Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога в контексте взаимодействия с другими специалистами дошкольного учреждения
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Петрова Светлана Викторовна

Вашему вниманию предлагается презентация, в которой представлены возможности куклотерапии, проводимой педагогом-психологом в детском дошкольном учреждении. Предлагаются приемы, которые могут в своей деятельности использовать другие специалисты работающие с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kukloterapiya_petrova.zip2.44 МБ

Подписи к слайдам:

У меня в кабинете есть поросенок (мягкая игрушка), которого ребята называют по разному, кто
Хрюндель
, кто
Хрюн
, Хрюшка,
Хрюн

Манюнь
. Мне кажется, что этот поросенок «знает» детских секретов в сто раз больше любого педагога-психолога или воспитателя.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать).
Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы. Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых
Структура занятий
по развивающей программе «Снежная сказка»
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия,
сказкотерапия
, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, элементы двигательной терапии, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Основные процедуры: беседа о том, что было на занятии, ритуал завершения.
До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто показал первый в истории кукольный спектакль.
В любом случае, кукольный театр удивительно, почти магически воздействует на человека, особенно ребенка.
Конечно, охватить всех детей полноценной терапией невозможно, но я убеждена в том, что возможность высказаться опосредованно через речь куклы уже несет в себе психотерапевтический момент и играет огромное значение для ребенка.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу.
Действительно, куклы могут многое но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются.
Заметно улучшение уровня развития внимания



Возможности
куклотерапии
в работе педагога-психолога

в контексте взаимодействия с другими специалистами дошкольного учреждения

Светлана Викторовна Петрова
педагог-психолог
МБДОУ №59 «Детский сад «Золушка»
Работая в МБОУ «Гимназия №5»…
«Ритуалы вхождения в сказку»,

Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других
.
В моем арсенале более 20 кукол: мышки, зайцы, лиса, медведь, девочки, дедушки, бабушки и многие другие. В начале занятий я просто предлагала выбрать куклу, которая больше всего нравиться и рассказать что-то о себе. Вопрос «О ком, о себе: о кукле или о себе как о мальчике-девочке?» возникает очень редко, ребенок начинает что-то говорить и рассказывать эпизоды своей жизни.
Ты кто? Где ты живёшь? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу детский садик ? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в садик? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? Что бы ты попросил у волшебника?
В своей практике я использую приемы
куклотерапии
на групповых развивающих занятиях, а так же на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях и индивидуальных консультациях детей и родителей
Плоскостная кукла, вырезанная из плотного картона и подвешенная на нитку, используется как возможность управлять своим страхом
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
Занятия с куклами не сделают всех художниками, артистами, не решат всех проблем, но ощутить радость, проговорить свои проблемы помогут каждому.
До новых встреч,
пусть все будут здоровы.
В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова («Улыбка судьбы. Роли и характеры»), разработали метод лечения детей невротиков, который назвали драматической
психоэлевацией
.
Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы. В условиях детского сада можно использовать мягкие игрушки, чаще всего используются куклы-перчатки, так же можно применять теневой театр.
Истоки
куклотерапии
можно найти в
психодраме
Морено. В 1940 году
Якоб
Леви Морено основал в США Институт социометрии и
психодрамы
.
Особенно импонируют беседы с куклами детям. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

Заниматься
куклотерапией
можно и дома. Вооружившись знаниями о серьезности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребенок. Родителям стоит вдумчиво прислушиваться к тому, что говорит кукла в руках малыша.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста  к условиям дошкольного учреждения»...

Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»

Актуальность.  Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...

Куклотерапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В методическом пособии раскрываются особенности использования куклотерапии в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...

Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время  образование детей с ограниченными возможностями здоровья –   одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...