Главные вкладки

    Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста
    материал (подготовительная группа) по теме

    Маркова Светлана Юрьевна

    Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon patrioticheskiy_proekt_gorod_pem_-_moy_lyubimyy_gorod.doc140.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
    «ГОРОД ПЕРМЬ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

    для детей старшего дошкольного возраста

    МДОУ «Центр развития ребенка –

    детский сад № 161»

    города Перми

    Разработали: Флавьянова Е.С.

    педагог I квалификационной категории

    Маркова С.Ю.

    психолог II квалификационной категории

    Проект: долгосрочный, групповой, творчески – поисковый.

    Сроки реализации: 2010 -2011 и 2011 – 2012 учебные годы

    Актуальность проекта:

    В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.

    Все понимают: человек, не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи, петь песни и правильно писать, чем научить его любить Родину. А чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

    Именно с любви к « малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей « малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

    Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы «малой Родины»

    Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование у детей дошкольного возраста нравственных ценностей.

    Задачи проекта:

    1. Дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, культурные и промышленные объекты, экологическая ситуация в городе.
    2. Познакомить детей с историей Мотовилихинского района: улицами, достопримечательностями, природой
    3. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город
    4. Познакомить детей с рекой Камой, ее расположением на карте, уникальностью
    5. Дать знания о флоре и фауне, полезных ископаемых  Пермского края
    6. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде
    7. Познакомить с городами и историческими центрами Пермского края
    8. Дать знания  о народах и народных промыслах родного края
    9. Познакомить с творчеством Пермских писателей и поэтов
    10. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться своей «малой Родиной»
    11. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды

    Ресурсное обеспечение:

    1. Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
    2. Фотографии улиц родного города
    3. Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники, театры, музеи
    4. Слайды, фильмы о памятных местах « малой Родины»
    5. Художественные произведения и литературные материалы
    6. Книги пермских писателей и поэтов
    7. Картины и иллюстрации пермских художников
    8. Дидактические игры
    9. Картотека народов и народных промыслов Пермского края

    Участники проекта:

    1. Воспитатель
    2. Дети старшей и подготовительной групп
    3. Родители воспитанников

    Гипотеза:

    Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем.

    В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые известны всей России. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

    Ожидаемые результаты:

    1. Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну
    2. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым

    Диагностика знаний детей о родном городе

    (старшая группа)

    1. Как называется наш город? (Пермь)

    3 балла -  дает полный развернутый ответ.

    0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название города.

    2. Назови свой домашний адрес?

                 3 балла – полный ответ (названы:  город, улица, номер дома и номер    

                               квартиры.)

         2 балла – неполный ответ (названы: город, улица, но не названы номера

                                дома и квартиры или не назван город или улица)

                 0 баллов – затрудняется ответить или неправильно называет свой адрес.

    3. Какие улицы ты еще знаешь?

         3 балла – называет 4 и более улиц города.

        2 балла – называет 2-3 улицы города.

               1 балл – называет 1 улицу города.

               0 баллов – не называет ни одной улицы

    4. Что изображено на гербе города Перми? (медведь). Найди герб города

                Перми среди гербов других городов.

                3 балла – правильно дает ответ, находит нужный герб среди остальных

               2 балла – не может назвать, что изображено, но среди других гербов

                            находит правильно, называет правильно, но показать не может

               0 баллов – затрудняется с ответом или неправильно называет и показывает.

    5. Назови главную реку нашего города? (Кама)

       3 балла – дает полный развернутый ответ.

       0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название

                               реки.

    6. Назови достопримечательности города Перми и расскажи о них.

       3 балла – называет 4 и более достопримечательностей и дает полный рассказ

                             о них.

       2 балла – называет 2 – 3 достопримечательности и дает рассказ о них или

                              называет 4 и более достопримечательностей, но не может

                                рассказать о них.

               1 балл – называет 1 достопримечательность и рассказывает о ней или

                             называет 2-3, но не может о них рассказать.

       0 баллов – не дает ответа

    7. Какие вокзалы есть в нашем городе? Расскажи о них (четыре вокзала)

       3 балла – называет 4 и более вокзалов и рассказывает о них.

      2 балла -  называет 2-3 вокзала и рассказывает о них или все вокзала, не

                       рассказывает о них.

              1 балл –  называет 1 вокзал и рассказывает о нем или 2-3 вокзала, но не

                               рассказывает о них.

      0 баллов – не дает ответа.

    8. Назови театры города Перми и расскажи о них?

       3 балла – называет 4 и более театров и рассказывает о них.

       2 балла – называет 2-3 театра и рассказывает о них или называет 4 и более

                        театров, но не может о них рассказать.

       1 балл – называет 1 театр и рассказывает о нем или 2-3 театра без рассказа

      0 баллов – не дает ответа

    Высокий уровень 20 – 24 балла

    Средний уровень -  12 – 19 баллов

    Низкий уровень -   ниже 12 баллов

    Картотека дидактических игр

    1. « Мой город»

    Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха  местах

    1. «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра…)

    Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

    1. «Достопримечательности родного города»

    Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Перми; развивать внимание, память, связную речь.

    1. «Парные картинки»

    Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)

    1. «Чтобы было, если все улицы будут без названия»

    Цель:  закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

    1. «Кто лишний»

    Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Перми, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.

    1. « Собери картинку»

    Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей                                 (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.

    1. «Помоги Степашке попасть в театр»

    Цель: : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.

    1. «Заселим реку Каму»

    Цель: закрепить знания детей о животном мире Пермского края ( в данном случае – рыб); развивать мышление, память, связную речь.

    1.  Лото « Мой любимый город»

    Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

    Конспект беседы « Ворота нашего города»

    Программное содержание:

    1. Продолжать знакомить детей с историей родного города
    2. Воспитывать любовь к малой родине, желание узнать о ней еще больше
    3. Конкретизировать знания детей о «воротах»  города (железнодорожный вокзал; Пермь II)
    4. Формировать связную речь, умение высказываться полными предложениями.

    Предварительная работа: беседа о родном городе, его достопримечательностях; экскурсия на речной вокзал; рассматривание фотографий с изображением железнодорожного вокзала; рассматривание альбома «Водный транспорт. Его прошлое и настоящее»; чтение отрывков из книги «Тайны полноводной Камы» О.Селянина; чтение и заучивание стихов «Рождение Камы» В.Ширшова,  «Зореют зори алые над Камой» Е. Трутневой; рассматривание иллюстраций, открыток,  буклетов о родном крае, городе, его прошлом; чтение отрывков из книги «Азбука нашей жизни» Е. Пермяка.

    Материал к занятию: макет «паровоза времени», открытки и фотографии с изображением старой и современной  Перми, музыкальное сопровождение – запись песни « Песня о Перми» (слова Радкевича, муз. Камского)

    Ход занятия:

    Звучит  «Песня о Перми», дети с воспитателем  слушают.

    Воспитатель: Ребята, прозвучала песня о нашем городе, о родной Перми. Ее написали наши земляки: поэт Радкевич, композитор Камский. А что значит слово «земляки»?  (ответы детей: они с нами живут в Перми, родились на Урале и т.д.)

    Воспитатель: Правильно, земляками зовут тех, кто живет в одном городе, селе или в одной деревне, то есть на одной земле. Авторы этой песни – наши земляки. Как еще можно назвать наших земляков и нас с вами, если мы все живем в Перми? (Пермяками). А как вы думаете, почему наши земляки - поэт и композитор написали такую красивую песню? Да, они очень любят свой город, да и как его не любить! Он стоит на берегу красавицы Камы, в нем много красивых парков и скверов, а такие красивые здания есть только в нашей Перми! Сейчас мы с вами подойдем к одному из таких зданий (дети подходят к фотографии железнодорожного вокзала.) Как оно называется? Конечно же, это Пермь II, а еще можно сказать, что это «ворота нашего города». Почему так говорят?  (ответы детей: на вокзал приезжают из других городов; знакомство с городом начинается с вокзала; гости как бы открывают ворота и смотрят на Пермь, знакомятся с ним)

    Воспитатель: Посмотрите, какое красивое современное здание из стекла и бетона. На самом видном месте – часы. Как вы думаете, для чего на вокзале часы? (чтобы не опоздать на поезд, электричку). Вы, наверное, уже не раз отправлялись с нашего вокзала кто куда; расскажите о своей поездке (с кем, куда, к кому ездили, какие станции проезжали. Рассказы детей.)

    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться с железнодорожного вокзала в необычное путешествие, в прошлое нашего города. А поедем мы на необычном поезде, а вернее  на «паровозе времени» (вносится макет паровоза, ребята стоят друг за другом, берутся за ручки с внутренней стороны макета и начинают движение)

    Воспитатель: За окнами нашего паровоза быстро проносятся дома, наши уральские леса, поля, горы и реки… и вот мы с вами подъезжаем к вокзалу какого – то города (дети останавливаются около картин старого вокзала)

    Воспитатель: Да ведь это наша Пермь и наш вокзал, только много лет назад. Тогда  и наш город называли по-другому – Молотов. Посмотрите внимательно, чем отличается старое здание от современного, а чем похоже на него? Что общего есть у старого и современного вокзала? (ответы детей)

    Воспитатель: Обратите внимание, ребята, какой вокзал красивый. Как вы уже сказали его украшали башенки со шпилем, а вдоль лестницы и перед входом – большие вазы с цветами и памятник, который как бы встречает тех, кто приезжает в город. С этого вокзала во время войны на защиту Родины ушло пять бронепоездов, они были построены нашими земляками. Вы знаете, что такое «бронепоезд» (ответы детей). Команды этих бронепоездов героически сражались и помогли разгромить наших врагов. Мы с вами должны помнить об этом и гордиться своими земляками. А как мы с вами и наши земляки можем выразить благодарность тем, кто защищал нашу  родину и погиб? (мы помним их имена, приносим к памятникам цветы, поем про героев песни и учим стихи)

    А еще мы  вместе со всей Россией отмечаем день памяти павшим в войне.)

    Воспитатель: Вот мы и побывали на старом вокзале. Кто запомнил, как назывался наш город раньше? (дети называют).

    Пора нам возвращаться  в наше настоящее. Закройте глаза, скажите тихо: «Город мой, город твой, город наш». Открывайте глаза. Что мы видим? (на мольберте – картина речного вокзала). Правильно, мы оказались на речном вокзале. Как он еще называется? (Пермь I)

    Воспитатель читает:

    Я как будто впервые по сходням

    С теплохода на берег сошел.

    Прохожу вдоль бетонных причалов,

    Светлым камским простором дыша.

    Кама, Кама – Перми всей начало,

    Ты ее красота и душа.

    Воспитатель: Действительно, ребята, какой у нас красивый речной вокзал с бетонным причалом, набережная с красивым зеленым сквером. Почему этот вокзал называется речным?  (ответы детей). А можно ли его назвать «воротами» нашего города?  (ответы детей).

    Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается старый вокзал от современного здания. (ответы детей)

    Воспитатель: Как много отличий мы увидели. Какой вокзал вам нравится  больше: современный или старый. Почему? А кто же сделал его таким красивым и удобным? Да, наши с вами земляки, кто думал о нас, заботился, хотел, чтобы не только пермяки, но и гости города могли любоваться красавицей Камой, прокатиться на быстроходном лайнере по реке и запомнить наш город навсегда, полюбить его. Мы с вами любим ходить на набережную Камы и все пермяки считают это место самым красивым в городе. Не в каждом городе есть такая широкая полноводная красавица река, как наша Кама.

    Воспитатель: Закройте глаза, скажите тихо знакомые слова: «Город мой, город твой, город наш» (воспитатель убирает мольберт). Вот мы и вернулись к себе в группу. В каких же местах родной  Перми мы побывали?  Чтобы вы еще хотели  узнать о вокзалах?

    А  есть ли в Перми  еще какие-нибудь «ворота», кроме железнодорожных и речных»? Конечно же есть, это воздушные и автомобильные «ворота» нашего города. О них мы поговорим в следующий раз.

    Воспитатель: Наш город самый красивый, самый лучший, любимый, самый неповторимый для нас с вами, для всех пермяков. Права я или нет? В одном из стихотворений у журавля, который облетел много земель, спросили: «…Где же лучшая земля? Отвечал он пролетая: лучше нет родного края!»

    Мы с вами  можем так сказать про свой край? Почему? Как тепло, с любовью вы говорите о своем городе. Дома спросите у своих близких за что они любят свой родной город и потом расскажете нам. А потом мы нарисуем то, что нам понравилось.

    Информация для родителей: Дорогие мамы и папы! Расскажите детям о любимых уголках Перми. О том, за что вы любите то или иное место города, почему оно так вам дорого и памятно. Спасибо вам за ту радость, которую вы доставите своему ребенку общением с ним, за формирование начал патриотизма у вашего сына или дочери.

    Конспект занятия «Пермский край – моя малая родина»

    Программное содержание:

    1. Закреплять знания детей и природных  богатствах Урала
    2. Развивать фонематический слух, навык чтения слов
    3. Развивать логическое мышление

    Предварительная работа: Беседа о природных богатствах Урала, о культурных традициях края. Чтение сказов П.П. Бажова. Разучивание хоровода «На родной уральской стороне выросла рябинка на горе»

    Материал к занятию: Картинки со «спрятанными» буквами;  бусины-кружочки, вырезанные из зеленой бумаги; малахитовая шкатулка; буквы, написанные на листах бумаги; предметные картинки с изображение ивы, радуги, аиста, дома, ниток, озера; вырезанные из бумаги ящерицы с написанными на обороте словами «солнце», «радуга», « река» и т.д.; картинки с изображением гор разной высоты и написанными на них словами пословицы «На чужой стороне и весна не красна»; лист ватмана; кисточки, краски, баночки с водой; костюм Хозяйки медной горы. Аудиозаписи: отрывок из сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»; звуки природы.

    Ход занятия:

    Воспитатель: (выставляет картинки со спрятанными буквами)

    Ребята, внимательно посмотрите на эту картинки. В них спрятались

    какие-то буквы. Найдите их и составьте из них слово.

    Дети находят в изображениях букву У ( уши зайца), Р (ромашка),

    А (крыша дома), Л (гора).

    Воспитатель: Давайте из этих букв составим слово. Что у нас

    получилось? Правильно, УРАЛ!

    Так называется наш родной край. Сегодня мы о нем и побеседуем. С

    творчеством какого уральского писателя вы недавно познакомились?  (с

    творчеством Павла Петровича  Бажова). Какие сказы Павла Бажова вы

    помните? (ответы детей).

    Послушайте отрывок и попытайтесь определить, из какого он

    сказа. (включает аудиозапись):

    «Глядит парень, а перед ним на грудке руды женщина какая-то сидит. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые позванивают, будто листовая медь. А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-то, малахиту платье.

    Воспитатель: Вы узнали сказ? («Медной горы хозяйка»). Правильно!

    Хозяйка Медной горы сегодня у нас в гостях.

    Под музыку входит Хозяйка Медной горы. Она чем-то расстроена.

    Воспитатель: Здравствуй, Хозяйка! Отчего невесела?

    Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рассыпала я бусы свои

    малахитовые, волшебные. А собрать их не просто. Чтобы это сделать,

    нужно ответить на вопросы мудреные. Помогите мне, пожалуйста.

    (после каждого правильного ответа детей Хозяйка прикрепляет к

    мольберту «бусину» из малахитовой шкатулки)

    Хозяйка: А теперь слушайте мои вопросы:

    1. Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
    2. Чем славится земля Уральская? (полезными ископаемыми)
    3. На берегу какой реки были построены первые заводы, которые дали начало городу Перми? (Кама)
    4. Как раньше назывался город Пермь? (Молотов)
    5. Какое животное изображено на гербе Пермского края? (медведь)

    Воспитатель: А каких еще животных, обитающих в уральских лесах, вы знаете? Давайте изобразим их с помощью движений и голоса. (дети изображают лису, зайца, медведя, лося и т.д.)

    Хозяйка: Какое дерево называют символом Урала? (рябину)

    Молодцы! Вы ответили на все вопросы и собрали мои малахитовые бусы. Спасибо!

    Воспитатель: Предлагаю послушать звуки природы и передать свои впечатления с помощью красок.

    (звучит музыка, дети выполняют коллективную работу на листе ватмана)

    Хозяйка: У меня для вас есть новое задание.

                            На картинки посмотрите,

                            Звуки первые найдите.

    Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках. Определяют первые звуки в словах и получают листы бумаги с буквами, обозначающие эти звуки.

    Хозяйка:         Раз, два, три, повернитесь!

                            Буквы в слово соберитесь!

    Дети выстраиваются в ряд так, чтобы из букв, которые они держат в руках, получилось слово «Родина»

    Хозяйка: Молодцы! И с этим заданием справились! А сейчас приглашаю в хоровод.

    Звучит музыка. Дети вместе с Хозяйкой Медной горы водят хоровод «На родной уральской стороне выросла рябинка на горе»

    Хозяйка: Хочу теперь узнать, знакома ли вам мудрость народная. Посмотрите на эти горы. Расставьте их от самой низкой до самой высокой и мы сможем прочитать пословицу.

    Дети выполняют задание и читают пословицу: «На чужой стороне и весна не красна)

    Как вы понимаете эту пословицу? (объяснения детей)

    Хозяйка: На прощанье я подарю вам моих верных слуг – ящерок. Если хотите подружиться, прочитайте написанные на них слова. (солнце, мир, река, радость и т.п.)

    Воспитатель: Дорогая Хозяйка медной горы, дети хотят прочитать тебе стихотворение Л.Татьяничевой «Гордое имя – Урал». (дети рассказывают стихотворение по цепочке)

    Найдешь ли прекрасней Уральского края?

    Здесь горные реки в ущельях играют,

    Здесь горы в зеленых лохматых уборах,

    Прозрачные воды шумят на озерах.

    Здесь золотом, хлебом богата земля.

    Кругом самоцветы, железо, руда.

    Живут здесь умельцы - мастеровые,

    Из камня цветы вырезают живые.

    Слова здесь не ценят, а ценят дела,

    Чтоб дружбою крепла Уральцев семья.

    Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

    Рябинка листвою тихонько качает.

    Любимый, Любимый, Любимый Урал!

    Недаром ты гордостью Родины стал.

    Хозяйка: Спасибо вам, порадовали меня сегодня. А мне пора возвращаться в свой сказ. До, свидания, до новых встреч.

    Воспитатель: Наше занятие, посвященное родному Уральскому краю, подошло к концу, До новых встреч!

    Конспект занятия «Путешествие по улицам родного города»

    Программное содержание:

    1. Закрепить знания детей о работниках детского сада
    2. Познакомить с улицами города (своего микрорайона)
    3. Воспитывать любовь к родному городу
    4. Развивать коммуникативные навыки детей, содействовать сплочению детского коллектива

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением города, беседа о том, какие улицы в микрорайоне есть, чтение стихов о Перми

    Оборудование: репродукции картин, фотографии работников детского сада и улиц города, цветные и простые карандаши, альбомные листы

    Ход занятия:

    1. Сообщение

    Воспитатель показывает детям конверт.

    Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо. Давайте его прочитаем.

    Пермский край

    Город Пермь

    Улица Студенческая, 7

    Детский сад № 161

    Детям старшей группы №5

    Внимание, внимание!

    В городе Перми среди детей детских садов объявляется конкурс детских работ «Город мой любимейший на свете».

    Расскажите о себе, о детском себе. О своем городе и верьте в вашу победу!

    Вы желаете принять участие в конкурсе? (да)

    2.Игра «Я люблю, когда меня называют…»

    Воспитатель: давайте немного расскажем о себе. Скажите, как вы хотите, чтобы вас называли. (дети называют свои имена)

    Скажите, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?  ( Елена Сергеевна, Мария Александровна и т.д.)

    3.Игра «Кто кем работает в детском саду?»

    Воспитатель: Ребята, давайте расскажем о своем детском саде. Возьмите по одной фотографии и назовите, кто на ней изображен и кем работает.

    (дети берут фотографии со стола и рассказывают о работниках детского сада)

    Молодцы! Хорошо знаете тех, кто о вас заботиться в детском саду. А знаете ли вы как называется город, в котором вы живете? (это город Пермь) А давайте вспомним и назовем улицы на которых вы живете (Студенческая, Макаренко, Тургенева, Крупская, бульвар Гагарина, Уинская, Юрша и т.д. Дети рассказывают об улице, на которой они живут. Почему она так называется. Если они затрудняются ответить, воспитатель помогает и говорит, что многие улицы названы в честь великих людей.)

    4. Игра «Узнай и назови»

    Воспитатель: ребята, посмотрите на фотографии. Какие достопримечательности и общественные места нашего города вам известны. Какие улицы нашего города вы знаете.

    (представлены фотографии, на которых изображены: драматический театр, кукольный театр, театр оперы и балета, театр юного зрителя, планетарий, цирк, памятник Н.Г. Славянову, «Пермская ярмарка», школа, здание городской думы, железнодорожный вокзал, речной вокзал, автовокзал, аэропорт и т.д.)

    5. Психогимнастика 

    Дети встают в круг

    Воспитатель: Еще недавно были холода, да и сейчас еще мокро и неуютно, а в нашей группе всегда тепло. Я предаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Передайте свою улыбку, тепло и пожатие вашему соседу. Сожмите ваши руки, подойдите ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, как стало тепло! Вы согрелись? Мы с вами стали ближе друг к другу, дружнее.

    6. Рассматривание иллюстраций и фотографий.

    Воспитатель: мы рассказали о том, какие улицы есть в нашем городе, почему они так называются, о достопримечательностях и любимых местах. А сейчас посмотрите на доску.

    Нашему городу уже много лет. Посмотрите, каким наш город был много лет назад. --Он похож на наш современный город? (нет)

    -Чем отличается старый город от современного города? (ответы детей)

    - Посмотрите, ребята, на эту картину. Перед вами изображение старого железнодорожного вокзала. Похож он на современный вокзал? (не совсем, нет)

    - Скажите, а в наше время есть такие паровозы? (нет)

    - Город строился, разрастался и появилась необходимость в постройке нового вокзала, отвечающего требованиям современного города. Вот так выглядит наш современный железнодорожный вокзал

    - Ребята, а это место вам знакомо? Правильно – это Дом советов

    - А на этой фотографии – старый цирк. Посмотрите, какой он был. И какой стал

    - А на этой фотографии – «Пермская ярмарка» и прекрасный парк. Давайте и мы с вами представим, что пришли в парк.

    7. Психогимнастика

    Напряжение. Ребята, мы с вами очутились на полянке, где играют зайчики. Зайчики встали в круг. Сжали кулачки, напрягли указательные пальчики и забил в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Расслаблено. А теперь зайчики расслабили кулачки и пальчики, отдохнули.

    8. Рисование « Город мой любимейший на свете»

    Воспитатель: А теперь представьте, что вы художники. Вспомните все, о чем мы сегодня говорили и нарисуйте это на альбомных листах.

    ( дети рисуют под песню « Пермь – милый город мой»)

    9. Подведение итогов.

    Воспитатель: А теперь расскажите, что вы нарисовали.

    ( дети рассказывают о своих рисунках.)

    За участие в конкурсе вам прислали конфеты. Все угощайтесь. Наше занятие окончено.

    Конспект физкультурного досуга «Чудо дерево»

    Программное содержание:

    1. Воспитывать любовь к родному городу, краю, родной природе
    2. Закреплять умение ориентироваться на местности, знания осенних примет, правил поведения в лесу
    3. Упражнять в ходьбе и беге, прыжках
    4. Воспитывать выносливость, чувство коллективизма, взаимопомощи

    Оборудование:

    1. Карта – схема маршрута
    2. Рюкзаки
    3. «волшебные листья»
    4. 2 ложки, 2 яйца, 2 обруча, платок, палочки по количеству детей
    5. Костюм Бабы Яги

    Предварительная работа:

    Совместное составление плана – маршрута от детского сада до парка; знакомство детей с ближайшими к детскому саду улицами, их историей; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок; разговор об осенних приметах, правилах поведения в лесу в разное время года; заучивание стихов об Урале, городе Перми; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок от  осени.

    Ход занятия:

    (время проведения – осень. Парк расположен недалеко от детского сада, возле «Пермской ярмарки».)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали! Сколько разноцветных листьев, целый ковер. Давайте соберем с вами прекрасный букет из разноцветных листьев, а потом украсим нашу группу.

    ( дети собирают листья, среди них находят один с самодельным текстом)

    Посмотрите, ребята, какой необычный листочек мы нашли. Здесь что-то написано, давайте прочитаем.

    В осеннем Пермском парке

    Полным – полно чудес:

    Есть спелая рябина,

    И шиповник, и малина.

    Ну а если потрудиться

    Можно к дереву прийти

    И на нем себе найти

    Все, что нужно для души.

    Вот хорошо бы такое дерево найти, тогда все бы наши желания исполнились. Где надо искать такое чудо – дерево? ( ответы детей - в лесу, в парке и т.д.)

    Воспитатель: А чтобы не сбиться в пути, что нужно…? (ответы детей – компас, карта маршрута, рюкзаки с продуктами, проводник и т.д.)

    Правильно, схема маршрута, а еще рюкзаки с продуктами, проводник.

    Воспитатель: Вот хотели с вами отправиться на поиски чудо – дерева, да не знаем в какую сторону идти. Что же нам делать? (предложения детей)

    Правильно, давайте еще раз поищем на полянке «волшебные листья», вдруг на одном из них и будет указан маршрут, направление.

    (дети еще раз обходят полянку и находят рюкзаки и схему маршрута, нарисованную на осеннем листочке.  Рассмотрев внимательно схему, определяют куда идти).

    Воспитатель: Ну вот мы готовы отправиться в путь. А по дороге мы с вами будем любоваться прекрасными зданиями нашего города.

    ( идут на полянку в парк, по дороге вспоминают названия улиц, рассматривают знакомые здания и жилые дома, любуются издали парком отдыха, который находится недалеко от «Пермской ярмарки», которую посещают жители и гости города)

    Воспитатель: Ну вот, мы с вами пришли в парк. Давайте рассаживайтесь на бревнах, отдыхайте, любуйтесь природой.

    ( на поляну вбегает Баба Яга)

    Баба Яга: Кто вы такие и чего тут делаете?

    Дети: Мы ищем в парке «Чудо дерево»

    Баба Яга: Ишь, чего захотели, не так просто его найти, не всем дерево попадается на пути, надо много чего знать, а я не уверена, что вы все знаете. Не пущу вас дальше в лес! В лесу много жителей, да и растений самых различных, еще навредите кому-нибудь. Чтобы по лесу ходить, надо правила знать, как вести себя, что можно делать, а что нельзя. Вот вы знаете правила поведения в лесу?

    Дети: знаем. В лесу нельзя шуметь, громко слушать музыку, рвать растения, пинать грибы, разрушать гнезда, разжигать костры без присмотра взрослых и т.д.

    Баба Яга: Ну хорошо, все правила назвали, а осенние приметы назвать можете?

    ( дети рассказывают об Уральской осени: ее приметах, особенностях.)

    Баба Яга: Все равно не пущу, пока не узнаю, что вы дружные: помогаете друг другу, не обижаетесь на тех, кто выигрывает. Поэтому для вас я приготовила Игры – соревнования.

    Игры – соревнования: «Перенеси картошку в ложке», «12 палочек», «Золотые ворота», «Дружный обруч», «Жмурки»

    Баба Яга: Молодцы, дружно играли, много знаете, любите свой лес. Порадовали меня, покажу я вам дорогу к волшебному дереву. Куда рукой покажу, туда смело стройте дорожку (Игра «Кочки – дорожки»)

    ( Баба Яга уходит, дети с воспитателем, ориентируясь на стрелки на деревьях, находят дерево, увешенное подарками, играют)

    Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путь, обратно в детский сад.  Давайте скажем спасибо «Чудо дереву», скажем до свиданья парку, а вечером расскажем о своем приключении нашим мамам и папам, а еще нарисуем то, что увидели сегодня и чего узнали.

    (дети оправляются обратно в детский сад.)

    Конспект спортивного праздника « Край родной – земля уральская»

    Программное содержание:

    1. Продолжать знакомить детей со своим родным краем
    2. Закрепить знания о том, чем отличается зима уральская от южной зимы
    3. Закрепить знания о том, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки, какие прикамские поэты воспевают в своих стихах уральскую зиму.

    Ход занятия:

    ( дети выходят на спортивную площадку, их встречает Зима)

    Зима: Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Слышала я, что любите вы      свой Урал, хорошо знаете свой край. Может быть я ошиблась, попала не туда?

    Скажите, как называется улица, на которой находится ваш детский сад?

    (Студенческая). А как называется ваш город? (Пермь). А знаете ли вы, как

    называется край, в котором вы живете? (Пермский край, Прикамье, Урал)

    Правильно, Урал. Об Урале, уральской зиме прикамскими поэтами сложены

    прекрасные стихи.

    Привет тебе, мой край родной,

    С твоими темными лесами,

    С твоей великою рекой

    И неоглядными полями.

    Привет тебе, народ родимый,

    Герой труда неутомимый.

    Среди зимы и в летний зной,

    Привет тебе, мой край родной!

    Зима: А вы хотите отправиться со мной в путешествие по уральскому зимнему лесу? Тогда в путь.

    Идем не спотыкаемся,

    Сугробов не боимся.

    Какая красивая уральская зима, а деревья в теплых шубах, в высоких снежных

    шапках, земля укрыта от мороза пуховым одеялом. Чуть – чуть зазевался и

    провалился в сугроб. Выше ноги поднимайте, внимательно смотрите, куда ставите

    ноги – не провалитесь в глубокий снег. А здесь тропинка узкая – пойдем боком, а

    здесь надо пригнуться, чтобы снег с веток не нападал на шубы и шапки. В лесу тихо,

    тихо. Зимний лес спит до весны.

    Теперь же березы стоят

    В февральских заснеженных дремах.

    Да воет метель в буреломах.

                    А.Никитин «Березы»

    Вышли мы на широкую тропинку, можно и пробежаться. Хорошо в зимнем лесу, как приятно подышать морозным свежим воздухом. Пройдем еще по дорожке и послушаем, как скрипит снег под ногами.

    Расскажите мне, что вам нравится зимой?

    Хоровод «Что нам нравится зимой»

    А вот и снежинки собрались в кружок. «Танец снежинок.»

    Еще не сдается,

    Беснуется север.

    И лежит в сугробах

    Лесной мой Урал

                                                            Никольский «Уральские ели»

    Зима: Ух, какой сильный ветер подул. Разлетелись снежинки по полянке. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. Ветер стих, снежинки опускаются на землю.

    Появляется Мороз Иванович.

    Мороз Иванович: Здравствуйте, дети! Ну что, замерзли? Да, крепки уральские

    морозы. А еще уральская зима отличается от зимы южной. А чем?  Расскажите мне.

    (дети отвечают, чем южная зима отличается от уральской)

    Мороз Иванович: Вы мороза не боитесь? Берегитесь, берегитесь! До кого

    дотронусь, заморожу не шутя.

    Игра «Мороз – красный нос»

    Мороз Иванович: Ну молодцы, ребята, сразу видно – уральцы, закаленный народ.

    А сколько снега выпало! Много. А вы знаете, какая самая любимая игра была у

    ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?

    Игра  «Снежки»

    Мороз Иванович: Подбирайте-ка скорее мои белые снежки, да в Мороза бросайте, покажите, какие вы ловкие. ( дети бросают снежки в Мороза)

    Мороз Иванович: Ух, закидали, ух, забросали! А еще ваши дедушки и бабушки любили на санках, коньках и лыжах кататься да соревноваться. А посоревнуемся?

    Соревнования на санках:

    1. «Кто быстрее между флажков проведет «Санки»
    2. «Очисти дорогу» ( перевозят кубики на санках)
    3. «Провези снежки и попади в цель» ( корзины для метания стоят на разном расстоянии)
    4. «Кто быстрей доедет до флажка»

    Зима и Мороз Иванович хвалят детей, вручают им медали

    Зима: У ваших бабушек и дедушек была еще одна любимая игра:

    Ты, Мороз, глаза не открывай,

    С нами в жмурки поиграй.

    Игра «Жмурки»

    Мороз Иванович: Перед тем, как попрощаться, должен, дети, вам признаться. У меня сюрприз для вас. Отгадайте – ка загадку:

    Круглолица, краснощека,

    В ярком праздничном платке,

    В красном сарафане,

    С корзиночкой в руке.

    Появляется Матрешка.

    Матрешка:  Продаю! Продаю!

    Зима: Матрешка, что ты продаешь?

    Матрешка: Сладости.

    Зима: У нас денег нет.

    Матрешка: Ну, тогда отвечайте на мои вопросы: Как называют уральскую зиму? Зима на Урале – это хорошо или плохо?  (дети отвечают на вопросы)

    Матрешка: Молодцы! Можно вас угостить и на русской тройке прокатить.

    Зима: Кончается время волшебных минут,

                    Меня уже вьюги в дорогу зовут.

                    Туда, где повсюду снега да снега,

                    Где вьются метели и свищет пурга.

    Мороз Иванович: Праздник веселый удался на славу!

                                    Мы, думаем, всем он пришелся по нраву!

    Зима: Пойду в другие детские сады и расскажу о вас, ребята, о том, что вы любите и знаете свой родной край.

    Матрешка, Зима и Мороз прощаются и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

    Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

    Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

    Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...

    Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

    На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...

    Спортивно-патриотическое развлечение на воздухе «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста

    Спортивно-патриотическое развлечение "Зарница" проводится по территории детского сада.Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и патриотического воспитания ...

    Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Первые чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства – это то, что не...