Особенности организации в дошкольном образовательном учреждении физкультурно-оздоровительной работы с детьми с системными нарушениями речи
статья по теме

Лазько Александра Валериевна

Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, следовательно,  под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной  системой.  

      В этой связи в основе работы  с детьми с системными нарушениями речи основополагающим должен быть принцип комплексности коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию,  педагога-психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности организации в дошкольном образовательном учреждении физкультурно-оздоровительной работы с детьми  с системными нарушениями речи

Томашвили Е.А., Лазько А.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»

                                      Здоровье детей – богатство нации;

                                                    этот тезис не утратит актуальности во все времена,

 а сегодня он не просто  актуален, он является основным

                                 с учётом современной действительности ...

     К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Однако у ребёнка-дошкольника, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

      Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, следовательно,  под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной  системой.  

      В этой связи в основе работы  с детьми с системными нарушениями речи основополагающим должен быть принцип комплексности коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию,  педагога-психолога. Однако в современной практике отсутствует система интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения, хотя необходимость   углубленного исследования данной проблемы совершенно очевидна и вызывается рядом обстоятельств. Важнейшим из них является тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, имеющиеся программы по физическому воспитанию и предлагаемые методики с акцентом на использование средств и методов адаптивной физической культуры, используемые в группах общеразвивающей направленности, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с нарушениями речи.  

      На протяжении ряда лет нами создавалась система работы  в  группах детей с системными нарушениями речи, основополагающим принципом которой является комплексность коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы, и  представляет собой взаимодействие  специалистов ДОУ.

      Так, физкультурно-оздоровительные мероприятия, непременно с нагрузкой по группам здоровья, проводятся регулярно инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями и способствуют снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивают уверенность в своих силах, в своей причастности к общему делу.

      В физкультурно-оздоровительных мероприятиях используются разнообразные виды движений: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослыми или сверстниками деятельности в сложноорганизованном физическом пространстве. Всё это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно.

      Таким образом, детям предлагается насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность – потребность в движении и снизить заболеваемость.  

      Сегодняшний досуг детей с системными нарушениями в развитии является однообразным, в нем преобладают пассивные формы проведения свободного времени. Это объясняется отсутствием у них определенных знаний и умений. Физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма аномальных детей. Особенно актуальными задачами является привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Родители, в первую очередь, должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе специалистов и родителей.

      В процессе занятий физической культурой многие дефекты моторики и физической подготовленности сглаживаются, но, тем не менее, они являются серьезным препятствием в овладении детьми бытовыми, школьными и трудовыми навыками. Поэтому  уже в начале обучения мы обеспечиваем работу по усовершенствованию самых простых движений, осуществляем контроль над ними, т.к. исправлять недостатки труднее, чем давать правильное направление в развитии движений. Очень важно чтобы все навыки и умения формировались на основе правильных элементарных движений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним движения, но более простого, Начальное разучивание движений надо вести в медленном темпе, чтобы проследить, какие  ошибки допускают дети, и своевременно попытаться их устранить.

      Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Принципы и приемы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонений в развитии   должны опираться на учет сензитивных периодов развития каждой психической функции и разных видов деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...

"Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога"

Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и  семьи и роли педагога-психолога в образовательном процессе.  Усиление воспитательной функции дошкольного учреждения, а также и...

«Опыт работы по использованию мини- тренингов, как технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но , как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять дру...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет и дает описание направлений работы по ранней профориент...

Опыт работы "Дистанционные встречи как нетрадиционная форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективног...