Самообразование - требование времени
материал по теме
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Консультация для педагогов
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него невозможно. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков, смежных или отдаленных от основной профессиональной области, необходимы для современного человека.
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно-техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
- быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;
- конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Источники, используемые в процессе самообразования:
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;
- курсы, семинары и конференции;
- дискуссии, тренинги, брифинги, мастер - классы, мероприятия по обмену опытом;
- проведение исследовательской, поисковой деятельности;
- участие в олимпиадах, проектах;
- посещение театров, выставок, музеев, концертов и т.д.;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
В самообразовательной работе инициатива должна исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя. Здесь уместно вспомнить слова Ч.Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения». Если педагог умеет себя организовать, он обязательно найдет время для самообразования.
Самоорганизовать себя совсем не просто – это означает выработать в себе необходимость проектировать свою деятельность не только на день, неделю, месяц, квартал, но и на год, т.е. на перспективу.
Требование учиться на протяжении жизни не ново для педагогов. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии.
Первый шаг работы по самообразованию педагогов детского сада – составление поэтапно-перспективного творческого плана, в котором проявятся профессиональные интересы. В нем необходимо отразить направление, по которому педагог углубленно работает с детьми, педагогами и родителями, и осуществление накопления материала. Такой план составляется на учебный год (квартал или месяц). По предполагаемым планам сразу видно, над какой проблемой работает каждый педагог.
Каждый педагог к концу учебного года имеет наработанный материал по четырем позициям (дети, педагоги, родители и оснащение конкретного направления).
Поэтапное перспективное планирование дает возможность педагогу разработать развивающую парциальную (частично решающую общие задачи) программу по интересующему его направлению. Он заполняет таблицу по месяцам в соответствии с поставленными задачами, включает содержание работы с детьми, педагогами, родителями, предусматривает приобретение предполагаемого оборудования. Программа может быть рассчитана как на год, так и на несколько лет. Объем работ определяется загруженностью педагога, направлением развития ДОУ.
Если педагог определил для себя какую-либо тему, то должен продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т.е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
- подготовка статей, докладов, сценариев;
- участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.;
- разработка новых организационных форм, методов работы;
- подготовка авторской парциальной программы;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер - классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
- комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
- комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);
- пакета тестового материала в электронном виде;
- пакета стандартного календарного планирования по теме или группе тем;
- составление терминологического словаря по предметной теме;
- создание банка данных игр, загадок, стихов;
- разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
- проекта организации и занятий кружковой работы;
- административной документации методического объединения;
- базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования;
- проект личной методической веб-страницы;
- веб-страницы педагогического коллектива ДОУ;
- пакет психолого-педагогических материалов для воспитателей;
- конспектов занятий с применением информационных технологий;
- бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы и т.д.);
- создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.
Самый эффективный способ показать результаты педагогического мастерства – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства. Чем больше информации, методов и инструментов использует педагог, тем больший эффект от его работы.
Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.
Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы «не отставать от жизни».
Старший воспитатель МКДОУ ДС № 2 пгт Даровской Юсовских Светлана Ивановна сентябрь 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее развитие ребенка - не роскошь, а требование времени.
Советы логопеда родителям....
Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ
Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ...
Презентация "Использование в образовательном процессе ДОУ инноваций: требование времени или модная тенденция?"
Презентация для воспитателей о личностно-ориентированных технологиях в детском саду Личностно-ориентированная технология – это организация воспитательного процесса на основе глубокого...
Беседа с родителями. Тема: « Раннее развитие – не роскошь, а требование времени».
Беседа с родителями. Тема:« Раннее развитие – не роскошь, а требование времени»....
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Тема: «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!».
Финансовая грамотность...
Консультация «Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации».
В помощь воспитателю...
«Формирование финансовой грамотности у детей. Требования времени!»
Развитие познавательного интереса дошкольников к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике....