241, 250, 258).

На 2010-2011 учебный год из-за существующего превышения контингента в детские сады будет принято 3 346 детей, что на 515 человек меньше приема в предыдущем году.

Очередь в дошкольные образовательные учреждения на 01.06.2010 года составляет 12 370 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Понятно, что мероприятия по расширению сети детских садов не могут быть произведены быстро. В связи с этим в городе создаются семейные группы как структурные единицы детского сада.

Такие группы открываются на базе:

- многодетных семей, в которых есть 3 ребенка дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет);

- семей, имеющих 1-2 детей дошкольного возраста и одного ребенка- инвалида в возрасте до 18 лет;

- семей, где один из родителей сокращен с предприятий ОАО ЗСМК» и ОАО «НКМК»;

- семей, погибших шахтеров.

Родитель зачисляется в штат детского сада с фиксированной оплатой труда в размере 5 тыс.рублей (после вычета подоходного налога) при условии, что он принят на должность воспитателя или младшего воспитателя, либо 4330 рублей по должности – помощник воспитателя (образование – неполное среднее).

Организация питания возлагается на родителя. На питание детей работники семейных групп получают 1 раз в месяц деньги из расчета 70 рублей на одного ребенка в день. Все продукты, приобретаемые родителями, должны соответствовать рекомендуемому набору для детских садов. Отчет о расходовании денежных средств, производится родителем по установленной форме авансового отчета. В настоящее время в городе функционирует 94 группы, в которых воспитываются 249 детей[12].

Статистика организации семейных групп в Новоильинском районе города Новокузнецка.

2008г – 10 групп (30 детей)

2009г -11групп (22 детей)

2010 год – 11 групп(22 детей)

На сегодняшний день в районе 22 группы охват 50 детей.

Семейные группы 2011 года по категориям представлены следующим образом:

Таблица 1.

На базе многодетных

семей, имеющих троих и более детей дошкольного возраста (в них детей)

на базе семей, имеющих 1-2 детей дошкольного возраста и ребенка-инвалида до 18 лет (в них детей)

на базе семей, имеющих детей дошкольного возраста, родители которых, уволены по сокращению (в них детей)

на базе семей работников шахт «Распадская»,

«Юбилейная» (в них детей)

Всего семейных групп в районе

(в них детей)

№№ ДОУ

12 (37)

6 (8)

3 (3)

2 (2)

23 (50)

101,106,136, 247,253, 255, 256

2.2. Обоснование проблемы и задач разработки проекта. 

При психологическом сопровождении семейных групп возникают некоторые управленческие затруднения. Рассмотрим их с позиции выполняемых управленческих функций.

Стратегическая функция. Стратегическое планирование и формирование целей и ценностей организации принято считать главной функцией руководителя. Как правило, выполнение этой функции  упирается в три проблемы, имеющие явный психологический подтекст:

а) проблема принятия решений;

б) проблема ограниченности времени;

в) проблема инновационной активности.

Затруднения при выполнении данной функции разрешимы при коллегиальном решении восставленных вопросов, четком планировании рабочего дня, стандартизация временных затрат на каждый вид деятельности, умелом пользовании делегированием полномочий.

Администраторская функция. Психологи последнего столетия говорят о том, что метод «кнута и пряника» в административной функции должен больше склоняться в сторону «пряника» и все же это не говорит о том, что метод наказания «кнута» должен себя изжить. Это свидетельствует о том, что метод наказания не должен лежать в основе всей деятельности руководителя.

Таким образом, «положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т.д.

Коммуникативно-регулирующая функция. Установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными, именно в этом заключается главный смысл этой функции руководителя. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. Однако нередко, даже прилагая немалые усилия, руководитель не может найти нужного контакта с подчиненными. Они «не понимают» друг друга. Природа этого взаимопонимания часто лежит в области психологии, точнее в нарушениях меж­личностного общения. И чем «дальше» руководитель от подчиненного, тем больше вероятность совершения ошибок, прежде всего, в оценке, как качеств людей, так и их действий.

Психологические ошибки при восприятии и оценке подчиненных опасны тем, что непроизвольны и незаметны, плохо самодиагностируются. Их анализ требует взгляда со стороны.

Мотивационная функция.  В основе человеческого поведения лежат, как известно, многочисленные потребности. Их иерархия представлена в классической схеме Абрахама Маслоу. Потребности порождают мотивы поведения, то есть некие побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Таким образом, структура потребностей надстраивается мотивационной психологической структурой.

Контролирующая функция. Проблемы с осуществлением этой функции руководства порождены простым противоречием: всем ясно, что бесконтрольность вредна, но мало кто любит, чтобы его контролировали. Это противоречие можно частично обойти, если соблюдать следующие требования.

Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым.

Контроль не должен быть: тотальным, бессистемным, формальным, не доведенным по результатам до исполнителя [11].

Все вышеперечисленные функции, так или иначе, отражаются и в самом психологическом сопровождении семейных групп, следовательно, решения управленческих затруднений также применимы и на семейных группах.

2.3. Проект «Психологическое сопровождение семейных групп» на примере Новоильинского района. 

Участники проекта:

Воспитатели семейных групп, дети семейных групп.

Сроки разработки и апробации:

2010-2012 года.

Цель проекта:

Психологическое сопровождение семейных групп в Новоильинском районе города Новокузнецка.

Задачи проекта:

- повышение психологической компетентности воспитателей семейных групп;

- оказание психологической помощи детям вне образовательных учреждений;

- оказания психологической поддержки педагогам семейных групп и снятие психологического напряжения в семьях.

Этапы и сроки проведения проекта.

Задачи управления

Участники

Формы реализации

Предполагаемый результат/продукт

Срок исполнения

1

Обсуждение идеи проекта

Специалист отдела образования Новоильинского района

Интервью

План разработки проекта

Декабрь 2010г.

2

Изучение документации по организации семейных групп

Специалист отдела образования Новоильинского района

Анализ

Систематизация знаний об организации и сопровождении семейных групп

Декабрь 2010г.

3

Изучение социума Новоильинского района, выявление возможного контингента семейных групп

Специалисты отдела образования и социальной защиты Новоильинского района

Анализ

состояния социума

Образ социума района, контингент семейных групп

Январь 2011г.

4

Определение затруднений родителей в вопросах воспитания, развития детей

Воспитатели семейных групп

Анкетирование родителей (воспитателей семейных групп)

Запросы родителей (воспитателей семейных групп)

Апрель 2011г.

5

Подбор материалов для психологического сопровождения

Разработчик проекта

Изучение литературы и имеющихся материалов

Набор методических материалов для реализации психологического сопровождения

Май 2011г.

6

Составление плана работы с семьей

Психологи, семьи

Вовлечение семей в проект, анализ ситуации, планирование работы

План работы с конкретной семьей,

Формирование контингента семей-участников проекта

Сентябрь 2011г.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1

Определение:

- уровня готовности к школе;

- психологического климата в семье;

- уровня психологической компетентности воспитателя группы

Дети

Родители и дети


Воспитатель группы

Диагностическое обследование, анализ

Представления об уровнях исследуемых параметров

Октябрь 2011г.

2

Организация работы по психологическому сопровождению:

- «Я среди людей» социально-психологическая готовность ребенка к школе;

- тренинги «Дружная семья» оптимизация семейного микроклимата;

- консультирование воспитателей по вопросам развития и воспитания детей.




Дети



Семейная микрогруппа



Воспитатель группы

занятия, тренинги, консультации

Удовлетворение образовательных запросов детей и родителей.

Ноябрь2011г. апрель 2012г.

3

Организация встречи воспитателей разных семейных групп, с целью обмена опытом

Воспитатели семейных групп Новоильинского района

Круглый стол, семинар, клуб творческой педагогики

Повышение психологической компетентности

Апрель 2012г.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1

Определение:

- готовности к школе;

- психологического климата в семье;

- уровня психологической компетентности воспитателя группы


Дети

Родители и дети


Воспитатель группы

Диагностическое обследование, анализ

Прирост исследуемых компонентов

Май 2012г.

2

Анализ полученных результатов

Специалист отдела образования Новоильинского района

Обобщение и интерпретация, математический анализ

Справка о результативности работы

Май 2012г.

3

Разработка методических рекомендаций по психологическому сопровождению семейных групп

Для психологов Новоильинского района

Методические рекомендации (брошюра)

Июнь 2012г.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта:

Краткосрочные результаты, т.е.  те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта. Данные результаты отражены в критериях эффективности реализации проекта.

Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта. К этой категории результатов относится разработка Методических рекомендаций по психологическому сопровождению семейных групп для психологов Новоильинского района, возможная их публикация.

Критерии эффективности реализации проекта психологического сопровождения:

  1. Повышение психологической компетентности воспитателей семейных групп в Новоильинском районе.
  2. Повышение уровня готовности к школе детей семейных групп.
  3. Улучшение семейного микроклимата в семейных группах.

2.4. Описание рисков и препятствий в реализации проекта психологического сопровождения семейных групп.

В реализации нашего проекта могут возникнуть препятствия, которые так же необходимо учитывать. Рассмотрим некоторые из них.

- возникновение и повышение сопротивления семьи к предполагаемому «вмешательству в дела семьи»;

- материальные факторы: отсутствие в управлении образованием и в образовательных учреждениях современных  компьютерных систем обработки информации и статистических данных;

- факторы социального окружения (ситуация в области социального расслоения, уровень напряженности, демографические факторы, изменения в образе и стиле жизни населения, развитие культуры, популярность или непопулярность гражданской активности, в частности - в виде участия в решение проблем образования или напротив  улучшение материального благосостояния семей, что значительно уменьшит количество семейных групп, т.к. у семей возникнет возможность нанять профессионального воспитателя-гувернера);

- недостаток человеческих ресурсов для обработки большого объема информации, требующей быстрой обработки и анализа.

В ходе реализации проекта чтобы минимизировать, нейтрализовать, компенсировать эти угрозы, необходимо в динамике отслеживать и оценивать состояние готовности к реализации задач проекта (в виде сильных и слабых сторон), соотнося ее с влияниями внешней среды (благоприятными - в виде возможностей и неблагоприятными - в виде угроз).

Дальнейшее развитие проекта.

- включение в психологическое сопровождение семейных групп других психологов Новоильинского района;

- охват психологическим сопровождением большего количества семейных групп.

Заключение

В своей работе нами были рассмотрены несколько подходов к трактованию понятия «сопровождения». Так мы в поиске собственного понимания данного слова мы использовании работы Ю.В. Слюсарева, Т. Яничевой, В. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Ознакомившись с подходами этих авторов, мы определили собственное понимание «сопровождения». Мы пришли к выводу о том, что это процесс взаимодействия сопроводителя и сопровождаемого, направленное на решение проблем развития сопровождаемого.

И так же мы выделяем следующие направления в психологическом сопровождении семейных групп:

- Организация среды: методической, психологической;

- Помощь непосредственно детям;

- Работа с родителями.

Далее в работе мы рассматривали вопрос содержания и форм психологического сопровождения семейных групп. В данном контексте изучили опыт организации семейных групп в разных регионах Российской Федерации:

- Западный административный округ города Москвы;

- Город Сургут Ханты-Мансийский автономный округ;

- Город Екатеринбург;

- Город Самара. Центральный Федеральный округ;

- Город Тула;

- Камчатский край.

На основании имеющегося опыта других регионов нами были определены несколько значений семейных групп для дошкольного образования:

- развития новых форм дошкольного образования с реализацией индивидуального подхода в воспитании;

- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.

Следующим этапом нашей работы было использованием метода кейс-стади, посредством которого бы показали сложившуюся ситуацию в городе Новокузнецке и в Новоильинском районе в частности.

Таким образом, изучив ситуацию в Новоильинском районе, мы пришли к выводу о том, статистика организации семейных групп имеет положительную динамику.

Через обоснование проблемы и задач разработки проекта мы рассмотрели возможные управленческие затруднения, увидев их через призму выполняемых управленческих функций: стратегическая функция, администраторская функция, коммуникативно-регулирующая функция, мотивационная функция, контролирующая функция.

Все вышеперечисленные функции, так или иначе, отражаются и в самом психологическом сопровождении семейных групп, следовательно, решения управленческих затруднений также применимы и на семейных группах.

Следующим этапом нашей работы была разработка проекта психологического сопровождения семейных групп.

Мы определили:

- участников проекта;

- сроки разработки и апробации;

- цель проекта;

- задачи проекта;

- этапы проекта;

-прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта;

-критерии эффективности реализации проекта психологического сопровождения;

- описание рисков и препятствий в реализации проекта психологического сопровождения семейных групп;

- дальнейшее развитие проекта.

Литература:

  1. Белова С.А. МОУО - Управления образованием Тавдинского городского округа [Электронный ресурс] «Управленческий проект Муниципальная программа мониторинга качества образования на территории Тавдинского городского округа 2008 год»/ - Электронные данные. – Режим доступа: www.eurekanet.ru/res_ru/0_attachment_198_1.doc
  2. В Самаре планируют открыть семейные детские сады [Электронный ресурс] «РЕГИОН ОБРАЗОВАНИЯ»/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.regobraz.ru/  http://regobraz.ru/statia.php?nm=113
  3.  Гончаренко Э.Я.  Из опыта работы органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей [Электронный ресурс] «Бюджетная система Российской Федерации»/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва.: Мир книги. 2003. – 399 с.
  5. Ковалева Галина  Семейная воспитательная группа. Опыт работы [Электронный ресурс] «Социофорум.ру»/ - Электронный данные. – Режим доступа: http://socialforum.ru/de/zhurnal/article/2382/
  6. Методические рекомендации по созданию семейных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, развитию иных альтернативных форм дошкольного образования в Камчатском крае  [Электронный ресурс] «Камчатский край»/ - Электронные данные. – Режим доступа: www.kamchatka.gov.ru/oiv_doc/727/10264.doc
  7. О создании семейных групп при детских садах города [Электронный ресурс] «Деткино… мамам и папам Сургута»/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.detkino.ru/ Деткино.mht
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва.: Азбуковед. 1997. – 944 с.
  9. Отделение Семейных воспитательных групп [Электронный ресурс] «Государственное бюджетное учреждение «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнцево» западного административного округа города Москвы»/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.priut-solncevo.ru/
  10. Практическая психология в развивающем образовательном пространстве. Коллективная монография \ под ред. Швалевой Н.М. – Пятигорск.:  ПГЛУ.  2002. - 19,37 п.л.
  11. Психологические проблемы руководства [Электронный ресурс] «Заказать реферат, курсовую, диплом»/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://rudiplom.ru/lectures/psixologiya-delovogo-obshheniya/1015.html
  12.  Рудакова Н.А. Публичный доклад КОиН за 2009-2010 учебный год о состоянии и результатах деятельности [Электронный ресурс] «Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка»/ -  Электронные данные. – Режим доступа: http://www.dou.koin-nkz.com/index.php?lang=ru
  13. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности. СПб.: 1992. - 128 с.
  14. Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования [Электронный ресурс] «Разработка и реализации педагогического проекта»/ - Электронные данные. – Режим доступа: http://ipk.admin.tstu.ru/consult/innovatika/innov_ped_proekt.asp
  15. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки// Журнал практического психолога.-1999.-№3.- 101-119 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

ПРОГРАММА психологического сопровождения детей «группы риска»

Воспитанники «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны воспитателей и других специалистов.Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследова...

Программа психологического сопровождения детей группы риска на 2016-2018 учебные годы

Данная программа предполагает планирование сопровождения детей группы риска...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Психологическое сопровождение детей группы компенсирующей направленности по развитию межполушарного взаимодействия и мелкой моторики

Сформированность  навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой ...

Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.Задачи...