Возможности дошкольного образования для успешного обучения детей в школе и получения равных стартовых возможностей.
статья (подготовительная группа)

Подопригорова Надежда Владимировна

Каждому родителю хочется, что бы его ребенок был развит физически и умственно, успешен в самостоятельной жизни, имел крепкую семью и перспективную интересную, хорошо оплачиваемую работу. Ради благополучия своих детей мы готовы работать , сколько потребуется. Не секрет, что родители далеко не всегда четко представляют себе особенности детей дошкольного возраста, их потребности, не могут должным образом дать необходимые дошкольнику знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности дошкольного образования для успешного обучения детей в школе и получения равных стартовых возможностей.

Подготовила : воспитатель МКДОУ « Детский сад « Василёк» с.Енотаевка.МО « Енотаевский район»

                Каждому родителю хочется, что бы его ребенок был развит физически и умственно, успешен в самостоятельной жизни, имел крепкую семью и перспективную интересную, хорошо оплачиваемую работу. Ради благополучия своих детей мы готовы работать , сколько потребуется. Не секрет, что родители далеко не всегда четко представляют себе особенности детей дошкольного возраста, их потребности, не могут должным образом дать необходимые дошкольнику знания. Кто-то не умеет научить малыша казалось бы элементарным вещам, у кого-то не хватает терпения, у кого-то знаний или времени. Не у всех есть бабушки, могущие посидеть с ребенком, да не просто погулять-накормить, а еще и занять его ум полезным делом. В этом случае лучшим выходом является дошкольное образовательное учреждение.

                Несколько лет назад сложилась такая ситуация, при которой образовательное учреждение ( садик или школа) могли выбирать программу по своему усмотрению. С одной стороны-вариативность, творческий подход к образованию, с другой-отсутствие системы, единства образовательных стандартов.

                Часть детей вообще не посещает дошкольное учреждение. Не только потому, что так решили родители, но и из-за отсутствия мест в садах, из-за очередей .

Независимо от той подготовки, которую получил ребенок перед школой, независимо от того, посещал ли он дошкольное учреждение, все равно любой дошкольник  идет в первый класс. Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как при. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем.

        Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? Для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

желание учиться и овладевать знаниями;

радоваться процессу обучения;

побуждение к самостоятельным    открытиям на уроках;

стремление к учебному успеху в школе;

желание получать высокие отметки за свои знания;

стремление к правильному и усердному выполнению заданий;

стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;

умение подчиняться школьным требованиям;

навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой   тест, который можно провести в домашних условиях.

 Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)

Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)

У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)

Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)

(Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе? (часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов. 

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам.

 10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

 

20 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

30–34 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

  Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья. Говоря о начале школьного обучения и готовности к нему ребенка, мы говорим о стартовых возможностях дошкольника. Конечно, все дети разные, нельзя мерить человеческую личность единым мерилом, усвоение знаний, интересы, склонности, способности у детей различаются и не могут быть приведены к одному знаменателю. Ключевым словом в данном случае является слово «стартовые». Задачей дошкольного образовательного учреждения является дать равный старт для всех детей, подготовить любого ребенка к началу школьного обучения, а уж дальше ребенок будет развиваться в русле интересов и склонностей своей личности. В любом случае воспитание гармоничной, заинтересованной личности, здоровой духовно и физически поможет этой личности быть успешной в любой сфере жизнедеятельности.

«У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности.  Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика

 Задачей педагога является в первую очередь формирование полноценной личности, развитие психических способностей ребенка ; четкое понимание особенностей каждого возрастного периода делает эту работу эффективной. Педагог воспитывает успешную личность, развивая и поощряя интересы и склонности ребенка. Ведь не зря говорят, что все дети талантливы, нужно только суметь раскрыть эти таланты. Успешность человеческой личности заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хорошая речь - успех успешного обучения детей в школе"

Речь — одна из важных линий развития ребенка.  Она  тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка,  оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог ...

"Использование инновационных приёмов в работе по подготовке к успешному обучению детей в школе".

Данный материал рекомендован родителям и воспитателям детских садов при подготовке к успешному обучению в школе и развитию ребёнка, так же для учителей начальных классов, логопедов и психологов....

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Дошкольное образование – залог успешного обучения в школе!»

Тема: «Дошкольное образование – залог успешного обучения в школе!»Повестка дня:-отметка родителей в листе регистрации,-приветствие, игра «Снежный ком»,-выступление админи...

Развитие речи - залог успешного обучения детей в школе

Речь — одна из важных линий развития ребенка.  Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — ...

Презентация «Развитие любознательности младших дошкольников через опытническую деятельность – залог будущего успешного обучения детей в школе»

Познавательная инициатива присуща ребенку  уже в период появления первых вопросов «почему?», то есть в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок стремится постигнуть суть понятий и яв...