Конспект познавательного занятия: «К сокровищам Кубани»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дырул Анна Михайловна

 

Пояснительная записка

 

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

Пифагор

 

В современной России, где проживают и куда приезжают люди  различных культур, рас, религий, классов, процесс формирования национальной толерантности проходит достаточно болезненно. Необходим поиск оптимальных путей воспитания терпимости и уважения к людям различных национальностей.

Дошкольное образование является одной из первых ступеней воспитания будущих граждан нашей страны.  Обращение к истории и культуре помогает воспитать в наших ребятах уважение и принятие правильного понимания всего многообразия культур, формирует самовыражение  человеческой и национальной индивидуальности, активное отношение к действительности, признание универсальности прав и свобод человека.

         Предложенный конспект познавательного занятия является одним из серии занятий посвящённых формированию толерантности у детей в условиях современной системы образования.

         Данное занятие «К сокровищам Кубани» предназначено для ребят подготовительной группы. Предложенная игровая форма проведения занятия способствовала положительному решению поставленных задач, поддерживала интерес ребят, придала эмоциональную окраску всему путешествию. На занятии использовались педагогические образовательные технологии: обыгрывания (А.И.Бурениной); здоровьесберигающие; личностно-ориентированные;  игровые; информационно-коммуникотивные.

Использование на занятии презентации позволило перенести ребят в разные уголки Краснодарского края, увидеть многообразие живой и неживой природы,  национальные костюмы украинцев, адыгов и грузинов. Художественное слово и музыкальное сопровождение придали национальный колорит всему мероприятию.

Данное занятие разработано согласно принципам воспитания толерантности: 

- принципу целенаправленности;

- принципу учёта индивидуальных и половозрастных особенностей;

- принципу культуросообразности;

- принципу связи воспитания толерантности с жизнью;

- принципу уважительного отношения к личности;

- принципу опоры на положительное в ребёнке.

Конспект занятия «К сокровищам  Кубани» имеет практическое значение. Его могут применить в своей работе воспитатели ДОУ, сюжет занятия  может лечь в основу любого мероприятия направленного на толерантное воспитание дошкольников (праздники, развлечения, методические объединения и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_k_sokrovishcham_kubani.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект познавательного занятия:

«К сокровищам Кубани»

 для детей   подготовительной к школе группы

Музыкальный руководитель: А.М.Дырул

Программные задачи:

- знакомить с людьми разной национальности, проживающих на территории

  Краснодарского края;

- развивать внимание к окружающим, доброжелательность и эмпатию;

- показать связь культуры общения с толерантностью;

- создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения детей группы;

- развивать умение выслушивать точку зрения другого;

- воспитывать коммуникабельность, отзывчивость и милосердие.

Предварительная работа:

- беседа о людях разной национальностей живущих в Краснодарском крае их традициях и обычаях;

- рассматривание картин «Уборка урожая», фотографий из х/ф «Пираты

  Карибского моря»;

- знакомство с картой Краснодарского края;

Словарная работа: знакомство с новыми и редко употребляемыми словами

(партнёры, национальность, украинцы, адыги, грузины, традиции, обычаи, нравы, виноградарство).

Оборудование: мультимедийная установка, экран, колонки, ноутбук, сундук, пиратские треуголки по количеству детей, канат, коврики, маленький сундук с картами, виноградная гроздь, сундучок с жемчужинами (бусины), пороховая бочка, папаха, магнитофон, аудиокассета, кастрюля, овощи, кукуруза, фасоль, горох.

Ход занятия

Пират встречает детей в зале, распутывая узлы на канате.

Пират: ( удивлённо) О! Приветствую вас на моем судне. Каким это ветром вас занесло? Наверное, южным (пауза). Вы меня не узнали? Я знаменитый пират Джек Воробей. Люблю  приключения, опасности и сокровища.

Пират: Слушайте, у меня тут команда разбежалась, и я голову ломаю

                Что мне делать, как мне быть?

                Где команду раздобыть?

Пират: Вы хотели бы стать моими партнерами в поисках сокровищ?

(Ответы детей)

Пират: Ну, тогда добро пожаловать на «Черную жемчужину». Проходите, облачайтесь в пиратские одежды для дальнейшего путешествия.

(дети под песню «Дорога добра»  надевают  пиратские треуголки)

Пират: За мной шагом марш! Шагаем дружно, все вместе, мы ведь теперь одна команда! (дети по показу взрослого выполняют музыкально – ритмическую композицию).

Музыкально-ритмическая композиция: «Шалунишки»

песня Ж. Колмагоровой, движения А. Дырул

Пират: Теперь вы настоящие пираты и я готов открыть вам тайну.                Присаживайтесь поудобней.

(Дети  садятся лицом к Джеку Воробью. Под таинственную музыку пират рассказывает тайну)

Пират: За семью морями, живет старый пират по прозвищу Стенли. Рассказал он мне, что на берегу Черного моря  есть богатейший край (чешет затылок) забыл, как называется, ну где вы живете.

(Дети отвечают)

Пират: Точно, Краснодарский  край. Сокровищ тут видимо невидимо, меряно - немерено, но зарыты они неизвестно где. А вы случайно не знаете, где зарыты сокровища Краснодарского края.

Дети: Нет.

Пират: (задумчиво) Да,… наверное, нам понадобится карта, сейчас я ее попробую найти.

(Ищет в маленьком сундуке нужный свиток)

Пират: Вот она! Какая удача!

(Подходит к ребятам и раскрывает карту)

Пират: Только на ней ничего не видно. Ребята, как вы думаете с  помощью чего, можно увеличить карту?

(Ответы детей)

Пират: Как - же я мог забыть о своём специальном устройстве. Сейчас с помощью его мы ее рассмотрим.

(Джек кладет карту на мультимедийную установку и щелкает 2- ой  слайд.  Берет в руку саблю и показывает ею на слайд).

Пират: Ну, вот она, Сокровищница мира! Смотрите на ней какие-то знаки. Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)

Пират: Сейчас нам нужно определить, где мы находимся? Как называется место, где вы живете? (ответы детей)

Пират: Так, станица Ленинградская (указывает, мечом на метку на карте). Вот отсюда мы и будем следовать сначала по красивой, полноводной реке Сосыка, а затем по Черному морю.  По пути будем искать сокровища. Ну, что вперёд!

Музыкально-ритмическая композиция: «Волна»

(Песня вокальной группы «Барбарики», движения А. Дырул) 

Пират после ритмической композиции смотрит в подзорную трубу

Пират: На горизонте я вижу,  я вижу… золото,  точно золото, целое золотое

 Поле.       (Джек Воробей  переключает слайд.  Голос за кадром).

3- 5 слайд

Золотые поля – это наши золотые хлеба, за которыми ухаживает трудолюбивый, гостеприимный русский народ. Он живёт на Кубанской земле, и называют его казаками, казачками и маленькими казачатами. Казаки – очень миролюбивые и дружат с людьми разных национальностей, которые проживают у нас в Краснодарском крае. Среди друзей казаков есть очень весёлый и  радушный народ – украинцы.  

Они всегда  встречают  гостей хлебом – солью, на красивом расшитом ручнике. Золотые поля это не только золотые хлеба это —  золотые руки людей выращивающих на полях пшеницу и  кукурузу, горох и фасоль.

Пират: Здорово, правда?! Я слышал, что самое любимое блюдо у украинцев это борщ с фасолью и пампушками. Кто-нибудь из вас пробовал его?  Мы сегодня поможем этим замечательным людям приготовить борщ, а для этого необходимо девчонкам выбрать в этом блюде фасоль  (показывает блюдо с фасолью, горохом, кукурузой), а мальчишкам выбрать необходимые для борща овощи.

Дети выполняют задания. Мальчики называют отобранные овощи и складывают в заранее приготовленную кастрюлю. Девочки высыпают в неё выбранную фасоль.

Пират: Молодцы ребята. Да у вас просто золотые руки! Славно потрудились,  как народ,  живущий здесь  (указывает на слайд). Напомните мне, какой они национальности?

Дети: Украинцы.

Пират: Правильно.  Да, оказывается золото Кубани – это её пшеничные поля, выращенные золотыми руками хлеборобов.

Посмотрим в трубу (смотрит в подзорную трубу).  Вдалеке что-то блестит, сверкает.  (Отдаёт трубу кому-то из детей). Да это же горы – алмазные горы.  Смотрите (указывает пальцем  в сторону).

(Джек Воробей  переключает слайд.  Голос за кадром).

6-8 слайд

 Алмазные горы – это заснеженные вершины гор, альпийские луга у самой кромки вечных снегов,  леса и бурные  реки.

Здесь живёт трудолюбивый, доброжелательный и приветливый народ. Он добывает полезные ископаемые, строит мосты над горными реками, занимается разведением  скота. Живут среди них и адыги.

 Люди, уважающие традиции и обычаи родителей, занимающиеся резьбой по дереву, сохраняющие легенды и сказания своего народа.

Пират: Ребята, какой народ живет среди этого трудолюбивого населения.

Дети: Адыги.

Пират: Да, Адыги. Замечательный, весёлый и славный народ. После трудового дня они любят отдохнуть, повеселиться и поиграть. А вы любите играть? Тогда мы с вами поиграем в адыгейскую игру «Надень папаху». Сейчас я гляну, у меня в сундуке должен быть такой головной убор. Находит папаху, кладёт её на пороховую бочку, которую выставляет в центр круга.

Сейчас мы с вами на слова: «Раз, два, три, четыре, пять» будем подходить к бочке с порохом, а затем на слова: «Беги папаху надевать» - отходить от неё. По окончанию слов вам нужно быстро, но аккуратно подбежать к бочке и надеть папаху.

(Дети играют несколько раз.

Пират отмечает самых быстрых и ловких, поощряет их.)

Пират: Молодцы, вы тоже умеете повеселиться и поиграть, как адыги. Послушайте, получается, здесь тоже нет драгоценностей. Алмазы этих гор - это её трудолюбивый народ, который живёт в горной части Краснодарского края.  Жемчуга уж мы точно найдём. (Предлагает детям посмотреть в подзорную трубу).  Ну, вот, кажется,  и приплыли.        

(Джек Воробей  переключает слайд.  Голос за кадром).

9-11 слайд

 Жемчужные берега – это морское побережье, с пляжами, с тёплым ласковым морем, с пеной волн бьющихся о причал, с приветливым, добросердечным  и благородным народом.

Есть среди них и грузины, знаменитые своими танцами и песнями, мифами и сказаниями, со своими традициями и нравами. Издавна занимающиеся рукоделием и выращиванием винограда.

На плантациях виноградника трудятся виноградари, которые от отца к сыну передают секреты по уходу за виноградной лозой.

Пират: Да, ребята, выращивать виноград не так-то просто.

Виноградную косточку                    Правой рукой воображаемую косточку

                                                                            перекладываем в левую ладонь (сажаем косточку).

В теплую землю зарою,                    Левая ладонь крепко сжимает пальцы

                                                                             (зарываем косточку).

И лозу поцелую                                 Складываем обе ладони перед грудью

                                                                             и имитируем рост виноградной лозы (снизу вверх).

И спелые гроздья сорву,                   Кисти рук опускаются вниз

                                                                              и на уровне плеч стряхиваются.  

И друзей созову,                                Сжимание ладоней (мужское рукопожатие).

На любовь свое сердце настрою.       Рисование в воздухе указательными пальцами

                                                                                сердца.

А иначе, зачем на земле этой вечной живу?  Развести руки в стороны и удивиться.

Пират: Ребята, а вы хотите посадить каждый свою виноградную косточку?

              Тогда повторяйте за мной.  

Дети повторяют упражнение  за Пиратом.

 Пират: Молодцы, здорово вы справились. Ребята, какой народ любит заниматься выращиванием винограда?

Дети: Грузины.

Пират: Я понял, драгоценности, это не золото, не жемчуга – это люди которые живут и трудятся на Кубанской земле.

(Джек Воробей  переключает слайд).

Все они с разными обычаями, традициями, и культурой, но для всех них светит одно солнце, независимо от того, какой они национальности.

Люби того, кто ест не так

И носит странную одежду,

Пусть он иной, но он не враг,

Он занят в жизни тем же.

И строит дом, как все земляне,

Он так же падает в бою...

Не лучше ль нам всем быть друзьями?!

Ребята, Вам я это говорю!

Пират: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Наше путешествие за сокровищами Кубани подошло к концу и научило нас многому. Жители Краснодарского края такие разные, как жемчужины в моём сундуке. Посмотрите! (показывает). Все они живут дружно, ладно, как виноградинки на ветке (показывает на слайд). Вот и мы с вами подружились во время путешествия и в знак нашей дружбы давайте соберём свою дружную, крепкую, красивую гроздь винограда. Нанизывая жемчужины, давайте пожелаем людям, живущим на всей земле нанизывает свою жемчужину

- добра. А ты чего пожелаешь?

Дети нанизывают жемчужины на каркас виноградной кисти

и говорят свои пожелания)

Пират:   Эта жемчужная гроздь всегда вам будет напоминать о нашем путешествии, и помогать в общении с теми, кто рядом с вами. Ну а сейчас, мне пора к берегам Карибского моря, а вам к своим друзьям в детский сад. До свидания, до новых встреч.

Используемая литература:

Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.

Коломийченко Л.В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.

Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 71. КАПИТАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия "Остров Сокровищ" для детей с ЗПР

Итоговое занятие "Остров Сокровищ"  проводилось в конце учебного года в старшей группе для детей с задержкой психического развития....

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Познавательное занятие "История заселения Кубани"

Познавательное занятие "История заселения Кубани"...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

конспект открытого занятия "Наша Родина - Кубань" для детей подготовительной группы

Цель: духовно-навственное воспитание детей. формирование понятия "малая Родина"....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....