Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) по теме

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

 

Детство –  это каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

      Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества».

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

  • особенности дошкольного возраста;
  • многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
  • отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

 Исходя из актуальности этого направления, в нашем детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.

   Целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  • закреплять духовно-нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к  природе, культуре и традициям родного края;
  • развивать представление о России как о Родине. 

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на  3 тематических блока, которые очень взаимосвязаны.

  1. Блок  «Я и моя семья» - Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим друзьям в детском саду. 

    В этом блоке за последнее время была проведена следующая работа: совместное с родителями изготовление стенда, посвященного 70летию Великой победы в ВОВ «Без прошлого нет будущего», непосредственно-образовательная деятельность «Подарок ветеранам» (прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням), постановка спектакля по сказке А.С.Пушкина «Золотая рыбка», экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.

2. Блок «Малая Родина» - Расширение представлений у дошкольников о родном городе, области, природе родного края, воспитывает у детей любовь к Малой Родине. Акция «Зеленая Россия 2015», НОД «С чего начинается Родина?», изготовление альбома «Мой Исилькуль».

3. Блок «Россия» - Знакомство детей с Россией, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку. Беседы, родительские часы, экскурсии в краеведческий музей и библиотеку.

В преддверии знаменательной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне  для ознакомления детей дошкольного возраста с героическим прошлым нашей страны был создан проект.

Этот проект   предполагает привлечение детей и родителей к совместной деятельности и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы).

       Результативность: 1. У детей появился интерес к изучению культуры родного края. 2. Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства. 3. Пополнились знания о культурных событиях родного города, края и значимости для России. 4.Расширились знания о традициях, достопримечательностях и лучших людях нашего города. 5. Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт родного края

 Чувство патриотизма начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 Все мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу. Патриотизм, чувство гордости за свою Родину необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. 

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме.

Библиографический список.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,  2005. – 256 с.

2. Белоногова Г.  Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова  // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 82 - 92

3. Буре Р.С., Воспитатель и  дети. / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М., 1985.

4. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А.Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство -пресс», 2010. – 192 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1991.

6. Виноградова Н.Ф.  Наша Родина /  Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 1984. – 303 с.

7. Герасимова З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 60 - 68.

9. Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно – методическое пособие. – М.: Ижица, 2004. – 92 с.

10. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – М., 1980.

11. Козлова А. В.  Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова,  Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера,  2004. – 112 с.

13. Коломийченко  Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. –Пермь, 2002. – 115 с.

14. Комратова Н.Г.  Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007.

15. Кондрыкинская  Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2004. – С. 154 – 163.

16. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников /  О.Л.  Князева, М.Д.  Маханева. – Н. Новгород, 1997. – 263 с.

17. Крупская Н.К. «Избранные педагогические произведения» - М.:Просвещение, 1965. –  С. 247 - 275


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (рассчитан для детей старшего дошкольного возраста)

   Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

Методическая разработка нравственно-патриотического проекта «Мы помним! Мы гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка нравственно-патриотического проекта «Мы помним! Мы гордимся!» для детей старшего дошкольного возраста...