Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Брюханова Мария Александровна

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Ключевые слова: взаимодействие, формы взаимодействия, активная речь, развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vzaimodeystviya_dou_i_semi.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Брюханова,

Воспитатель МБДОУ № 92

Г. Курган.

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Ключевые слова: взаимодействие, формы взаимодействия, активная речь, развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В Концепции дошкольного воспитания акцентировано внимание на следующем положении: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».

Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников - это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов речевого развития, раскрытие возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Также в условиях семьи должна быть создана речевая среда, которая поддерживает усилия педагогов и благоприятно влияет на развитие речи детей. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.

Взаимодействие с семьей по развитию активной речи у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным если будет осуществляться повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах образовательного взаимодействия с семьей.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями.

Взаимодействие с семьей по развитию активной речи у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании активных форм взаимодействия с семьей по вопросам развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.

Основными задачами построения стратегий взаимодействия с родителями являются:

- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, предусматривающей обучение взрослых общению с детьми в игровой форме, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействия;

- создание в ДОУ и семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей. Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе нужно убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам развития  активной речи детей младшего дошкольного возраста - это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Выстраивая взаимодействие с родителями, нужно развивать и использовать традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, нужно исходить из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.

Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.

Библиографический список:

  1. Благодатская О.В. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей. /О.В. Благодатская//Дошкольная педагогика. - №4. – 2007. - С. . 51-54
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.11.2009) «Об образовании».
  3. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение. - 1989. – № 5. – С. 10-23.
  4. Петрушенко Н.А., Детский сад и семья. – взаимодействие и сотрудничество. /Н.А. Петрушенко, Н.Е. Зенченко// Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 9. - С. 34 - 37.
  5. Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста. /Г.А. Тютрина//Логопед. - 2008. - №2. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам здоровьесбережения»

Помещаемый материал раскрывает следующие вопросы взаимодействия дошкольного образовательного учрежнения и семьи:принципы и формы взаимодействия ДОУ и семьи;приемы эффективного взаимодействия педагога ...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в  духовно - нравственном воспитании детей...