ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»
методическая разработка по теме

Панфилова Валентина Александровна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5

Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педсовет в форме брейн-ринга40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5

Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»

План проведения.

1. Анализ результатов тематической проверки «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников».

2. Анкетирование родителей «Игровая деятельность детей».

3.Анкетирование воспитателей «Развитие игровой деятельности детей».

4. Взаимопосещения: сюжетно-ролевые игры детей.

5. Брейн-ринг  «Игра – дело серьезное».

6. Выработка решений педсовета.

ХОД:

Вступительное слово старшего воспитателя В.А. Панфиловой.

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

- В игре ребенок развивается духовно.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для возникновения и развития игр.

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

По второму вопросу старший воспитатель Панфилова В.А. познакомила педагогов с результатами анкетирования родителей «Игровая деятельность детей».

 

Третьим вопросом старший воспитатель Панфилова В.А. подвела итоги анкетирования педагогов по теме «Развитие игровой деятельности детей».

Четвертый вопрос: отчеты воспитателей по взаимопосещениям сюжетно-ролевых игр детей по возрастным группам.

Пятый вопрос. Брейн-ринг  «Игра – дело серьезное».

Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ: Программа «Детство» предполагает:

- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

- учет половых особенностей и предпочтений детей;

- направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;

- стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?

Ответ: Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности. Она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?

Ответ: Нет, не надо; даже, если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию… а какую – скажем позже.

Вопрос 7: Назвать по группам:

- Игрушки, моделирующие семейные отношения.

Ответ: куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расческа и т.д.

- Игрушки, моделирующие отношения вне дома.

Ответ: дикие и домашние животные, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом взрослых (парикмахерская, больница и др.).

- Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний.

Ответ: военизированные игрушки, подушки различных размеров, надувные мячи, боксерская груша и перчатки, головные уборы, старые газеты и др.

Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

Ответ: Все свободное время.

Вопрос 9: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?

Ответ: Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 10: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ: Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.

Выработка решений педсовета.

  1. Подготовить памятку для родителей по выбору игрушек для детей.
  2. Памятка для педагогов:

Условия успешного руководства игрой:

  1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

  1. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
  2. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, созданному ребенком образу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная работа на тему: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни

Выпускная работа.Курс: Актуальные проблемы детской игры в теории и практике дошкольного воспитания.Тема: А. П. Усова об игре как форме организации детской жизни....

Педагогический совет «Игра-форма организации детской жизни»

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. В ней содержатся все структурные элементы (части),...

Консультация для родителей "Игра, как форма организации детской жизни в ДОУ"

Консультация для родителей "Игра, как форма организации детской жизни в ДОУ"...