Проект "Семья - это маленькая страна"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Проект создан м целью сплочения семьи  в условиях современной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Семья" маленький32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Семья - это маленькая страна"

        Актуальность проекта: Семья стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция и самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

        Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это целый мир, в котором закладываются основы морали отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь и общие интересы. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говориться "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

        Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

        С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект "Моя семья - маленькая страна". Проведя анкетирование среди детей, выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

        Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

        Цель: расширить представление детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

        Задачи:

        - Выявление представлений у детей о родственных отношениях, о своих родителях через проблемную ситуацию

        - Создать в группе условия, способствующие лучшему общению детей-родителей-родственников

        - Формировать у детей доброжелательное отношение к родным и близким

        - Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

        - Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

        Участники проекта: дети, родители, воспитатели

        Сроки проекта: с 11 марта по 13 мая

        Режим работы: во время и вне занятий

        Ожидаемые результаты:

        1. Дети узнают больше о своей семье - о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

        2. Совместная деятельность в будущем будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

        3. Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.        

        Формы работы:

        1. Конкурс детских рисунков "Моя мама" "Мой папа"        

        2. Анкетирование родителей

        3. Семейный конкурс "Герб моей семьи"

        4. Сюжетно-ролевая игра "Семья"

        5. Конкурс "Мама - лучший повар, папа - лучший мастер"

        6. Дидактическая игра "Назови правильно"

        7. Выставка семейного творчества родителей и детей "Шьем игрушку вместе с мамой"

        8. Оформление газеты "Моя семья"

        9. Составление генеалогического древа

        10. Семейный праздник "Традиции семьи"

        11. Оформление альбома проекта "Семья"

        Этапы реализации:

Подготовительный этап

Цель

Задачи

Формы работы с детьми и родителями

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско-родительских отношений

Дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми, уточнить и расширить представление детей о семье

1. Создание паспорта семьи

2. Анкетирование родителей

3. Наглядно-текстовые информации: буклеты, фотостенды

4. Родительские собрания по темам: "Игра с ребенком в вашей жизни", "Дом, в котором мы живем"

Основной этап

1. Расширить представление детей о родителях и родственных отношениях

1. Конкурс детских рисунков "Моя мама", "Мой папа"

2. Дидактическая игра "Назови правильно" - формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук, брат, сестра и т.д. Учить правильно называть своих ближайших родственников.

3. Сюжетно-ролевая игра "Семья"

Первый этап. Наблюдение ухода за детьми в ясельной группе, наблюдение за прогулкой мам с колясками - уточнить представление о том, как взрослые заботятся о малышах.

Второй этап. Занятие по конструированию - предложить построить своими руками мебель для кукол, спеть колыбельную песню.

Третий этап. Чтение художественной литературы: А.Барто "Бабушкина забота" - обратить внимание как взрослые заботятся о детях.

Четвертый этап. Просмотр диафильма К.Чуковского "Мойдодыр" - дать представление о том, что неряхой быть плохо, в доме должен быть порядок.

Пятый этап. Беседа с детьми о семье - уточнить представление об обязанностях в семье, о составе семьи.

4. Семейный конкурс "Герб моей семьи" - формировать ценностное отношение к себе и своим близким.

5. Конкурс "Мама - лучший повар, папа - лучший мастер"

6. Выставка совместного творчества родителей и детей "Шьем игрушки вместе с мамой" (изготовление кукол для театра)

9. Оформление газеты "Моя семья"

10. Составление генеалогического древа

Заключительный этап

Подведение итогов: воспитание любви к родителям, родственникам.

Оценить динамику распространения семейного  опыта детско-родительских отношений

1. Анкетирование

2. Семейный праздник "Традиции семьи"

3. Оформление альбома "Семья"

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей

Месяц

Тема

Цель

11.03 - 12.03

Создание паспорта семьи, анкетирование родителей

Дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми. Помочь воспитателям и специалистам установить с ребенком контакт, понять его личность.

18.03 - 22.03

Наглядно-текстовые информации: буклеты, фотостенды

Повышать уровень эстетического развития детей и взрослых, пробуждать интерес к истории своей семьи. Помочь установить контакт с ребенком, познакомиться с условиями жизни ребенка.

25.03 - 05.04

Конкурс детских рисунков. Темы "Моя семья", "Бабушка и дедушка - мои лучшие друзья", "Букет цветов для мамы". Дидактическая игра "Назови правильно", сюжетно-ролевая игра "Семья". Семейный конкурс "Герб моей семьи"

Учить рисовать портреты пожилых людей. Передавать отличительные особенности их лиц. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям. Формировать представление о родственных отношениях. Учить правильно называть ближайших родственников. Первый этап. Наблюдение ухода за детьми в ясельной группе, наблюдение за прогулкой мам с колясками - уточнить представление о том, как взрослые заботятся о малышах.

Второй этап. Занятие по конструированию - предложить построить своими руками мебель для кукол, спеть колыбельную песню.

Третий этап. Чтение художественной литературы: А.Барто "Бабушкина забота" - обратить внимание как взрослые заботятся о детях.

Четвертый этап. Просмотр диафильма К.Чуковского "Мойдодыр" - дать представление о том, что неряхой быть плохо, в доме должен быть порядок.

Пятый этап. Беседа с детьми о семье - уточнить представление об обязанностях в семье, о составе семьи.

Формировать ценностное отношение к себе и своим близким.

08.04 - 12.04

Конкурс "Мама - лучший повар, пап - лучший мастер". Выставка совместного творчества родителей и детей "Шьем вместе с мамой". Оформление газеты "Моя семья"

Повышать уровень эстетического развития детей и взрослых, формировать отношения между детьми и родителями. Воспитывать внимательное отношение к членам семьи.

15.04 - 19.04

Составление генеалогического древа. Анкетирование

Расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях. Выявление представлении о родственных отношениях, о своих родителях. Оценить динамику детско-родительских отношений.

22.04 - 26.04

Семейный праздник "традиции семьи"

Сближение поколений. укрепление детско-родительских отношений.

29.04 - 13.05

Оформление альбома "Семья"

Заинтересовать родителей в подолжении сотрудничества.

Реализация проекта проходит через различные виды деятельности:

        Игровая деятельность:

        - Сюжетно-ролевые игры:

  1. "Семья"
  2. "Дом"
  3. "День рождения"

        - Дидактические игры:

  1. "Как мы помогаем родным"
  2. "Родство"
  3. "Семья"
  4. "Лото "Моя семья"

        -Строительные игры:

  1. "Дом для кукол"
  2. "Мебель для дома"

        Познавательное развитие:

  1. Серия бесед по картинкам "Моя семья"
  1. "Какая у меня семья"
  2. "Мы должны беречь друг друга"
  3. "Рядом или вместе"
  4. "Как хорошо играть всем вместе"
  1. Тематическое занятие по семейным альбомам "Мой род - моя семья"
  2. Открытые интегрированные занятия:
  1. "Моя дружная семья"
  2. "Коли семья вместе, то и душа на месте"
  1. Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о семье

        Речевое развитие:

  1. Чтение художественной литературы о семье
  2. Заучивание стихов о семье

        

Приложение 1

Мой ребенок и его индивидуальные особенности

(анкета для родителей)

1. Каков ваш ребенок? (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)

2. Общительный он или нет? Как это проявляется?

3. Какое у него любимое занятие?

4. Есть ли у вашего ребенка какие-нибудь способности?

5. Какое обычное состояние вашего ребенка и его настроение?

6. Часто ли плачет ваш ребенок?

7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете - почему?

8. Как реагирует на ваши замечания, наказания?

9. Как у ребенка проявляется самостоятельность? (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремиться к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)

10. Каковы его отношения со сверстниками? (умеет организовывать детей; выполняет только ведущие роли; подчиняется другим детям)

11. Все ли вам нравится в вашем ребенке?

12. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

13. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

14. Отводите ли вы время каждый день для чтения ребенку?

15. Часто ли обнимаете своего ребенка?

16. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

17. Есть ли у вашего ребенка место, которое отведено только ему?

18. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

19. Ходите ли вы в театры, зоопарк, цирк с вашим ребенком?

20. Беседуете ли вы с ребенком о смысле спектакля, прочитанной книги?

21. Стараетесь ли вы гулять с ребенком?

22. Слушаете ли вы что ребенок вам говорит?

Приложение 2

Сценарий праздника "Семейные традиции"

        Программное содержание: формировать представление о доме, семье, родителях. Воспитывать уважение и любовь к близким.

        Чему учим детей:

  1. Дать понятие о семье
  2. Обогатить словарный запас, дать родственные понятия
  3. Внести в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок), имена прилагательные (верхний, нижний)
  4. Активизировать глагольный словарь (Игра "Кто что делает")
  5. Стимулировать детей рассказывать о своей семье
  6. Развивать основные виды моторики: общую и мелкую, учить координировать речь с движением, развивать чувство ритма
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание и память

        Оснащение: пособие "Дом", сюжетные картинки "Семья"

        1. Ход:

        Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

        Здравствуй, небо! (руки поднять вверх)

        Здравствуй, солнце! (руками описать большой круг)

        Здравствуй, Земля! (опустить руки на ковер)

        Здравствуй, наша большая семья! (все дети берутся за руки и поднимают их вверх)

        2. Дом.

        Попросить детей сесть на стульчики, пособие "Дом" и спросить, что они видят. Сообщить, что в этом доме живет семья - родители и их дети.

        Откройте одно из четырех окошек (в нем картинка с изображением мужчины) и задайте вопрос: "Это взрослый или ребенок?" (Взрослый). "Это мама или папа?" (Папа). "А папа какой?" После того, как дети ответят, закройте окошечко. Затем откройте в домике следующее окошко (в нем картинка с изображением женщины). Задаем аналогичные вопросы.

        После этого открываем еще одно окошечко и спрашиваем: "Это мальчик или девочка?" (Девочка). "Это сын или дочка?" (Дочка). Открываем последнее окно - в нем изображение мальчика. Спросить детей: "Это мальчик или девочка?" (мальчик). "Это сын или дочка?" (сын).

        Попросить детей по очереди вспомнить и показать, кто из членов семьи у какого окошечка сидит, а затем - открыть указанное окно и проверить правильность своего ответа. При этом следить за тем, чтобы дети употребляли слова "папа", "мама", "дочка", "сын". Затем спросить: "Кто находится в верхних окошках?" Дети отвечают: "Мама и папа". Задать новый вопрос "Как можно назвать их одним словом?" (Родители).

        Аналогично уточнить: "кто сидит у нижних окошек?" (дети - сын и дочка). Сообщить детям, что в семье детей можно называть "брат и сестра".

        3. Кто что делает?

        Предложить детям "зайти" в дом и посмотреть, кто из членов семьи чем занят. Предъявить сюжетные картинки "Семья".

        Попросить детей показать на картинке маму, папу, дочку Олю и сына Колю и рассказать, кто из них чем занят. Дети дают ответы и сопровождают их соответствующими движениями.

        Мама моет посуду - положить одну ладонь на другую и совершать по ней круговые движения, как будто моем тарелку.

        Папа чинит табуретку - указательным и большим пальцем левой руки "Держать" воображаемый гвоздь. Правую руку сжать в кулак и стучать по гвоздю, "забивая его в табуретку"

        Коля везет за веревочку машину - держать в одной руке воображаемую веревочку и тянуть за собой машину.

        Оля завязывает бантик кукле - завязывать воображаемый бантик.

        Уточнить у детей, какие предметы нужны для выполнения этих действий каждому из членов семьи - папе нужен молоток и гвозди. Маме губка и тарелка. Оле нужна кукла и ленточка. Коле нужна машина.

        4. Слушай внимательно.

        Похвалить детей за то, что они все так хорошо показали и рассказали, и скажите, что вы тоже хотите сказать о том, кто что делает. Попросить детей быть внимательными - кивать головой, если вы скажете правильно, произносить при этом "Да,да,да!". А если допустите ошибку, качать головой и говорить "Нет, нет, нет!"

        Педагог:

        Папа забивает гвоздь в табуретку. (да)

        Мама играет с машинкой. (нет)

        Оля моет посуду. (нет)

        Коля везет грузовик. (да)

        Папа завязывает бант кукле. (нет)

        Дети стоят в кругу:

        Собрались все дети в круг.

        Я - твой друг,  и ты мой друг.

        Крепко за руки возьмемся

        И друг другу улыбнемся.

        - Здравствуйте, милые дети! Вы прекрасней всех на свете. И с таким замечательным настроением, я приглашаю вас в гости к мальчику Пете (дети садятся на стульчики). А живет он в этом красивом доме. (Обращает внимание детей на макет дома).

        Загадки:

        - Чтобы узнать, с кем живет Петя нас надо отгадать загадки. (При правильном ответе воспитатель устанавливает в окнах дома картинки членов семьи).

        1. Перед сном надев пижаму

        Прочитать мы просим.... (маму)

        2. Ароматное варенье,

        Пироги на угощенье,

        Вкусные оладушки

        У любимой.... (бабушки)

        3. Он трудился не от скуки,

        У него в мозолях руки,

        А теперь он стар и сед

        Мой родной, любимый... (дед)

        4. Кто научит гвоздь забить,

        Даст машину поводить,

        И подскажет, как быть смелым,

        Сильным, ловким и умелым?

        Все вы знаете, ребята,

        Это - наш любимый.... (папа)

        5. Кто веселый карапузик,        

        Шустро ползает на пузе?

        Удивительный мальчишка,

        Это младший мой... (братишка)

        6. Кто любит и меня, и братца,

        Но больше любит наряжаться?

        Очень модная девчонка

        Моя младшая.... (сестренка)

        - Вот какая большая семья у Пети. Посмотрите внимательно, про кого мы еще забыли? (обращает внимание детей на чердак, где сидит кошка). Как вы думаете, Мурка - тоже Петина семья? Кошка - это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья - кот и маленькие котята. Семья - это группа людей, живущих вместе.  Как вы думаете, зачем нужна семья? Верно, чтобы помогать друг другу растить и воспитывать детей, заботиться о стариках.

        

        - Пете захотелось узнать о ваших семьях. Расскажите ему, ребята!

        Д/и "Маленькие помощники"

        - Надо помочь Петиным родным (на фланелеграфе картинки с изображением швабры, тряпки, гвоздей, совка, веника, молотка, куртки, шапки, отвертки, клещей и т.д)

        - Мама хочет убрать квартиру (дети показывают предметы, с помощью которых можно убрать квартиру)

        - Папа хочет починить стул

         - Маленький брат собирается на прогулку

        - Бабушка вяжет свитер

        - Молодцы, ребята! Вы - настоящие помощники. Теперь вы знаете, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности. А какие домашние обязанности есть у вас?

        Физминутка "Семейная зарядка"

        Осенью, весною, летом и зимой

        Мы во двор выходим дружною семьей.

        Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

        Мама руки поднимает,

        Папа бодро приседает,

        Повороты вправо-влево делает мой братец Сева.

        А я сам бегу трусцой и качаю головой.

        - Ребята, а как мы выражаем любовь к близким?

        - Смотрите, какую красивую Птицу Счастья нарисовал и подарил нам Петя. Вы знаете, что Птица счастья приносит людям удачу, мир и радость в семью. Предлагаю вам сделать такую же сказочную птицу и подарить своей семье. Только для того, чтобы работа вышла хорошо, необходимо размять пальчики.

        

        Аппликация (совместная работа родитель-ребенок) "Птица Счастья"

        - Все птицы имеют одни и те же части тела - туловище, голову, хвост и т.д.

        - Поэтапное выполнение работы сопровождается наглядным показом и объяснением. Предложить детям рассмотреть образец, обратить их внимание на узоры на хвосте. Предложить придумать свои узоры, подобрать необходимые элементы, вспомнить, как работать с клеем. Выполнить аппликацию.

        - Анализ работ

        Итог:

        - У кого в гостях мы сегодня побывали?

        - Для чего человеку нужна семья?

        - Что принесет Птица Счастья в вашу семью?

        Совместное чаепитие.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленькая страна"

Сценарий праздника выпуска детей в школу...

Сценарий выпускного утренника "Маленькая страна"

Авторский сценарий выпускного утренника с группой глухих и слабослышащих детей. Дети на празднике не только поют, но и танцуют и даже играют в оркестре....

Проект "Маленькая страна - это моя семья".

Мы должны помочь детям осознать значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому....

Статья "Большое путешествие в маленькую страну".

«Большое путешествие в Маленькую страну». В этой статье я рассказываю о собственном опыте в подготовке проведения фестиваля детского творчества среди детей подготовительных групп .Пров...

Положение о проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей и игровой среды «Маленькая страна детства»

Положениео проведении смотра - конкурса по созданию предметно – развивающей  и игровой среды «Маленькая страна детства»  среди групп МБДОУ Детский сад № 14 «Родничок» города Алатыря Чу...

Гимн первоклассников. Авторский текст на музыку песни Игоря Николаева «Маленькая страна»

Гимн первоклассников. Авторский текст на музыку песни Игоря Николаева «Маленькая страна»Автор- разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, руководитель клуба «Моя семья» МБДОУ ЦРР...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....