Психолого – педагогические особенности детей раннего возраста
статья по теме

Климовская Ольга Викторовна

 

Возрастные особенности накладывают отпечаток на прохождение детьми периода адаптации. Особое влияние имеют развитие деятельности и общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Знание индивидуальных, возрастных особенностей, протекания кризиса, развития общения в младшем дошкольном возрасте поможет воспитателю создать такую обстановку в группе, которая будет комфортна для каждого ребёнка. Знание возрастных особенностей детей раннего возраста, содержания ведущей деятельности, поможет правильно организовать их жизнь в группе детского сада в период адаптации, что должно привести к более благополучному прохождению данного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические особенности  детей раннего возраста

Рассмотрим возрастные особенности детей 3-его года жизни.  Дети раннего возраста имеют непроизвольный характер основных психологических процессов – внимания, памяти, мышления, а также отличаются эмоциональной лабильностью и потребностью в эмоциональном комфорте. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту. Речь ребёнка, как средство общения, находится в стадии развития, что меняет отношение ребёнка со средой (Т.Н. Доронова; Е.В. Соловьёва).

Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста. Прежде всего, это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека; взрослый человек не может рассказать о них, за исключением каких-то исключительных случаев. Однако ребенок легко узнаёт знакомые предметы, помещения, действия, — словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.

Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами .

Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.

Столь явная ситуативность ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации.

Еще одна важная особенность маленького ребенка — необычайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он воспринимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтому предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате. Поэтому рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственный выбор занятий со стороны маленького ребенка не приходится.

В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом. Известно, что дети с большим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Иногда они отчаянно протестуют против смены одежды или перестановки мебели в комнате .

Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие.

Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для родителей удивительно, что дети могут по 20–30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для взрослых главное — узнать, что будет дальше и чем всё кончится, и если мы уже знаем, что будет дальше, то теряем к произведению интерес. У детей всё наоборот. Чем лучше они знакомы с содержанием сказки, тем с большим удовольствием ее слушают. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.

Роль близкого взрослого в жизни малыша огромна. Конечно, главной опорой для маленьких детей являются родители. Когда мама держит тебя за руку (а еще лучше на руках), даже самые необычные пауки и червяки перестают быть страшными и вызывают любопытство.

Близкий взрослый дает ребенку не только чувство стабильности и безопасности, но и является образцом человеческих действий с предметами. В раннем возрасте взаимодействие со взрослыми уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Необходимо выполнение общего дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и новые способы действия с предметами.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

— во-первых, передает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию (для чего нужен тот или иной предмет, что и когда с ним нужно делать);

— во-вторых, организует действия и движения ребенка, передает ему приемы осуществления действия (показывает, как нужно действовать);

— в-третьих, через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенком.

Содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Возраст от одного до трех лет является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К трем годам ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Н.Д. Ватутина выделяет следующие возрастные особенности детей, которые необходимо учитывать воспитателю при работе с детьми раннего возраста, поступающими в ДОУ:

  1. функциональная незрелость;
  2. приспособляемость к температурным изменениям несовершенна;
  3. психическое развитие ребёнка тесно связано с состоянием его здоровья.

Одним из критериев успешности адаптации является внутренний комфорт, то есть эмоциональная удовлетворенность ребенка. В то же время эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Если ребенок сыт, ухожен и содержание деятельности, в которую он включен, его удовлетворяет, он спокоен, активен, улыбается. Резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слезы. В таком состоянии ребенок невосприимчив к обучающим воздействиям, у него снижается аппетит, он отказывается играть.

Галигузова Л.Н. отмечает, что главная особенность ребенка от года до трех лет это «единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру».

Она выделяет две особенности психики ребенка раннего возраста:

•        особая эмоциональность восприятия окружающего мира;

•         ситуативность поведения (Галигузова Л.Н.).

        Из этого можно сделать вывод о том, что знание возрастных особенностей детей раннего возраста, содержания ведущей деятельности, поможет правильно организовать их жизнь в группе детского сада в период адаптации, что должно привести к более благополучному прохождению данного периода.

Окончание периода раннего детства определяется таким явлением как – кризис 3 лет. Выготский Л.С. под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребёнка. Кризис – это цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущность каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение потребностей и побуждений движущих его поведением. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало последующего.

Вывод: Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что возрастные особенности накладывают отпечаток на прохождение детьми периода адаптации. Особое влияние имеют развитие деятельности и общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Знание индивидуальных, возрастных особенностей, протекания кризиса, развития общения в младшем дошкольном возрасте поможет воспитателю создать такую обстановку в группе, которая будет комфортна для каждого ребёнка. Знание возрастных особенностей детей раннего возраста, содержания ведущей деятельности, поможет правильно организовать их жизнь в группе детского сада в период адаптации, что должно привести к более благополучному прохождению данного периода.

                                                             Список литературы

  1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до       семи лет. – М.:    Просвещение, 1992. // Электронный вариант книги http://rudocs.exdat.com/docs/index-264031.html
  2. Смирнова Е.О. Методика преподавания психологии. Конспект лекций. Лекция 9.4. «Взаимодействие субъектов образовательного процесса»
  3.  Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. Лекция 1. Психологические особенности детей раннего возраста. - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — с.3-29.
  4.  Материалы интернет – портала «Психология от А до Я»  http://azps.ru/articles/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическая характеристика раннего дошкольного возраста

Ранний возраст – это первый период существенных перемен в жизни маленького ребёнка. В этот период эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой прих...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Презентация: " Психолого - педагогические условия ранних представлений ребенка о профессиях".

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями....

Методическая игра "Педагогическое тестирование - ранний возраст"

Данное методическое мероприятие направлено на систематизацию знаний педагогов для работы с детьми раннего возраста по формированию у них самостоятельности в процессе самообслуживания....