Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"
материал по теме

" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника.

  Известно, что речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.                                                       Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

   Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

    Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи  подрастающего поколения.

    Развитие связной речи и формирование навыков общения- одна из главных задач детского сада.

    Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений худ. литературы и устного народного творчества, а также непременным условием для написания изложений и сочинений.

     Формирование связной речи у детей – сложный процесс.

     Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

    В раннем возрасте речь малыша ситуативна, состоит из отдельных, не связанных друг с другом предложений, произносимых в процессе выполнения каких – либо действий и понятных для слушателя в том случае, если он знаком с ситуацией. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью. К 7 годам он должен овладеть основными формами устной речи – внешней (устной) и внутренней, диалогической и монологической.

   Диалогическая речь значительно легче монологической, т.к. в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Высказывания краткие, часто грамматически неполные.

    Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической.

    При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог  (спрашивать, отвечать, объяснять) пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

   1) научить детей отвечать на поставленные вопросы.

   2) научить постановке вопросов.

   3) воспитать способность вести беседу.

Беседа является активным методом умственного воспитания дошкольника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания. Беседа стимулирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве.  

 

   Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монологическая речь базируется на глубокой познавательной и мыслительной деятельности. Монолог требует лучшей памяти, напряженного внимания к содержанию и форме речи. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь. К 7 годам дети должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

     Пересказ является более легким видом монологической речи. Но пересказ – это не механическое воспроизведение текста, он включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок излагает готовое содержание, но,  осмысливая текст, он передает его свободно. Сначала нужно обучать детей подробному, затем выборочному и творческому пересказу.

  Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников.

   Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста. Составление рассказов способствует совершенствованию познавательных процессов, развитию логического мышления.

Наиболее сложными для детей являются творческие рассказы. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и речевой зрелости.

   Несформированность связной речи старших дошкольников отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и  познавательные возможности, препятствует овладению знаний. Поэтому  специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.

Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....

Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.

Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....

Парциальная программа формирования речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР 4-7 лет "Развивай-ка"

Парциальная программа по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников с ТНР 4 – 7 лет «Развивай-ка» разработана с учетом требований ФГОС ДО, технологий личностно–ориентированного образова...

"Формирование речемыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с ОНР III уровень речевого развития посредством народных сказок"

В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Уровень сформированности связной речи являе...

Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника.

Статья "Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника".Перед современным педагогом стоит цель создать условия для полноценного формирования грамматического компонента языковой с...

ДОКЛАД на тему: «Современный дошкольник. Проблемы воспитания и формирования социальной адаптации».

laquo;Детство есть та великая пора жизни,когда кладётся основание всему будущемунравственному человеку».Н. Шелгунов...

Статья на тему "Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты организации формирования математических представлений дошкольников в рамках требований ФГОС ДО"...