Метод проектов как средство развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
статья (подготовительная группа) по теме

В статье раскрывается сущность проектной деятельности, основные этапы работы над проектом, влияние проектов на творческую активность всех участников образовательного процесса ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Красненского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение,

«Центр развития ребенка – детский сад «Капелька»

МЕТОД  ПРОЕКТОВ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ.

                                                                  Старший воспитатель Ушакова В.Т.

                                                               МБДОУ «Центр развития ребенка –                                            

                                                                          детский сад «Капелька»

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15—20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов проектное обучение, который позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает  применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Поэтому в дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Основатель педагогики «делания» метода проектов» — американский ученый-демократ, идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Условиями успешного обучения он считал:

а)        проблематизацию  учебного материала (знания — должны вызывать в детях чувство  удивления и любопытства),

б)        активность ребенка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);

в)        связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Его теоретические концепции послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли, что с большим увлечением ребенок выполняет только ту деятельность, которую свободно выбирает он сам; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного образования — это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают  понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е.С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование.

При проектном методе знания не даются в готовом виде, а приобретаются в ходе целенаправленной деятельности над проектом. Таким образом, формируется познавательная активность ребенка.   Проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жесткие рамки, а является открытой, так как результат в рамках проекта не может быть заранее предрешен, а значит, ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

Отечественный педагог-психолог Н.Н. Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок— взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  1. учет интересов ребенка;
  2. деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  1. тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  2. предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
  1. совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

     Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть: «Домашние любимцы», «Путешествие на море», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.

Осуществление проектной деятельности предусматривает следующие этапы:

подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия,  выбор формы, целеполагание, разделение цели на «веер задач», распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);

основной (работа над проектом: моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, реализация проекта..);

завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проектов).

Метод проектов служит средством формирования творческой активности педагогов и родителей, а также средством сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Чтобы педагоги успешно овладели проектной деятельностью в детском саду проделана следующая работа: сделан анализ,  имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме; проведен обучающий семинар для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности и формирования умения организовывать проектное обучение; созданы методические рекомендации для внедрения проектного метода в практику работы дошкольного учреждения; предложена тематика совместных проектов; организация проектной деятельности педагогов, детей, совместных проектов; презентация лучших проектов. (Детские проекты «Зачем мне нужен детский сад?», «Вторая жизнь конфетных фантиков»). (темы проектов педагогов «Формирование индивидуального стиля здорового поведения», « Развитие нравственно-волевых качеств», «Всегда и везде вечная слава воде». «Рисуем вместе»…).

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида (творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др.), нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.  Поэтому важнейшими задачами, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образовательного учреждения в процессе  осуществления метода проектов являются:

— обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;

- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений:

  1. продумываются шаги по достижению цели;
  2. определяются сроки и состав участников и приглашенных;
  3. намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий проведения;
  4. распределяются обязанности и роли каждого;

Это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда родители и дети приглашают гостей, оформляют, шьют, разучивают, репетируют, стряпают и т.д. Презентацией продукта совместной деятельности является сам детский праздник, после которого останется много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично. Количество участников проекта может изменяться, возраст их не ограничен, могут вноситься коррективы, каждый выполняет только то, что может и хочет делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами.

Итак, метод проектов служит средством развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса: дети, педагоги, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НОВАЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в условиях ФГОС ДО

Основной тезис современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»....

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...

Проект «Творческая мастерская «Город мастеров» - инновационная форма организации совместной продуктивной деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Решая проблему развития творческого потенциала педагогов через создание инновационной формы организации совместной деятельности в «творческих мастерских», мы формируем творческую личность ...

Система социально-педагогической деятельности по взаимодействию всех субъектов образовательного процесса в ДОУ

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным....

Создание РППС с учётом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса- педагога, родителей, детей. Выступление на районном семинаре

Перечень литературных источников:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерст...