Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Бунина Дарья Викторовна

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Закономерным является то, что чем меньше родители внимания оказывают познавательным потребностям ребенка, чем больше предъявляют к нему завышенных требований, часто наказывают его и проявляют жестокость в обращении, тем ниже уровень познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_vospitatelyam.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям для работы с родителями

 по оптимизации стиля семейного воспитания

 с целью повышения уровня познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель, в ходе учебно-воспитательной работы может повлиять на повышение уровня познавательной активности ребенка прямым и косвенным путем. Примерами прямого влияния выступает непосредственно-образовательная деятельность детей, прогулки, экскурсии, дидактические игры, задания проблемного характера и т.д. Косвенное влияние будет осуществляться через работу с родителями.

Задачи работы воспитателя:

  1. Формирование у родителей понятий «познавательная активность», «стиль семейного воспитания» и его особенностей.
  2. Создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.
  3. Развитие родителями познавательной активности у своих детей.

Принципы работы:

  1. Деятельностный. Предполагает активность всех участников (воспитателей, родителей, детей) в данной работе. Наличие общей цели и приложение усилий для её достижения.
  2. Систематичность и последовательность. Следование этому принципу обеспечит постоянство и оптимальность работы, достижение лучших результатов.

Формы работы: информационный стенд, родительские собрания, практикумы.

Стенд с информацией о познавательной активности, о стиле семейного воспитания позволит провести просветительскую работу с большим количеством родителей. Поэтому, стенд должен содержать информацию общего, ознакомительного характера (определение, значение). Родители, заинтересованные данной проблемой посетят собрания.

Собрание на тему «Развивайте познавательную активность своих детей»

Цель: определение признаков познавательной активности у детей, понимание родителями значимости ее развития.

Ход:

  1. Обсуждение понятия «познавательная активность» (как качество личности, которое включает стремление человека приобретать и усваивать информацию об объектах и явлениях окружающего мира).
  2. Обсуждение значения развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности, развитие и обогащение нравственных и эстетических чувств, воспитание такого качества как целеустремленность и т.д.)
  3. Условия развития познавательной активности (общение, деятельность, обучение).

Собрание на тему «Стиль семейного воспитания, способствует или вредит развитию познавательной активности?»

Цель: понимание родителями значения и влияния стиля семейного воспитания на развитие познавательной активности дошкольника.

Ход:

  1. Обсуждение понятия «стиль семейного воспитания» (как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей родителей, стереотипов поведения и отношения при воспитании детей).
  2. Обсуждение особенностей стиля семейного воспитания (гипоопека, игнорирование потребностей, недостаточность требований, вседозволенность, отсутствие наказаний, гиперопека, потворствование желаниям ребенка, чрезмерность требований, большое количество запретов, строгость и наказания). Как эти особенности проявляются при развитии познавательной активности.

Подвести родителей к тому, что базовым аспектом в воспитании и развитии познавательной активности должно быть принятие, любовь ребенка и удовлетворение его познавательных потребностей.

Собрание на тему «Детские вопросы и как на них отвечать»

Для этого собрания целесообразно будет провести предварительную работу – записать различные вопросы на магнитофон; дать родителям домашнее задание – записать вопросы, с которыми ребенок обращается к членам семьи.

Цель: показать родителям значение детских вопросов в развитии познавательной активности дошкольника, вооружить родителей умением правильно отвечать на них.

Ход:

  1. Обсуждение значения детских вопросов. Пытливость мысли, интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным. Вопросы помогают ребятам ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.
  2. Прослушивание записанных на магнитофон вопросов детей группы. Затем предложить родителям зачитать собранные ими вопросы, что послужит основанием для вывода о разнообразии детских вопросов. Рассмотреть отличие вопросов в зависимости от мотива, возраста и особенностей стиля семейного воспитания.
  3. Как относиться и как отвечать на вопросы детей. Подвести родителей к выводу, что ребенок задает вопрос лишь тому, кто завоевал его доверие, кто внимательно выслушал и ответил серьезно и интересно. Обсудить требования к ответам родителей (краткость, ясность, определенность и т.д.)

В конце собрания подвести итог о том, что ребенок больше запомнит не то, что ответит родитель, а как он относится к его вопросам. Можно раздать родителям памятки «Как отвечать на детские вопросы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "

quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...

Методические рекомендации для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов

При использовании мультипликационных фильмов как средства нравственного развития ребенка, следует вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые – это «радуга положительных эмоций» для детей...

Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

Рекомендации для родителей «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»...

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком - средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....