Обучение и воспитание в подготовительной к школе логопедической группе. Роль семьи в создании базы для успешного обучения детей в школе.
статья по развитию речи

Насонова Татьяна Романовна

Сообщение на родительском собрании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_2019_sentyabr.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад комбинированного вида  «Детство», городского округа Котельники Московской области 140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9

тел. (495) 559-75-27 тел./факс (495) 559-81-54  ds-detstvo@yandex.ru

_____________________________________________

Обучение и воспитание в подготовительной к школе логопедической группе. Роль семьи в создании базы для успешного обучения детей в школе

Сообщение на родительском собрании подготовила: Насонова Т.Р.

группа №2 12.09.2019

                                                                                             

План проведения:

1. Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.
2. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей

3. Роль семьи в подготовке детей к школе

4. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
5. Тренинг для родителей «Путешествие на остров «Отличников».

Готовы ли к школе родители?

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

  • помочь, не рассердившись;
  • не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
  • не унижать;
  • не обижать;
  • не сравнивать с другими своего ребенка;
  • не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе;

В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.

Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?

Логопед разъясняет.

Ваш ребенок еще живет в дошкольном детстве : мире игр и игрушек мире свободного времени.

-        Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить "надо" и "ты обязан".

  • Что его работоспособность - 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
  • Что ему непривычно будет "быть одним из многих".
  • Что он будет более подвержен заболеваниям.
  • Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
  • Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять.
  • Старайтесь сделать в выходные что -то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и пр.
  • Ребенку нужны положительные эмоции.
  • Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если, конечно, он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет...
  • Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторожности.
  • Заранее научите его аккуратно вешать одежду на вешалку и переодеваться.
  • В общем, все бытовые дела попробуйте отрепетировать заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
  • Берегите психику ребенка.
  • Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и другое. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
  • Постарайтесь дать понять ребенку следующее :

«ЕСЛИ ТЕБЕ ВДРУГ БУДЕТ ТРУДНО, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙМУ, И МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ  ТРУДНОСТЯМИ»

  • Для ребенка «первый раз - в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут- тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам? Только мы родные люди.
  • Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день).
  • Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его обучение.

Обратите внимание

  • К школе ребенка нужно готовить с рождения (а может быть и раньше), тогда не будет паники перед школой.
  • Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно ее читать.
  • Желательно с рождения играть с ребенком в умные игры (игры Никитина Б., В. Красноухова, азбуки, таблицы, домино, конструкторы и др.). Они универсальны и развивают умения и навыки, качества, которые необходимы в школе.
  • Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.
  • Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).
  • Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми разными), справочниками, это снимет многие проблемы в школе.
  • Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».
  • Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказываться самому ребенку и внимательно его слушаете - это еще один «плюс». Развивается любознательность, речь, умение слушать и пр.
  • Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения и многого другого.
  • Если Вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.
  • Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
  • Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуйте созданию более доверительных и добрых отношений между вами.
  • Если Ваш ребенок с удовольствием заботиться о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына и отца.
  • Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.
  • Если Ваш ребенок стремиться в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог...

Все это и многое- многое другое - слагаемые успешного обучения в школе.

Для того, чтобы создать базу для успешного обучения ребенка в школе, необходимо продолжать развивать: зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мышление, общую и мелкую моторику, совершенствовать навык ориентации в пространстве и на листе бумаги.

Сведения, которые полезно знать родителям

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной

последовательности .

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Что же такое звуковой анализ?

Под звуковым анализом понимается

  1. определение порядка слогов и звуков в слове,
  2. установление различительной роли звука,
  3. выделение основных, качественных характеристик звука.

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Берн-штейна, «безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» («Вопросы обучения произношению». М., 1937).

Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов. Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.

Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т.п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнем, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Мастер класс 

Логопед предлагает родителям вместе с «Царицей Грамматики» и мудрым Вороном отправиться в путешествие на острова «Отличников» для того, чтобы узнать, чему должны научиться их дети, чтобы быть готовыми к школе.

1. Загадка об острове:

Это чудо-остров

Жить на нем легко и просто.

У всех счастье – постоянно.

Там жуют кокосы, едят бананы.

Презентация – под музыку родители выполняют комплекс пальчиковой гимнастики.

Комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения

Логопед: Жители острова «Чунго-чанга» очень хотят научиться говорить на русском языке, поэтому мы должны научить жителей острова правильно произносить все звуки, для этого научим туземцев выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

- «Окно – забор - лопата – лопата копает – мост – насос(С) -  комар (З) - горка – дятел (Д) – молоток (Т) – Змея (Ш) – жук (Ж) – тишина (Ч) – индюк (Р).

- Дыхательные упражнения: «Цветок».

Гласные

2. Наши друзья – негритята готовы учить русский язык. Начинаем с гласных звуков:

- кодировки гласных первого и второго ряда.

- игра: «Назови гласный звук в слове и раскодируй его».  Слова: суп, дым, рак, лось, сэр. Сынок, дочка, муха, дыни, замок. Улитка, работа, родина, калина, мышата.

- игра: «Назови какую гласную букву напишете в слове».

- Назвать, чем буквы отличаются от звуков.

- Слова: лес, мяч, мак, ёж, день, люк. Дети, люстра, экран, енот, Яша, ёлки. Кактусы, пауки, утюги, электричка, ягнята (показать гласные через кодировки).

Согласные

1. Звонкие – глухие. Логоритмическое упражнение на дифференциацию звуков: с – з, ш – ж, («Вместе весело шагать» В Шаинский).

2. Согласные мягкие – твердые. Игра: «Собери слово» - звуковой анализ слов: кит, дом, кони, вишни, петухи, пионы.

3. Игра: «Я запутаю слова» (с мячом) - тоны – ба, доны- би, ха – му, на – лу, тята – ко, каватор – экс, лировщик – регу, мида – пира.

4. Игра: «Наборщик» - составить новые слова из слова СВЕТОФОР – остров, ворот, свет, фетр, рот, фото, ров, фтор, рот, вес, овес.

Логопед предлагает родителям вместе с «Царицей Грамматики» и мудрым Вороном отправиться в путешествие на острова «Отличников» для того, чтобы узнать, чему должны научиться их дети, чтобы быть готовыми к школе.

1. Загадка об острове:

Это чудо-остров

Жить на нем легко и просто.

У всех счастье – постоянно.

Там жуют кокосы, едят бананы.

Презентация – под музыку родители выполняют комплекс пальчиковой гимнастики.

Комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения

Логопед: Жители острова «Чунго-чанга» очень хотят научиться говорить на русском языке, поэтому мы должны научить жителей острова правильно произносить все звуки, для этого научим туземцев выполнять комплекс артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

- «Окно – забор - лопата – лопата копает – мост – насос(С) -  комар (З) - горка – дятел (Д) – молоток (Т) – Змея (Ш) – жук (Ж) – тишина (Ч) – индюк (Р).

- Дыхательные упражнения: «Цветок».

Гласные

2. Наши друзья – негритята готовы учить русский язык. Начинаем с гласных звуков:

- кодировки гласных первого и второго ряда.

- игра: «Назови гласный звук в слове и раскодируй его».  Слова: суп, дым, рак, лось, сэр. Сынок, дочка, муха, дыни, замок. Улитка, работа, родина, калина, мышата.

- игра: «Назови какую гласную букву напишете в слове».

- Назвать, чем буквы отличаются от звуков.

- Слова: лес, мяч, мак, ёж, день, люк. Дети, люстра, экран, енот, Яша, ёлки. Кактусы, пауки, утюги, электричка, ягнята (показать гласные через кодировки).

Согласные

1. Звонкие – глухие. Логоритмическое упражнение на дифференциацию звуков: с – з, ш – ж, («Вместе весело шагать» В Шаинский).

2. Согласные мягкие – твердые. Игра: «Собери слово» - звуковой анализ слов: кит, дом, кони, вишни, петухи, пионы.

3. Игра: «Я запутаю слова» (с мячом) - тоны – ба, доны- би, ха – му, на – лу, тята – ко, каватор – экс, лировщик – регу, мида – пира.

4. Игра: «Наборщик» - составить новые слова из слова СВЕТОФОР – остров, ворот, свет, фетр, рот, фото, ров, фтор, рот, вес, овес.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Презентация к родительскому собранию "Специфика и обучения в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"

Презентация к родительскому собранию "Специфика обучения и воспитания в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

Конспект открытой фронтальной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (второй год обучения) с использованием интерактивного оборудования и национально-регионального компонента.

Публикация содержит разработку фронтального логопедического занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему "Мука, мучные изделия". В разработке имеются задания на расширение и уточнение...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...

Рабочая программа воспитания в подготовительной к школе логопедической группе. (2023 - 2024г)

Рабочая программа воспитания в подготовительной к школе логопедической группе. (2023 - 2024 учебный год)...