Одарённость в дошкольном возрасте
статья на тему

Мостовая Татьяна александровна

В статье описаны этапы и уровни одарённости в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost_statya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый  ребенок  от  рождения  наделен  огромным  потенциалом,  который,  при  благоприятных  условиях,  эффективно  развивается  и  дает  возможность малышу достичь больших высот в своём развитии. Ребенок в этом возрасте познает окружающий мир с помощью органов чувств, поэтому мы считаем необходимым воздействовать на эмоциональную сферу.  

        Одним из самых эффективных средств воздействия на чувства ребенка  

является искусство. В процессе работы мы заметили, что малыш двух-трех лет  

очень восприимчив к музыке, литературе, устному народному творчеству, поэтому  мы  считаем,  что  искусство  должно  сопровождать  этот  период  жизни ребенка.

  Первые эстетические переживания ребенок испытывает, когда слушает  

стихи,  прибаутки,  сказки,  совершает  свои  первые  ритмичные  движения  под  музыку. Также особое внимание мы стараемся уделить сенсорному развитию,  

так как малыши в этом возрасте активно познают мир через тактильные ощущения, тем самым развивая чувственную сферу. Все это в комплексе создает  

благоприятные условия для пробуждения в ребенке его природного потенциала. Мы считаем, что возрастной период с 2 до 3 лет можно назвать копилкой  

эстетических переживаний, настроений, эмоций.  

       В средней группе детского сада происходит максимальное погружение  

ребёнка  в  деятельность,  которая  является  важным  условием  пробуждения  и  развития природного потенциала. Ребенок этого возраста очень активен, он с  

интересом  и  желанием  берется  за  любое  дело,  независимо  от  уровня  его  

сложности.  В  работе  с  детьми  мы  отталкиваемся  от  этого  и  представляем  

дошкольнику широкий спектр деятельности. Основными ее характеристиками  

являются:      разнообразие,       доступность       и    открытость,       мобильность,  ориентировать на развитие способностей. Мы стараемся предоставить ребенку  возможность  делать  то,  что  ему  хочется:  танцевать,  петь,  рисовать,  лепить,  сочинять сказки, играть, общаться.  

       Создание соответствующей предметно-развивающей среды, накопление  

опыта  художественно-творческой  деятельности  в  различных  видах  помогает  

выявить и развить способности у ребенка. Мы считаем очень важным на этом  этапе   внимательно      наблюдать      за   ребенком.    Присматриваемся        к   нему,  замечаем,     какие    виды    деятельности      его    больше     увлекают,     в   какой  

деятельности  он  успешен.  На  данном  этапе  у  отдельных  детей  возможны  первые  проявления  природного  потенциала,  закрепляется  интерес,  желание  

познавать новое.  

       С  этим  интересом  и  желанием  ребенок  поднимается  на  следующую ступень  развития  и  начинается  его  творческий  поиск,  развитие  творческого  

воображения.  Ребенок  проявляет  большой  интерес  к  той  деятельности,  в  которой он более успешен. Мы всегда поддерживаем ребенка, помогаем ему  

определиться.  Необходимо  учитывать  не  только  желание,  стремление,  но  и  

уровень  развития  его  способностей  в  конкретном  виде  деятельности.  Для  

этого мы проводим диагностику, которая показывает наличие у ребенка того  

или   иного   вида   способностей.   На   этом   этапе   особое   внимание   уделяем креативности       ребенка,    которая     наряду     с   усиленной      мотивацией и повышенным интеллектом входит в структуру одаренности.  

       Креативность  предполагает  у  ребенка  способность  к  оригинальности,  

гибкости,    нестандартности,       вариативности      мышления.      Для   ее   развития  деятельность дошкольника носит творческий характер.  

Большое  внимание  мы  уделяем  развитию  творческих  способностей  в  различных  видах  деятельности.  Для  этого  предоставляем  детям  максимум  

возможностей:        экспериментировать,         фантазировать,       импровизировать.  

Экспериментирование,   импровизация   и   фантазия   –   это   истинно   детская  

деятельность,  которая  является  ведущей  на  протяжении  всего  дошкольного  

возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный  исследователь,  самостоятельно  воздействующий  различными  способами  на  окружающие  его  предметы  и  явления  с  целью  более  полного  познания  и  

освоения.  

       Если  в  средней  группе  деятельность  затевается  ребенком  просто  ради  самой  деятельности,  то  в  старшей  группе  ребенок  стремится  к  достижению  

результата  в  ней,  прилагая  максимум  усилий,  для  того  чтобы  деятельность  

была  успешной.  Поэтому  данный  этап  мы  называем  ярким  проявлением  

возможностей       детей.   Ребенок    сам   выбирает     пути    средства    достижения  результата,   а   мы   стараемся   быть   всегда   рядом   с   ребенком,   чтобы   при  необходимости   помочь   ему   определить   круг   интересов,   подсказать,   дать  совет.  

       Одним   из   показателей   одаренности   является   повышенный   уровень  

интеллекта.  Наряду  с  развитием  креативности  на  данном  этапе  возникает  

необходимость        активизации       работы     по    развитию      интеллектуальных  способностей,   которые   проявляются   в   сообразительности,   находчивости,  активности, рискованности, оригинальности, и самостоятельности мышления.  

       Для  развития  интеллектуальных  способностей  мы  предлагаем  детям  

различные     виды    интеллектуальных        игр:  ребусы,     лото,  домино,     шашки,  кроссворды,      головоломки,      шахматы,     конструкторы,       задачи,  лабиринты,  мозаика.  Они  помогают  ребенку  развивать  мышление,  логику,  интеллект.  

Игры мы подбираем в соответствие с возрастом, а для детей с опережающим  

развитием повышаем степень сложности.  

       Также   эффективным   средством   развития   способностей   мы   считаем  

приобщение  детей  к  работе  в  творческих  мастерских:  спортивных  секциях,  

изостудиях,     мастерских      по   декоративно-прикладному          искусству     и   т.д.  

Творческие       мастерские       по    различным       направлениям        деятельности  объединяют детей с высоким уровнем тех или иных способностей.  

       У  отдельных  детей  в  подготовительной  к  школе  группе  происходит  

яркий  расцвет  способностей,  уровень  которых  говорит  о  наличии    у  них  

определенной   степени   одаренности.   Поэтому   этот   период   мы   называем  

проявлением одаренности, ребенок делает первые шаги в мир искусства. Для  

данной  категории  детей  мы  организуем  особую  систему  работы,  которая  

учитывает  особенности  и  проблемы   одаренных  детей  и  обеспечивает  их  

развитие.  

       К  6-7  годам  у  многих  детей  формируется  высокий  уровень  творческой  активности,       любознательности,          ярко     выраженное         стремление       к  самосовершенствованию в конкретном виде деятельности.  Уровень развития способностей некоторых детей достаточно высок. Им  становится   «тесно»   в   детском   саду.   Мы   стараемся   расширять   сферу   их  деятельности,       создавая      условия       для     дальнейшего        эстетического,  интеллектуального развития.  

       Главными  союзниками  и  помощниками  становятся  родители,  которые  

«перебрасывают  мостик»  для  ребенка  от  детского  сада  к  центрам  детского  

творчества, музыкальным школам, школам искусств, где ребенок продолжает  совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде  

деятельности.  

       В    современном обществе востребованы       люди,      обладающие  

нестандартным мышлением,  умеющие творчески подходить к решению задач,  

разрабатывающие  новые технологии,     покоряющие      просторы     вселенной,  создающие  шедевры  искусства.  Сегодня  информационное  общество  требует  ускорения      технологического       и   гуманистического        развития,     поэтому  неслучайно     внимание      государства    к   созданию     системы     выявления     и  поддержки одарённых детей. Первая и самая важная ступень этой системы –  дошкольное образование.  

       За период дошкольного детства  ребенок может пройти путь от первых  

проявлений   склонностей   до   яркого   расцвета   способностей,   одаренности,  

учитывая создание следующих благоприятных условий:  

       •   наличие   специально     подготовленных       высококвалифицированных  педагогов дошкольного образования, воспитателей;  

       •   создание   богатой    предметно-развивающей          среды    развивающую  разнообразную деятельность дошкольника;  

       •   создание атмосферы доброжелательности и заботливого отношения к  ребенку,    обстановки      формирующей        чувство    собственной      значимости,  поощряющей проявление его индивидуальности;  

       •   воспитательно-образовательная         система,      ориентированная        на  

развитие личности.  

       В   процессе    развития    и  выявления     склонностей,     одаренности     мы  

придерживаемся следующих принципов:  

       •   учитываем период раннего детства и дошкольного возраста;  

       •   индивидуальный подход, разработка программ развития ребенка;  

       •   более раннее начало работы по развитию способностей ребенка;  

       •   право выбора дошкольника интересующую его деятельность;  

       •   рациональное     использование      индивидуальной        и   коллективной   работы ребенка, объем специальных и общеобразовательных занятий;  

       •   сотрудничество с учреждениями культуры и искусства.  

       Этапы, принципы и  условия развития и выявления одарённости можно  

объединить     в   систему    воспитательно-образовательной          деятельности     по  развитию детских способностей.  

Очень распространено мнение о том,  что одаренные дети –  это  те, кто  

лучше  всех  учится.  А  как  быть  с  теми,  кто  неважно  учиться,  но  отличается  

необычайностью,   непохожестью   своего   мышления?   Это   тоже   одаренные,  только  в  другой  сфере,  дети  творческого  склада  ума.  Другая  одаренность  –  другая      личность.       Творческих        детей      отличает       неспособность  

приспосабливаться  к  общепринятому.  И  это  создает  особые  трудности  в  их  обучении  и  воспитании.  Очень  важно  своевременно  заметить,  не  упустить  

непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.  

       Важнейшей  особенностью  одаренных  детей  является  то,  что  им  не  

нужно  репродуктивное  обучение,  готовые  ответы,  гораздо  продуктивнее  и  

интересней   будет   самостоятельное   получение   знаний.   Главным   для   нас  являться  не  формирование  личности   с  заранее  заданными  свойствами,  а  

создание  условий  для  полноценного  проявления  и  развития  специфических  

личностных качеств ребенка. Исключительное значение в развитии ребенка, в  том  числе  и  одаренного,  имеет  окружающая  его  среда.  Поэтому  мы  создаем  сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность  что-то открывать, применять свою фантазию.  

       Одаренные  дети  уникальны,  они  отличаются  от  других  детей,  но  и  в  

группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого  

свой   набор   способностей,   свой   темп   развития,   именно   для   них   особую  важность   приобретает   индивидуальный   подход   в   обучении,   воспитании,  общении, и просто в повседневной жизни.  

       Сущность   индивидуального   подхода   выражается   в   том,   что   общие  задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством  

педагогического   воздействия   на   каждого   ребенка,   исходя   из   знания   его  психологических  особенностей  и  условий  жизни,  где  главная  точка  опоры –  ориентир на положительные качества малыша.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга. Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивид...

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...