«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте этнокультурного образования»
статья (старшая группа) на тему
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.
Национальная культура несет в себе огромный эстетический и нравственный потенциал и позволяет приобщать детей к духовной культуре мордовского народа, частью которой она является. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Возрождение и культивирование национальных ценностей, актуализация национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, трудового, культурно-этнического, оздоровительного характера направлены на решение проблемы этнокультурного воспитания дошкольников в процессе приобщения к народным традициям, к культуре определенного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_nikitina.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте этнокультурного образования»
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.
Национальная культура несет в себе огромный эстетический и нравственный потенциал и позволяет приобщать детей к духовной культуре мордовского народа, частью которой она является. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Возрождение и культивирование национальных ценностей, актуализация национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, трудового, культурно-этнического, оздоровительного характера направлены на решение проблемы этнокультурного воспитания дошкольников в процессе приобщения к народным традициям, к культуре определенного народа.
Культуру невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человека врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания воспитательного процесса и свидетельством его правильной организации
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Огромную роль в воспитании познавательногоинтереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащениию знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
На протяжении многих лет в нашем детском саду успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции уголки национального быта и культуры. Цель создания уголков – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания.. С их помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеются настольно-печатные игры. Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранске.
Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать.
Большое внимание в детском саду уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия».
Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».
Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Беседуя с детьми о жителях Мордовии, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордвах.
В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввели новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».
На всех возрастных этапах, мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В старшей группе предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».
Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас».
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Народная мудрость гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе предлагаем детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через художественное творчество".
Данная программа составлена по области "Художественное творчество" и рассчитана на детей подготовительной группы....
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"
-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством применения информационных компьютерных технологий
Компьютерная презентация для педагогов не имеющих опыт работы с ИКТ....
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитател...
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".
Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...