О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности
статья (подготовительная группа) по теме

Логинова Людмила Анатольевна

Выступление на семинаре по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности

Известно значение игры в жизни ребенка, является формой детской самостоятельности, имеет свои, особые законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности. «…В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Эта взаимосвязь осуществляется нами в русле нашей концепции развития художественно-творческих способностей детей в разнообразных видах художественной деятельности, основой которых являются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам, имеющим эстетическую ценность.

      Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно-печатные). Какое место занимает дидактические игры в детском изобразительном творчестве?

      Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию-обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме

     - накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.);

     - развивать глазомер, координацию движений рук и глаз. Мелкую моторику;

     - совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные ( последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

     Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она

  1. увеличивает его привлекательность для детей;
  2. способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали);
  3. совершенствуется детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисование с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист»: играя, дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.

Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликациях): домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда, городецкие доски), природные объекты (вершки и корешки, радуга и др.) В процессе рисования, лепки, аппликации дети могут создавать и настольно-печатные игры по мотивам произведений детской литературы. («Три поросенка», «Волшебник изумрудного города» и т.д.).

 Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактические игры, но еще в большей степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и в процессе самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства.

Игры могут быть включены практически в любое занятие, Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами- это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в изобразительной деятельности

В презентации представлены дидактические игры позволяющие знакомить детей с цветом и цветовыми оттенками, разработанные И.А.Лыковой,  Г.С Швайко....

Доклад на тему "Дидактические игры в изобразительной деятельности"

О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего ра...

Конспект дидактической игры по изобразительной деятельности "Путешествие в страну Рисования"

Данная игра может быть использованна как развлечение для детей старшей и подготовительной группы...

Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности

Известно значение игры в жизни ребёнка: «. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». (С. Рубинштейн)...

Взаимосвязь дидактических игр в изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. И игра нами часто используется в педагогическом процессе детского сада и как прием обучения и как средство активизаци...

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук) Дидактические игры по изобразительной деятельности.

Консультация для родителей и педагогов (+ каталог дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики рук)  Дидактические игры по изобразительной деятельности. Вопросы использования дидактич...