Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе
статья по теме

В статье рассматриваются необходимость предшкольного образования с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования, гуманистический подход в образовании, новые направления в программе воспитания и обучения дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Возможности дошкольного образования для успешного обучения детей в школе и получения равных стартовых возможностей.

                Каждому родителю хочется, что бы его ребенок был развит физически и умственно, успешен в самостоятельной жизни, имел крепкую семью и перспективную интересную, хорошо оплачиваемую работу. Ради благополучия своих детей мы готовы работать , сколько потребуется. Не секрет, что родители далеко не всегда четко представляют себе особенности детей дошкольного возраста, их потребности, не могут должным образом дать необходимые дошкольнику знания. Кто-то не умеет научить малыша казалось бы элементарным вещам, у кого-то не хватает терпения, у кого-то знаний или времени. Не у всех есть бабушки, могущие посидеть с ребенком, да не просто погулять-накормить, а еще и занять его ум полезным делом. В этом случае лучшим выходом является дошкольное образовательное учреждение.

                Несколько лет назад сложилась такая ситуация, при которой образовательное учреждение ( садик или школа) могли выбирать программу по своему усмотрению. С одной стороны-вариативность, творческий подход к образованию, с другой-отсутствие системы, единства образовательных стандартов.

                Часть детей вообще не посещает дошкольное учреждение. Не только потому, что так решили родители, но и из-за отсутствия мест в садах, из-за очередей .

Независимо от той подготовки, которую получил ребенок перед школой, независимо от того, посещал ли он дошкольное учреждение, все равно любой дошкольник  идет в первый класс. Стандарты школьного обучения достаточно четки. Хорошо известно, что должен уметь ребенок, придя в первый класс. Дело даже не в умении читать или писать, в психологической готовности к школьному обучению, эмоциональной зрелости, развитости , сформированности базовых психических функций нервной системы.

                Говоря о начале школьного обучения и готовности к нему ребенка, мы говорим о стартовых возможностях дошкольника. Конечно, все дети разные, нельзя мерить человеческую личность единым мерилом, усвоение знаний, интересы, склонности, способности у детей различаются и не могут быть приведены к одному знаменателю. Ключевым словом в данном случае является слово «стартовые». Задачей дошкольного образовательного учреждения является дать равный старт для всех детей, подготовить любого ребенка к началу школьного обучения, а уж дальше ребенок будет развиваться в русле интересов и склонностей своей личности. В любом случае воспитание гармоничной, заинтересованной личности, здоровой духовно и физически поможет этой личности быть успешной в любой сфере жизнедеятельности.

«У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности.  Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, - ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.» ( АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":)

                В силах дошкольного учреждения выравнять возможности детей перед началом школьного обучения. Воспитатель, являясь высококвалифицированным специалистом, знает, как вести воспитательно-образовательную работу, как найти подход к каждому воспитаннику. Задачей педагога является в первую очередь формирование полноценной личности, развитие психических способностей ребенка ; четкое понимание особенностей каждого возрастного периода делает эту работу эффективной. Педагог воспитывает успешную личность, развивая и поощряя интересы и склонности ребенка. Ведь не зря говорят, что все дети талантливы, нужно только суметь раскрыть эти таланты. Успешность человеческой личности заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

                Впервые понятие “предшкольное образование” прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Цель предшкольного образования - выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ.

                Качество дошкольного образования определяется несколькими составляющими.  В первую очередь, это конечно же педагогические кадры (помните-кадры решают все!) Личность педагога должна соответствовать этому высокому званию, Педагог -с большой буквы. Говорить о необходимость повышения квалификации педагогических кадров можно бесконечно. В настоящее время существуют условия для этого, у педагога появляется стимул для улучшения качества своей роботы, профессия воспитатель снова становится популярной.

Вторым важнейшим условием для успешного предшкольного обучения является наличие программы, позволяющей адекватно и в полном объёме решить поставленные перед педагогом задачи..

                По-мнению специалистов института проблем образования «Эврика»,- качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.


 Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления. Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

                На данный момент времени такая программа есть. Это программа «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой («От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А, Васильевой , М.:Мозаика-Синтез, 2010)

Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Данная  программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа "От рождения до школы", являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия - "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

                Программа нацелена на  реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

В Программе отражены единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.  

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 года).


                В Программе на первый план выдвигается развивающая функция  образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение)развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.                 Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.                 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

                :• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

                • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

                • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

                • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

                • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

                • уважительное отношение к результатам детского творчества;

                • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

                • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок,степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

                Таким образом обеспечиваются равные стартовые возможности детей перед началом школьного обучения, формируется гармоническая личность, имеющая все возможности для успешной жизни в социуме.

Сенникова Е. В.

ГБОУ д/с 522,Учитель-логопед,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе.

В статье рассматриваются современные аспекты обучения и воспитания детей-дошкольников в рамках образовательной программы "От рождения до школы"....

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении в школе

К вопросу организации коррекционно-развивающей работы по преодолению возможных трудностей при обучении  в школе...

Дошкольное и предшкольное образование через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу.

Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в  специально созданных условиях. Дети...

Создании условий для подготовки дошкольников к обучению.

Все ступени развития «От рождения до школы» вы проходите вместе с детьми и  понимаете, что все этапы формирования и развития определённых знаний, умений, навыков должны быть своевреме...

Возможности дошкольного образования для успешного обучения детей в школе и получения равных стартовых возможностей.

Каждому родителю хочется, что бы его ребенок был развит физически и умственно, успешен в самостоятельной жизни, имел крепкую семью и перспективную интересную, хорошо оплачиваемую работу. Ради благопол...

Создание условий для развития интереса к обучению в школе

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка,  который необходим для успешного  усвоения школь...