Презентация "Сказки с "бродячим сюжетом" как средство формирования грамотного читателя.
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Барон Наталья Владимировна

Сказки с "бродячим сюжетом" имеют большие возможности в деле воспитания ребенка как грамотного читателя. Сравнивая сказки, малыш невольно обращает внимание на имеющиеся в них различия, подмечает художественные нюансы, приучается размышлять над особенностями литературного творчества, анализировать произведения, активизирует собственную творческую мысль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моей презентации: "Сказки с "бродячим сюжетом" как средство формирования грамотного читателя".

Цель моей работы состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг, через решение следующих задач (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностей; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству;  развитие художественного восприятия и эстетического вкуса), которые вы видите на экране.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы и человеческих отношений.

В круг чтения дошкольника прочно  вошли сказки отечественные и зарубежные, авторские и народные, о животных, волшебные, докучные. Наибольший интерес вызывают сказки с "бродячим сюжетом".

"Бродячий сюжет" - термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление "бродячего сюжета" связывают с взаимодействием народных культур и миграций людей.

Популярнейший "бродячий сюжет", который имеет более тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира, о Золушке. Самый ранний вариант был найден в Древнем Египте.

Джамбаттиста Базиле - итальянский поэт и писатель-сказочник, первым записал многие сказки. У Д. Базиле Золушку звали Цецолла. Впоследствии мы знаем обработку Ш. Перро и братьев Гримм. Сказку в ином варианте рассказывали в Испании, Риме, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии, в корейской народной сказке Золушкой была четырнадцатилетняя девочка Кхончхи.

Возникает резонный вопрос: "Зачем знакомить дошкольника со сказами с "бродячим сюжетом"?"

 Во-первых, эти сказки имеют большие возможности в деле воспитания ребенка как читателя, грамотного читателя. Сравнивая сказки, малыш невольно обращает внимание на имеющиеся в них различия, подмечает художественные нюансы, приучается размышлять над особенностями литературного творчества, анализировать произведения.

Во-вторых, сказки с "бродячим сюжетом" позволяют ребенку понять, что об одном и том же явлении, событии можно рассказать по-разному, что делает его не только более внимательным, вдумчивым читателем, но и активизирует собственную творческую мысль, заставляет творить, быть непохожим на других и в жизни, и в творчестве.

В-третьих, сказки с "бродячим сюжетом" позволяют в доступной, увлекательной форме познакомить малыша с другими странами, народами, культурами.

Формируется национальное самосознание, ребенок осознает уникальность своего народа и культуры, проникается уважением к своей истории, национальным обычаям и традициям. А вместе с тем делает вывод о том, что, невзирая на отличия, разделяющие их расстояния, языковой барьер, люди в мире очень похожи, у них одни и те же нравственные ценности, интересы, проблемы, беды и радости.

Как я знакомлю дошкольника с ними?

Знакомлю читателя со сказками с "бродячим сюжетом" в старшем дошкольном возрасте, когда он накопил жизненный и литературный опыт, позволяющий осмыслить текст сказки, сравнить ее с уже знакомой, найти сходства и отличия.

Сначала детям предлагаю сказки о животных, небольшие по объему, простые по композиции, художественному замыслу. Например, русская народная сказка "Лиса и Тетерев" и кабардинская народная сказка "Лиса и Фазан". Затем ввожу волшебные сказки с "бродячим сюжетом", например русская народная сказка "Морозко" и немецкая народная сказка из сборника братьев Гримм "Госпожа Метелица".

После чтения я беседую с детьми, предлагаю найти сходства и отличия в сказках, обратить внимание на разницу художественного рассказа об одном и том же событии.

Следующий вид работы - сочинение своей сказки, но с похожими героями, сюжетом, идеей, рисование к ней иллюстраций и "издание" собственной книги.

Переход к драматизации сказки с "бродячим сюжетом" является лаконичным завершением работы. Детям нравится драматизировать сценки из сказок, используя для этого персонажей из разных видов театра (на палочках, настольно-плоскостного, конусного, пальчикового, на фланелеграфе, би-ба-бо).

Успешной реализации данной деятельности помогла работа с родителями. В нее входили: (темы не читать)

1) анкетирование "Какие сказки вы читаете дома";

2) консультация "Развитие речи детей через сказку драматизацию;

3) викторина "В гостях у сказки";

4) выставка персонажей разных видов театра, изготовленных родителями.

Родители совместно с детьми с удовольствием включились в работу по изготовлению персонажей из разных видов театра и костюмов для обыгрывания сюжетов из сказок дома.

По результатам проводимой работы можно сделать вывод. Работа со сказками с «бродячим сюжетом» оказывает положительное влияние на литературное развитие дошкольника. Формирует интерес и потребность в чтении книг, национальное самосознание, ребенок осознает уникальность своего народа и культуры, воспитывается уважение к своей истории, национальным обычаям и традициям.

Спасибо за внимание!

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 городского округа Самара Сказки с «Бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя Выполнила: воспитатель Барон Наталья Владимировна

Слайд 2

Цель. Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении книг. Задачи: Создание целостной картины мира, в том числе первичных ценностей; Развитие литературной речи; Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .

Слайд 3

Виды сказок: о животных волшебные бытовые докучные

Слайд 4

Бродячий сюжет – термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление «бродячих сюжетов» связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей.

Слайд 5

«Золушка»

Слайд 6

Джамбаттиста Базиле (1575-1632) Итальянский поэт и писатель-сказочник, первым записал многие сказки. У Д. Базиле Золушку звали Цецолла . Впоследствии мы знаем обработку Ш. Перро и братьев Гримм. Сказку в ином варианте рассказывали в Испании, Риме, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии, в корейской народной сказке Золушкой была четырнадцатилетняя девочка Кхончхи .

Слайд 7

Сказки с «бродячим сюжетом» 1.«Золушка» Ш. Перро и Золотой башмачок» обработка Афанасьева 2.«Терем Мухи» обработка Афанасьева, «Теремок» русская сказка и «Рукавичка» украинская сказка 3. «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин и «О рыбаке и его жене» братья Гримм

Слайд 8

4. «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкин и «Спящая царевна» В. А. Жуковский, и «Белоснежка и семь гномов» братья Гримм 5. «Два жадных медвежонка» венгерская народная сказка и «Как барсук и куница судились» корейская народная сказка

Слайд 9

Знакомство со сказками Русская народная сказка «Лиса и Тетерев» и Кабардинская народная сказка «Лиса и Фазан» Русская народная сказка « Морозко » и Немецкая сказка «Госпожа Метелица»

Слайд 10

Беседа о прочитанном

Слайд 11

Рисование сказки

Слайд 12

«Издание» книги

Слайд 13

Драматизация сказки

Слайд 14

Работа с родителями Анкетирование «Какие сказки вы читаете дома ?». Консультация «Развитие речи детей через сказку - драматизацию». Викторина «В гостях у сказки». Выставка персонажей разных видов театра, изготовленных родителями.

Слайд 15

Театр своими руками

Слайд 16

Вывод Работа со сказками с «бродячим сюжетом» оказывает положительное влияние на литературное развитие дошкольника. Формирует национальное самосознание, ребенок осознает уникальность своего народа и культуры. Воспитывается уважение к своей истории, национальным обычаям и традициям.

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...

Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя (презентация)

Цель: сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обряд...

Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя

      Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, о...

Опыт работы по теме: "Формирование грамотного читателя в проектно-исследовательской деятельности"

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие»...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...