Опыт работы по направлению "социально- личностное развитие"
методическая разработка по теме

Авторская Методика "Найди себя" 

"использование нетрадиционных способов изодеятельности в работе с дошкольниками". Взаимосвязь образовательных и психологчисеких аспектов

Данный опыт  начал свое развитие с 2000 года. . Работая с детьми  дошкольного возраста в качестве психолога, я столкнулась с тем, что  у многих детей присутствует страх сделать ошибку, страх перед изменениями, неуверенность в себе. Дети бояться выразить свои чувства, высказать свое мнение. Существуют проблемы с  логическим мышлением, обобщением предметов, анализом своей деятельность и умением работать с образцом.

  Некоторые дети  старшего дошкольного возраста не могут сосредоточиться на задании, не могут найти ошибки в своей работе и исправить их.  

 «А вдруг у меня не получиться?», «а вдруг я не смогу?» - наиболее частые  вопросы тревожных и замкнутых детей.   

 

Всем хорошо известно, что развитие ребенка тесно связано с особенностями восприятия, его чувствами и переживаниями. Эмоции – это «зеркало» состояния ребенка и они существенно влияют на все психические процессы. Чем бы ребенок не занимался, во все он вкладывает свои чувства.

     В детском возрасте вполне естественна способность подчинить свою жизнь ярким образам и фантазиям .Это связано с тем, что основной тип психической  регуляции у ребенка – непроизвольный,  а во – вторых, слово у ребенка очень близко к конкретному образу.

  Как же мы, взрослые, можем способствовать созданию благоприятных условий для гармоничного развития детей и помочь ему «найти себя?»  Очень просто. Надо не мешать ему развиваться естественно.

    На протяжении своей работы в дошкольных учреждениях я столкнулась с тем, что многим  детям бывает очень трудно  проявить себя . Они теряются в сложных ситуациях, не знают. как  адекватно проявить свои чувства, справиться с гневом или обидой; боятся проявить свою индивидуальность.

Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Если мы поможем ребенку проявить индивидуальность и создадим для этого необходимые условия, то он превратиться в оригинальную Личность, сможет найти свое место в жизни, легко адаптироваться,  независимо от окружающих условий. 

  В каждом ребенке с рождения заложен огромный потенциал возможностей, который ему  необходимо  помочь раскрыть; развить способность самостоятельно  мыслить, чувствовать, рассуждать и не бояться высказывать свое мнение. Если ребенок лишен возможности проявить себя, то у него возникает внутренне напряжение, протест которые могут проявиться в виде агрессивного поведения, демонстративного поведения, капризов, упрямства.

Могут проявиться невротические состояние: тики. Заикание, навязчивые движения… Они будут безропотно терпеть, подчиняться, будут стараться выглядеть такими, каким их хотят видеть окружающие, но в конце концов замкнутся в себе и будет уже крайне сложно подобрать «ключик», чтобы открыть ворота в их внутренний мир.

 Более сильные дети будут активно бороться за свое «Я», но их борьба будет восприниматься как неуправляемость и непослушание. 

    В процессе проведения  занятий  по развитию психических процессов, я решила  начать использовать  в  работе    геометрические  фигуры  и объединить работу над развитием познавательной   интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер.  Так   возникли  композиции из геометрических фигур. Каждая композиция отличается степенью  сложности (меняются количество фигур, их расположении., усложняются предлагаемые задания. Меняется и  число предъявляемых композиций для сравнения).Таких композиций было составлено очень много и каждая из них несет  в себе определенный смысл.

  Были разработаны занятия В каждом занятии используются  от 2-4 композиций и

 Состоит каждое занятее  из  несколько частей  и трех этапов, каждый из которых преследует   свои цели и задачи.    Было разработано 11 занятий. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:

дети 3-4- лет- 15-20 мин

дети 4-5 лет- 20-25 мин;

дети 5-6 лет 30-35 мин.

      Данную методику я решили назвать «Найди себя». Почему такое  название? Потому что весь процесс занятий (от выбора фигур до составление рассказа (истории) про придуманную композицию, ребенок получает  возможность реализовать себя, преодолеть свою неуверенность, страхи, побороть тревожность, развить свое внимание, мышление, память, научиться рассуждать высказывать свои мысли, все это означает:   «найти себя, как Личность»

 

     Цель  методики:  Развитие психоэмоциональной сферы психических процессов,    раскрытие внутреннего потенциала ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление Социально- личностное развитие

Тема: «Использование нетрадиционных способов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Взаимосвязь образовательного и педагогического  аспекта

 Всем хорошо известно, что развитие ребенка тесно связано с особенностями восприятия, его чувствами и переживаниями. Эмоции – это «зеркало» состояния ребенка и они существенно влияют на все психические процессы. Чем бы ребенок не занимался, во все он вкладывает свои чувства.

     В детском возрасте вполне естественна способность подчинить свою жизнь ярким образам и фантазиям .Это связано с тем, что основной тип психической  регуляции у ребенка – непроизвольный,  а во – вторых, слово у ребенка очень близко к конкретному образу.

  Как же мы, взрослые, можем способствовать созданию благоприятных условий для гармоничного развития детей и помочь ему «найти себя?»  Очень просто. Надо не мешать ему развиваться естественно.

    На протяжении своей работы в дошкольных учреждениях я столкнулась с тем, что многим  детям бывает очень трудно  проявить себя . Они теряются в сложных ситуациях, не знают. как  адекватно проявить свои чувства, справиться с гневом или обидой; боятся проявить свою индивидуальность.

Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Если мы поможем ребенку проявить индивидуальность и создадим для этого необходимые условия, то он превратиться в оригинальную Личность, сможет найти свое место в жизни, легко адаптироваться,  независимо от окружающих условий.  

  В каждом ребенке с рождения заложен огромный потенциал возможностей, который ему  необходимо  помочь раскрыть; развить способность самостоятельно  мыслить, чувствовать, рассуждать и не бояться высказывать свое мнение. Если ребенок лишен возможности проявить себя, то у него возникает внутренне напряжение, протест которые могут проявиться в виде агрессивного поведения, демонстративного поведения, капризов, упрямства.

Могут проявиться невротические состояние: тики. Заикание, навязчивые движения… Они будут безропотно терпеть, подчиняться, будут стараться выглядеть такими, каким их хотят видеть окружающие, но в конце концов замкнутся в себе и будет уже крайне сложно подобрать «ключик», чтобы открыть ворота в их внутренний мир.

 Более сильные дети будут активно бороться за свое «Я», но их борьба будет восприниматься как неуправляемость и непослушание.  

    На основании практической работы в дошкольных учреждениях и в коррекционных классах образовательных школ, нами была разработана методика, которая помогает детям «найти себя».  Она позволяет работать с детьми , начиная с 4-х летнего возраста, посещающих дошкольные учреждения  как общеразвивающего, так и компенсирующего вида. А также с детьми  от 6 лет, посещающих коррекционные классы школ и имеющих проблемы в психическом и речевом развитии.  

 Данный опыт  начал свое развитие с 2000 года. . Работая с детьми  дошкольного возраста в качестве психолога, я столкнулась с тем, что  у многих детей присутствует страх сделать ошибку, страх перед изменениями, неуверенность в себе. Дети бояться выразить свои чувства, высказать свое мнение. Существуют проблемы с  логическим мышлением, обобщением предметов, анализом своей деятельность и умением работать с образцом.

  Некоторые дети  старшего дошкольного возраста не могут сосредоточиться на задании, не могут найти ошибки в своей работе и исправить их.  

 «А вдруг у меня не получиться?», «а вдруг я не смогу?» - наиболее частые  вопросы тревожных и замкнутых детей.  

    В процессе проведения  занятий  по развитию психических процессов, я решила  начать использовать  в  работе    геометрические  фигуры  и объединить работу над развитием познавательной   интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер.  Так   возникли  композиции из геометрических фигур. Каждая композиция отличается степенью  сложности (меняются количество фигур, их расположении., усложняются предлагаемые задания. Меняется и  число предъявляемых композиций для сравнения).Таких композиций было составлено очень много и каждая из них несет  в себе определенный смысл.

  Были разработаны занятия В каждом занятии используются  от 2-4 композиций и

 Состоит каждое занятее  из  несколько частей  и трех этапов, каждый из которых преследует   свои цели и задачи.    Было разработано 11 занятий. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:

дети 3-4- лет- 15-20 мин

дети 4-5 лет- 20-25 мин;

дети 5-6 лет 30-35 мин.

      Данную методику я решили назвать «Найди себя». Почему такое  название? Потому что весь процесс занятий (от выбора фигур до составление рассказа (истории) про придуманную композицию, ребенок получает  возможность реализовать себя, преодолеть свою неуверенность, страхи, побороть тревожность, развить свое внимание, мышление, память, научиться рассуждать высказывать свои мысли, все это означает:   «найти себя, как Личность»

     Цель  методики:  Развитие психоэмоциональной сферы психических процессов,    раскрытие внутреннего потенциала ребенка

    Первоначальными задачами методики  были:  

  1. Развитие эмоциональной сферы;
  2. Развитие уверенности в себе;
  3. Развитие психических процессов (зрительной памяти, мышления, восприятия, мышления, воображения)  

 Но в процессе работы оказалось что эта методика очень   эффективна   при решении психологических проблем, таких., как агрессивность,  эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность; нарушение поведения (демонстративность, враждебность…) .

Таким образом  были   реализованы   дополнительные задачи:

  1. Развитие мотивации и волевой регуляции ;
  2. Формирование адекватной самооценки и эмоциональной устойчивости
  3. Развитие собственного «Я ;
  4. Развитие уверенности в себе;

    Педагогическая задачи:

  1. Формирование интереса и мотивации деятельности;

2..Развитие способности к конструктивной деятельности заданий (выполнение заданий по образцу , по заданной схеме выполнение задания без опоры на образец и по самостоятельному замыслу);

     3. Развитие способности к анализированию , умения найти ошибки и исправить их

      4. Развитие речевых навыков ( умение излагать свои мысли, чувства, составление рассказа по полученной композиции, объяснение) ;

     5. Развитие концентрации внимания

Ценность этой методики в том, что в ней нет понятий «Правильно» или «неправильно». Здесь важен любой результат, потому что каждый результат выражает особенности Личности ребенка, его эмоциональное состояние, его порыв. Хотя и в методике есть конкретные задания с конкретной инструкцией, где ребенок должен выполнить то, что задал ему взрослый, но в то же время, если ребенок не действует по инструкции, выполняет задание все равно по- своему, или ему трудно, он не понимает, что ему нужно сделать- это уже тема для размышления педагогу: «Почему ребенок так поступил?, «Какая кроится в этом причина?»,  как строить работу с ребенком дальше? Конечно,  конкретные задания и инструкции необходимы, так как они учат ребенка соблюдать определенные правила, действовать по определенной схеме, образцу(что немало важно для его будущей школьной жизни), но, на мой взгляд, очень необходимо дать ребенку возможность проявить себя, творчески выразиться,  дать понять, что он имеет  право на свое мнение, свою точку зрения и свое видение, которое будет тоже правильным. И это считается ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ. Поэтому в данной методике нет неправильного результата. Любой результат- правильный.

  Именно на этапе, когда ребенок выполняет задание по инструкции взрослого? «А теперь сделай  так, как ты хочешь», «как тебе нравится», и отвечая на вопрос: «А почему ты так решил?». «Почему ты не захотел использовать эту фигурку( фигурку этого цвета)?.. –ребенок учится преодолевать неуверенность в себе, страх сделать ошибку, учиться высказывать сои мысли, рассуждать. Его принимают таким, ему не делают замечаний, не отрицают его работу. Вот тут начинается психологический аспект методики.

  По опыту знаю, что именно на этом этапе тревожные и неуверенные в себе дети из занятие в занятии начинают раскрываться, чувствовать себя конфортно. Пускай по чуть- чуть , пускай пока еще с «оглядкой», но они меняются. А чрезмерно активные, агрессивные дети и дети с проблемами в поведении, сначала буду недоуменно смотреть на тебя , будто- спрашивая: «А что, я правда могу сделать что хочу?» «И вы не будете меня ругать?» Правда». У них тоже  происходит изменение: они постепенно становятся более спокойными, усидчивыми, т.к. задания увлекают их своей необычностью и разнообразием, они учаться контролировать свое поведение, свои эмоции,. И понимают и принимают, дают возможность  высказаться (невербальным способом), с помощью творчества. Именно на том этапе они могут выразить свои переживания и чувства.

 Но для таких детей очень важен и этап конкретных заданий и инструкций. Поскольку дети с агрессией и гиперактивностью испытывают трудности во внимании, усидчивости, в понимании и соблюдении правил.  Им нужно помочь сконцентрироваться на своей деятельности и выработать мотивацию деятельности, умение анализировать

Психологические задачи:

  1. Развитие эмоционально- волевой сферы (мотивация деятельности, уверенность в себе, регуляция поведения, уменьшение тревожности);
  2. Формирование адекватной самооценки, мотивация на успех, потребность в результативности.

  Разработанная методика построена на основе целостного подхода к личности ребенка и гармоничного развития личности.  

     Дети привыкли к тому, от них все время ждут конкретных результатов и оценивают их работу либо »хорошо», либо «плохо» .Дети. которым предъявляют завышенные требования, или   с повышенной тревожностью начинают бояться плохих результатов своей работы. «А вдруг я сделаю плохо, и меня будут ругать?» «А вдруг у меня не получиться.

     Здесь идет принятие ребенка таким, какой он есть без всяких оценок и установок , а это очень важно.

       На первых двух этапах  перед ребенком ставятся конкретные задачи и осуществлялся контроль над их исполнением, но цель  направлена на  развитие психических процессов:  памяти, внимания , мышления. Умение действовать по заданному плану и работать с образцом. – развивающее значение

  На третьем этапе работы преследуется другая цель: помочь тревожным, неуверенным в себе детям развить уверенность в себе, преодолеть страх: «А у меня не получиться!», происходит работа над эмоциями и чувствами ребенка и дальнейшее прорабатывание выявленной проблемы.- психологическое значение

      Это дает возможность ребенку «найти себя», почувствовать себя Личностью, индивидуальностью.

Структура  занятия:

Можно проводить как индивидуально, так и с группой.

Каждое занятие состоит из 3 частей. Композиции предъявляются по степени сложности: от простых, к сложным. На каждом занятии показывается разное количество композиции (от 2-х до 4 или 5)

  1. Дети  (или ребенок)рассматривает предложенные композиции (из каких фигур составлена,  какого они цвета, размера; сравнивает композиции друг с другом (сходства- отличия)- здесь идет развитие восприятия, закрепляется знание о геометрических фигурах(если дети 3 лет), развитие мышления(сравнение- обобщение) .; на что похожа композиция; какая больше нравится, почему? – задействовано воображение ребенка,  развитие способности высказывать свое мнение.
  2. Во второй части дается задание запомнить какую- нибудь из композиций  и по памяти составить ее на листе бумаги, выбирая из набора фигур те. которые ему необходимы. Потом сравнивает ее   с образцом. (Развитие зрительной памяти, умение работать с образцом,   умение  находить ошибки). Потом ребенок должен вспомнить вторую композицию и внести соответствующие изменения)

Большой плюс если ребенок сам смог найти ошибки и исправить их, особенно если  это ребенок 3 лет.

  1. После этого ребенку предоставляется выбор: он может составить из этих же фигур свою картинку(«Сделай так, как ты хочешь») , но можно использовать только эти фигуры. (Здесь ему предоставляется возможность фантазировать, реализовать свое желание  сделать, то, что  хочется .Но главное; подвести ребенка  к тому, что из одних и тех же фигур можно придумать много разных вариантов составления композиции, а не только то, что ему предложили .это очень важный момент.

 Можно столкнуться с тем, что некоторые дети не могут сделать выбор. Им проще сделать так, как им говорят, как в образце, потому что они видят, как должно быть.

 Встречались дети , которые упорно из занятия в занятие вместо самостоятельной композиции повторяли образец («А я хочу так», «Я не хочу делать свою»).

(проблема неуверенности в себе, страх  перед изменениями.).

    Если занятие проходит с группой детей(не более 6 человек)  то очень важно обращать внимание детей на то,  что им понравилось в работе другого. Они учатся высказывать свое мнение, выражать мысли, анализировать, сравнивать;  

     

  После составления самостоятельной композиции из фигур подключаются обрезки из цветной бумаги.  Эта работа очень интересна и необычна тем, что в каждом обрезке можно увидеть какой- то образ, и у каждого ребенка этот образ индивидуальный. Вначале педагог на своем примере показывает, как работать с обрезками  ( обращает внимание детей на то, что совсем не обязательно, чтобы  один и тот же обрезок превратился только во что- то одно(собачку или дракона), можно увидеть в нем совершенно разные образы:  все зависит от  воображения.

И конечно же в конце каждый ребенок придумывает свою сказку или историю.

    В зависимости от того, какие образы выбирает ребенок, какую сказку придумывает , можно увидеть проблемы ребенка, его переживания и чувства и исходя из этого строить с ним дальнейшую работу.  Работу с обрезками из цветной бумаги очень эффективно использовать  в качестве дополнения к первичной диагностики ребенка.

  Есть дети,  с которыми в силу их индивидуальных  особенностей целесообразно начать работу с обрезками. Пусть они сначала рассмотрят их вместе с вами, придумают какие- то образы, сказку, составят картинку, а уже потом, через 2-3  занятия можно начинать работу с таблицами. Это поможет заинтересовать , наладить контакт с такими детьми, настроить  на совместную работу.

   

Используемые материалы:  Композиции из   цветных геометрических фигур, набор    фигур вырезанных из цветной бумаги, клей- карандаш, листы белой бумаги.; большое количество случайных обрезков цветной бумаги.

Большое количество обрезков из цветной бумаги, разнообразных форм, размера и цветов.

Этапы работы

1 этап – работа  геометрическими фигурами  Выполнение композиции по заданному образцу

На первом этапе происходит :

1.объяснение задания и  действий, которые должен выполнить ребенок(инструкция);

- наблюдение за выполнением задания ребенком, его действиями, эмоциональным состоянием( интерес- равнодушие, активность- пассивность, самостоятельность- неуверенность, способность воспринимать инструкцию взрослого,

- организация деятельности ребенка, постановка целей, последовательность заданий;

2.   Анализирование своей работы (сравнение с образцом , исправление ошибок, если они есть) , удовлетворенность результатом

-  развитие мышления ребенка, способности сравнивать, рассуждать, видеть ошибки в своей работе и умение их исправить.

  1. этап -– работа  геометрическими фигурами  . Выполнение композиции без опоры на наглядность (по памяти); создание самостоятельной композиции

а) используя только заданные фигуры;

б) используя фигуры по своему выбору;

1. .объяснение задания и  действий, которые должен выполнить ребенок(инструкция);

- наблюдение за выполнением задания ребенком, его действиями, эмоциональным состоянием( интерес- равнодушие, активность- пассивность, самостоятельность- неуверенность, способность воспринимать инструкцию взрослого, воображение ребенка, уверенность в себе, память;

2. а)Анализирование работы (ответы на вопросы педагога: почему ребенок не захотел использовать фигуры композиции(если в наличии такой факт), чем отличается  его композиция от композиции образца, расположение фигур на листе и относительно другу друга;

Б) Анализирование работы(почему выбраны именно эти фигуры.?, Если ребенок упорно использует фигуры композиции и отказывается бать свои- это тоже сигнал.(М.б. связано с неуверенностью, страхом перед чем- то новым, страх сделать ошибку…),чем отличается свободная композиция от композиций образца?, какая больше нравится? Почему?

- придумать название свободной композиции

3 этап

1.Используется обрезки из цветной бумаги*(их должно быть много)  и другие фигуры .

Педагог объясняет задание: «Теперь ты можешь сам придумать свою картинку, использовав все понравившиеся фигуры, которые лежать у тебя на столе.»    

- ребенок имеет возможность самостоятельно определить цель своей работы, спланировать действия; (дается задание придумать свою картинку)

- предлагаются геометрические фигуры и обрезки из цветной бумаги;

- предоставляется право выбора;

Педагог наблюдает за процессом работы ребенка;

2. Ребенок рассказывает о своих образах и сочиняет сказку по своей  картинке

Цель:

Предоставление ребенку возможности  реализовать себя; выражение своих переживаний или, наоборот, радости, чувств,  с помощью нетрадиционных способов изодеятельности

 Педагогические задачи:

  1. развитие воображения и фантазии ребенка;
  2. развитие творческих навыков;
  3. ориентация на листе бумаги;
  4. развитие речи

Психологические задачи:

  1. развитие уверенности в себе; (у тревожных и мнительных детей)
  2. раскрытие творческого потенциала;
  3. формирование потребности ребенка мыслить и рассуждать;
  4. развитие концентрации внимания (особенно для гиперактивных и агрессивных детей);
  5. развитие чувства удовлетворенности своим результатом;

Если существует проблема в налаживании контакта с ребенком, то эффективно начинать работу по методике с этого этапа. Ребенку сначала предоставляется возможность рассматривать фигурки, обрезки, выбрать из них наиболее понравившиеся, составить рассказ по картинке. Педагог только наблюдает за ребенком.

Потом можно постепенно начать беседу: «Какая интересная у тебя получилась картинка. А ты можешь рассказать, что это?..Почему тебе захотелось взять именно эту фигурку (обрезок),  чем она тебе понравилась?,   А ты можешь придумать историю по своей картинке? «

  После рассказа ребенка педагог говорит , что если ему  все нравится и он не хочет ничего менять, то картинку можно приклеить.

Как правило, после этой работы контакт с ребенком налажен, и он открыт для дальнейшего общения Можно уже на следующем занятии приступить к работе с композициями

Абстрактные фигуры, в последствии образы, развивают фантазию ребенка, помогают ему реализовать себя, рассказать о своих чувствах, переживаниях. Здесь большое психологическое значение имеет содержание рассказа и  придуманные образы. Они перекликаются с проблемами ребенка, если они уже выявлены в начальной диагностике, или помогают их выявить на начальном этапе работы с ребенком. Таким образом, данный метол может быть использован психологами , как дополнительная диагностика эмоционально- волевой сферы

*Обрезки из цветной бумаги- это случайнее отходы , которые остаются после вырезания каких- либо фигур или деталей. Оказывается из них можно тоже делать очень интересные работы.

  Подготавливая как- то геометрические фигуры для работы с ребенком, я задумалась и машинально стала перебирать в руках обрезки, которые остались на столе после вырезания. И вдруг мой взгляд остановился на одном необычном обрезке, и я заострила на нем свое внимание. Разглядывая его более внимательно, моя фантазия подкинула мне разные образы. Абстрактный обрезок стал похож то на животное, то на какое- то необычное существо , то на дерево… Я решила рассматривать другие обрезки и мне представлялись совершенно другие образы, непохожие друг на друга.

  Тогда я решила сохранять все обрезки и даже стала специально вырезать из цветной бумаги причудливые формы. Мне пришла в голову идея: А почему- бы не попробовать использовать это в работе с ребенком. Вед, как известно, фантазия у детей  еще более развита, чем у взрослых. Можно  составлять из них композиции, а потом сочинить сказку- это и разовьет и творческое воображение ребенка и речь, можно использовать в работе с таблицами , как дополнительное задание.

  Если рассматривать психологический аспект этой работы, то здесь очень хорошо «диагностировать» проблемы ребенка. Ребенок поможет их увидеть. Поскольку работа творческая и самостоятельная, ребенок сам выбирает понравившиеся обрезки, рассказывает о своем образе, составляет свою историю или сказку. По содержанию сказки можно понять, что беспокоит ребенка, или, наоборот, увидеть его сильные стороны. Даже разнообразие или однообразие образов может о многом рассказать.

   

         

                           

       

                               

                                      

                               

                                                       

                               

                                               

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

         Всем хорошо известно, что развитие ребенка тесно связано с особенностями восприятия, его чувствами и переживаниями. Эмоции – это «зеркало» состояния ребенка и они существенно влияют на все психические процессы. Чем бы ребенок не занимался, во все он вкладывает свои чувства.

     В детском возрасте вполне естественна способность подчинить свою жизнь ярким образам и фантазиям .Это связано с тем, что основной тип психической  регуляции у ребенка – непроизвольный,  а во – вторых, слово у ребенка очень близко к конкретному образу.

  Как же мы, взрослые, можем способствовать созданию благоприятных условий для гармоничного развития детей и помочь ему «найти себя?»  Очень просто. Надо не мешать ему развиваться естественно.

    На протяжении своей работы в дошкольных учреждениях я столкнулась с тем, что многим  детям бывает очень трудно  проявить себя . Они теряются в сложных ситуациях, не знают. как  адекватно проявить свои чувства, справиться с гневом или обидой; боятся проявить свою индивидуальность.

Такие дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Если мы поможем ребенку проявить индивидуальность и создадим для этого необходимые условия, то он превратиться в оригинальную Личность, сможет найти свое место в жизни, легко адаптироваться,  независимо от окружающих условий.  

  В каждом ребенке с рождения заложен огромный потенциал возможностей, который ему  необходимо  помочь раскрыть; развить способность самостоятельно  мыслить, чувствовать, рассуждать и не бояться высказывать свое мнение. Если ребенок лишен возможности проявить себя, то у него возникает внутренне напряжение, протест которые могут проявиться в виде агрессивного поведения, демонстративного поведения, капризов, упрямства.

Могут проявиться невротические состояние: тики. Заикание, навязчивые движения… Они будут безропотно терпеть, подчиняться, будут стараться выглядеть такими, каким их хотят видеть окружающие, но в конце концов замкнутся в себе и будет уже крайне сложно подобрать «ключик», чтобы открыть ворота в их внутренний мир.

 Более сильные дети будут активно бороться за свое «Я», но их борьба будет восприниматься как неуправляемость и непослушание.  

    На основании практической работы в дошкольных учреждениях и в коррекционных классах образовательных школ, нами была разработана методика, которая помогает детям «найти себя».  Она позволяет работать с детьми , начиная с 4-х летнего возраста, посещающих дошкольные учреждения  как общеразвивающего, так и компенсирующего вида. А также с детьми  от 6 лет, посещающих коррекционные классы школ и имеющих проблемы в психическом и речевом развитии.  

                   

   

После заключения  занятий по данному разделу проводятся занятия  по двум разделам, которые имеют коррекционно- развивающую направленность  

2 раздел- «Волшебная страна чувств» (индивидуальная и групповая работа)  

  Состоит из 8 занятий, длительностью 25-30 минут

В него входят специальные игры и упражнения, направленные на:

  1. Взаимодействие друг с другом в процессе творческой деятельности;
  2. Снятие эмоционального и телесного напряжения; с помощью техник расслабления;
  3. Верабльное и невербальное общение

Задачи:

  1. Развитие уверенности в себе, снятие тревожности и страхов;
  2. Развитие умения владеть своим телом
  3. Развитие произвольного внимания;
  4. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и объяснять их

Используемы  приемы:

  1. работа с художественным текстом(коррекционные сказки)
  2. Проигрывание этюдов на передачу разных эмоциональных состояний;
  3. Совместное рисование сказочной страны;
  4. Игры с куклами- марионетками, помогающие передать различные эмоциональные состояния и чувства;

3 раздел «Поинмаю себя- понимаю других» (групповой тренинг)

Направлен на вербальное и невербальное общение и формирование позитивного отношения к себе.

Состоит из 6 занятий

Задачи:

  1.  Развитие адекватной самооценки;
  2. Развитие умения  ориентироваться в собственных поступках и поступках других людей;
  3. Повышение уверенности в себе

Используемые приемы:

  1. игры и упражнения на развитие навыков общения, вербального и невербального выражения чувств;
  2. проигрывание этюдов, отрывков из сказок;
  3. чтение, обсуждение и анализ сказок;
  4. Развитие творческих способностей и воображения с помощью рисования, аппликации и коллажа

В заключении этих разделов проводится диагност кА эмоциональной сферы

Тест Тепл Дорки «14 картинок» «Т.Д. Зинкевич- Евстегнеева «Волшебная страна чувств»  

Эти разделы были введены , как дополнение к первому разделу «Найди себя» и дают возможность проводить более углубленную коррекционную и развивающую работу, которая охватывает разные психические аспекты.

  Но все три раздела также могут существовать отдельно и использоваться, как самостоятельный блок.

Данная методика получила отзывы от  Директора Института сказкотерапии , доктора психологии, преподавателя кафедры специальной психологии и педагоги Института специальной педагоги и психзологии им. Р. Валленберга г. Санкт - Петербурга Т.Д. Зинкевич- Евчстегнеевой, и от учетля логопеда Н.М. Погосовой

   Занятии по по методик проводились с 2000  года с детьми от 4 лети, посещающих дошкольные учреждения общеразвивающего и компенсирующего вида и с детьми от 12-14 лет, посещающих коррекционные классы  и имеющие психофизическое,  интеллектуальное и речевое недоразвитие.

    Апробация проходила в детских садах  и школах города Санкт Петербурга  и Москвы. Сейчас она успешно используется в детском саду № 1312 Северного административного округа.

     О результативности методики говорят следующие результаты:

  1. Существенно возрасла способность к концентрации внимания, усидчивость детей;
  2. Снизился уровень психоэмоционального напряжения;
  3. Взаимодействие между детьми стало более конструктивным;
  4. У детей с проблемами поведения были сформированы навыки рефлексии ъ

  Также данная методика показала свою эффективность при работе с детьми и подростками в различных  ситуациях психолого- педагогической помощи: подготовка к школе, профилактика детских неврозов, при семейном консультировании

Структура занятия по методике

«Найди себя»

Этапы

Цель

Содержание

1. введение

Создание настроя на занятие; дать возможность ребенку   проявить инициативу в  работе с фигурами

Педагог раскладывает фигуры на столе и начинает  состалять из них какой- то образ – заинтересовывает ребенка..

Совместное рассматривание фигур; варианты составления картинки из них

     2. основной  этап.

Восприятие формы и цвета фигур; воображение

Педагог задает вопрос о том, какие фигуры знакомы ребенку; об их расположении в композиции (ориентация на листе бумаги).. На что похожа композиция?


  3.Расширение

Расширение представлений ребенка о окружающем.

Симуляция воображении детей

Педагог рассказывает и показывает ребенку , что любую фигуру можно превратить во что угодно. Можно поменять расположение фигур и поучится совсем друга картинка. Совместное создание картинки

  1. Закрепление


Закрепить полученные знания и опыт; развитие зрительной памяти

Педагог помогает ребенку сформулировать свой ответ  и выразить свое отношение к  композиции (нравится , не нравится. Почему?)  ассоциации на каждую композицию

  1. Интеграция


Развитие творческого воображения и мышления.

Умение найти сходства и отличия композиций друг от друга; умение сравнить с другими композициями

Использование  фигур из ком позиции в построении самостоятельной или изменении предъявленной.  (важно- не ,повторение образца, а способность ребенка предложить несколько  самостоятельных вариантов.

      7. завершение


       

Расширение сферы фантазии ; развитие речи.

Работа с абстрактными образами

 Использование других геометрических фигур и обрезков цветной бумаги в создании образа. Составление картинки. Сочинение сказки на свободную  тему; изображение заданного эмоционального состояния или своего настроения с помощью абстрактных образов. Рассказ о нем.

1 раздел- «Найди себя» -

  1. развитие творческого потенциала воображения;
  2. развитие зрительной памяти и мышления;
  3. развитие уверенности в себе и помощь в самовыражении;
  4. развитие эмоционально- личностной сферы.
  5. Развитие методов саморегуляции;
  6. Повышение сенсорной чувствительности

Помогает сформировать адекватную самооценку.  

 

В методике используются следующие  методы:

1. Работа с таблицами их геометрических фигур, разной степени сложности,

2. Составление аппликации из случайных обрезков цветной бумаги;

3. Придумывание сказки или  истории по составленной картинке.

Этапы работы:

  1. Рассматривание композиций  (на каждом занятии предъявляется несколько композиций для сравнения); количество фигур, их форма и цвет;
  2. сравнение композиций друг с другом (сходства и отличия); прослеживание изменений; рассказать о своем отношении к каждой композиции;
  3. Составление по памяти одной из них ( по выбору); сравнение с образцом.
  4. Составление собственной композиции, используя эти же фигуры. Дать название.  

Рассматривание обрезков цветной бумаги, придумывание образов. Составление абстрактной картинки и рассказ про нее.  

  Одна из главных задач методики- дать детям понять, что при выполнении зданий не ожидается конкретного результата, нет ошибок и неправильного выполнения. Любой результат- это самостоятельный выбор ребенка и проявление его индивидуальности.

 

1.Е.А. Алябьева

Психогимнастика в детсокм саду «Сфера» Москва 2003 год.

2  Р.Р. Калинина тренинг развития личности дошкольника. Занятия. Игры, упражнения.  

3.Тренинг  «Страна понимания». «Знакомство с моральнымичертами характера»

4. И.В. Пазухина «Давайте познакомимся!» тренинг развития и коррекции эмоциопального мира дошеольников 4-6 лет. СПб »Детство- Пресс 2004 год.  

5. О.В.Хухлаева Практический матеиал для работы с детьми 3-9 лет

О,В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, МИ. Первушина «Тропинка к своему Я»    «Генезис» М.2005 год.



Предварительный просмотр:

Каждое занятие состоят из несколько частей :

1 часть.  Предъявляются первые композиции – самые простые. В них используются три фигуры (треугольник, квадрат и маленький круг), разные по цвету. Фигуры составлены так, что получается домик. На первой карточки- домик только из квадрата и треугольника, на второй- те же фигуры, но другого цвета, на третьей карточке- прибавляется круглое окошко в центре квадрата. Композиции очень просты и знакомы детям. Каждая из них предъявляется по очереди. Если занятие проходит с группой детей, то обязательно, чтобы каждый ребенок имел права высказаться и сделать свой выбор.

 Дети отвечают на вопросы по композиции, сравнивают их друг с другом (находят сходства и отличия)  

Показывается самая простая  композиция- »домик» (рис1а).

- что вы видите? (обычный ответ- Домик)

- Из каких фигур он состоит? (квадрат, треугольник)

- какого они цвета?  (рис.1а)

   

                       а)                                                    б)

                           рис 1 (а, б)

   Затем детям показывается вторая композиция

- Что изменилось?

       ( в квадрате появляется маленький круг –«окошко» )  (рис1 б)

Цель: развитие восприятия формы и цвета; развитие внимания.

Задача педагога помочь ребенку найти отличия , ответить на вопрос и рассказать о  том, что он чувствует.

Каждая композиции несет в себе изменения, а значит, когда смотришь на нее

Меняется отношение к ней: какая- то нравится большей, какая- то нет.

- Какая  больше понравилась? Почему?

(Обычно выбирают ту, что с окошечком. Иногда ребенок может сразу объяснить свой выбор, иногда требуется дольше времени и помощь: «Без окошечка домик грустный, а с окошечком веселый, там горит свет»)

- А ты можешь рассказать, что происходить внутри этого домика?

Через эти рассказы  можно  понять эмоциональное состояние ребенка и увидеть его проблему.

Цель: развитие речи; развитие умения выразить свои чувства невербальным способом и способность рассказать о них.

2 часть Дети запоминают одну из композиций  и пробуют составить ее по памяти, выбирая из набора геометрических фигур те. которые ему нужны. Сверяют свой вариант с образцом. Затем с помощью взрослого пытаются по памяти внести изменения в составленную композицию так, как это было предъявлено . Когда ребенок сравнивает свою  композицию с образцом, очень важно, чтобы о  при наличии ошибок он смог сам найти их и исправить. Если не может, необходимо помочь ему- еще раз вместе рассмотреть расположение фигур на образце и соотнести их с работой ребенка.  

3 часть а) Дети должны  придумать и составить свою композицию, используя только эти фигуры. Приклеить ее и  рассказать о ней .

 Очень важно помочь каждому ребенку  составить несколько вариантов композиций; важно, чтобы он не боялся ошибиться, понял,  любой выбор –правильный , потому что он выражает его индивидуальность.  

                                                 

б)  Работа с обрезками из цветной бумаги.

 Перед детьми  раскладывается большое количество обрезков , листы бумаги, клей- карандаш.

Педагог садится вместе с детьми за стол и начинает рассматривает обрезки. Каждый из них напоминает какой- то образ. «Вот это какой- то сказочный замок, в котором живет добрая волшебница или чародей», « это дракон»»Это собачка, или сказочный зверь». Все зависит от фантазии и воображения. Затем каждому ребенку предлагается выбрать  понравившейся  обрезок,  попробовать увидеть в нем образ.

. «Это может быть собачка, а это- дракон» Все зависит от фантазии и воображения . И совсем не важно, что у одного это бала машина – это его выбор, а у кого- то – сказочный дом. Это индивидуальный  выбор и  решение каждого ребенка. Эти необычные обрезки бумаги могут превратиться во что угодно.

Для детей такая работа необычна и  очень интересна.

Затем дается задание:  

 - составление композиции;

- рассказ или история про свою картинку  

На каждом занятии композиции немного усложняются(добавляются другие фигуры,  меняется цвет, расположение …) .На последних занятиях (10 и 11) предъявляются только две композиции\. Но они большие по размеру и отличаются степенью сложности. Между собой не похожи.  Ребенок должен сказать, на какую из предыдущих композиций похожи эти? или Что у нее общего с другими композициями

                                             Занятие 2. Рис  2(а,б)

                                           

                         

                   Занятие 10                                    Занятия 11

                       

                     Рис 2 «Девочка и собачка»

Рис 1 «Радость»

                                                                                                         

                               

                                                          Рис4 «Радость. Грибной

                   

                                                       дождь, олень и  птички»                                                                                                     

         

                       

                                                                                       

Используя  эту методику в коррекционной работе с детьми с ОНР, СДВГ и различными эмоциональными нарушениями , можно добиться очень эффективных результатов и наблюдать за изменениями, которые происходят в каждом ребенке в процессе занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время о...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В ДЕТСКОМ САДУ № 150 ОАО «РЖД»

: В статье представлен опыт создания педагогических условий личностного развития в сюжетно- ролевой игре в Детском саду №150 ОАО «РЖД»...

Опыт работы "Природа и творчество. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом...

ОПЫТ РАБОТЫ : «Моделирование - как инструмент развития связной речи в работе с детьми нарушениями речи.»

Мнемотехника – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Мнемотехника («мнезис» в пере...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального ф...