Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
проект

Елена Сергеевна Еременко

Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.

Задачи:

  • помочь родителям ребенка с ограниченными возможностями адаптироваться в новых для них жизненных условиях;
  • обучить родителей конструктивным формам общения и воспитания своего ребенка;
  • формировать оптимальные поведенческие стратегии;
  • формировать положительные установки в сознании родителей по воспитанию своего ребенка;
  • способствовать накоплению самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятию ответственности за их реализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101» г. Оренбурга

Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

                                   Автор: Еременко Елена Сергеевна

Проект социально-психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Автор: Еременко Елена Сергеевна

Актуальность.

Семья — ближайшее первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Таким семьям нужна социально-психологическая и педагогическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть не только специалисты реабилитационных учреждений, но и другие родители, имеющие детей с проблемами в здоровье.

Социальная реабилитация ребенка с особыми потребностями должна начинаться не с ребенка, а с реабилитации родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию такого ребенка.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к возникновению определенных трудностей:

  • в психологической сфере;
  • в сфере внутрисемейных и социальных отношений;
  • в организации воспитания и развития ребенка;
  • медико-социальные, материальные, бытовые и многие другие.

Все эти трудности необходимо учитывать при организации психологической помощи семье ребенка с особыми потребностями.

В данной программе предлагается детально проработанный алгоритм психологической помощи семье, уделяется особое внимание рассмотрению внутренних и внешних проблем семьи комплексно в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели и задачи.

Цель: содействие родителям детей с ограниченными возможностями в актуализации самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетентности, выработке активной социальной позиции.

Задачи:

  • помочь родителям ребенка с ограниченными возможностями адаптироваться в новых для них жизненных условиях;
  • обучить родителей конструктивным формам общения и воспитания своего ребенка;
  • формировать оптимальные поведенческие стратегии;
  • формировать положительные установки в сознании родителей по воспитанию своего ребенка;
  • способствовать накоплению самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятию ответственности за их реализацию.

Ход реализации проекта.

Организационный этап

Задачи.

  • Формирование целевой группы проекта
  • Ознакомление родителей с направлениями работы и оказываемыми видами помощи специалистами учреждения

Содержание деятельности

  • Анализ банка данных семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в детской городской поликлинике
  • Работа мобильной службы по предоставлению социальных услуг на дому клиента
  • Демонстрация материала о деятельности учреждения: видеоролики, буклеты, статьи

Методы и приемы:

  • собеседование;
  • наблюдение;
  • анализ медицинских документов;
  • диагностика;
  • беседа;
  • социальный патронаж

Результат:

  • заполнение и анализ анкет, опросников, диагностических карт;
  • подбор оптимальных для семей видов помощи

Основной этап

Задачи:

  • Обеспечение индивидуального социально-психологического сопровождения семей
  • Расширение межведомственного взаимодействия с целью организации просвещения, направленного на изменение отношения общества к детям с особыми потребностями

Содержание деятельности:

  • Работа родительского клуба взаимоподдержки
  • Проведение семинаров для родителей
  • Организация взаимодействия с различными структурами города
  • Разработка программ, организация семинаров, сотрудничество со СМИ: написание статей, создание видеофильмов о жизни и достижениях детей с особыми потребностями, выступления специалистов в телепередачах

Методы и приемы:

  • психологическое консультирование;
  • психологические тренинги;
  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • круглый стол;
  • практические занятия.

Результат:

  • формирование благоприятного социально-психологического климата в семье;
  • повышение педагогической компетентности и психологического потенциала родителей;
  • социальная адаптация родителей ребенка-инвалида в новых для них условиях.

Итоговый этап

Задачи:

  • Обобщение опыта работы по социально-психологическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

Содержание деятельности:

  • Проведение экспертизы эффективности реализации проекта: оценка качества предоставления социально-психологических услуг клиентам учреждения
  • Мониторинг результатов работы родительского клуба взаимоподдержки

Методы и приемы:

  • конференция;
  • анкетирование для родителей и специалистов.

Результат:

  • определение эффективности проведенных мероприятий;
  • заключения специалистов, заполнение соответствующих разделов «Карты семьи»;
  • сборник творческих отчетов по результатам деятельности городских служб, отделений реабилитационного центра.

Ожидаемые результаты.

Повышение уровня жизненной компетентности родителей:

  • применение эффективных поведенческих стратегий родителями на практике;
  • овладение родителями конструктивными формами общения и воспитания своего ребенка;
  • укрепление положительных установок в сознании родителей по воспитанию своего ребенка.

Выработка родителями активной социальной позиции:

  • адаптация родителей ребенка-инвалида в новых для них условиях;
  • накопление самостоятельного опыта решения жизненных проблем, принятие ответственности за их реализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...