Блок нравственно-патриотических занятий "Доброе сердечко"
методическая разработка на тему

Чукадина Надежда Геннадьевна

Модель поэтапного познания нравственно-патриотических отношений отражающая последовательное изучение шести этапов и в завершении последних этапов изучения преобразующая в эмблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Блок I  «Дружба»                                                                                 Занятие №1

Цель: занятия по данной теме призваны формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснить свои суждения.

Предварительная работа: Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения, коммуникабельности; выяснение места каждого ребенка в группе.

Беседа «Что такое дружба»

   Ход беседы: Дети, взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит «дружить». Вспомните, кто, как дружит в детском саду или дома, Что делает, чтобы дружба была хорошая.

    Выслушиваю и поощряю правильные ответы детей. Если кто-нибудь ошибается, прошу подумать еще или обращаюсь к другому ребенку: «А как ты думаешь?» Многие дети правильно рассказывают, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. (Для примера напоминаю высказывания некоторых детей, дополняю их сама.)

Тот, кто хорошо дружит, — не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не жалуется воспитателю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

     Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья: «Три девочки — Ира, Зина и Лена — дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и говорила: «Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем, Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы вечером починить коробку». Зина стояла в стороне и говорила: Всегда ты, Ирочка, все ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне. В чем теперь корм хранить?»

Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? Почему? Как поступают настоящие друзья?»

    В заключение беседы вместе с детьми встаём полукругом. Читаю отрывок из стихотворения И. Моднина «Давайте дружить», а дети сопровождают моё чтение жестами и движениями:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица — с небом,

Как травы — с лугом,

Как ветер — с морем,

Поля — с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами...

Пальчиковая гимнастика "Дружат в группе девочки и мальчики"

1,2,3,4,5 -

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять —

1,2,3,4,5

Пальчики быстрые,

Хотя ... не очень чистые.

(На счет дети поочередно сгибают пальцы сначала на одной руке, потом - на другой.)

Ведущий: А теперь сложите ладошки.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Что у нас получилось? (Ответы детей.)

Две ладошки, друзья -

 

Просмотр презентации "Дружба"

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

(большие пальцы поднимают вверх)

 Синим морем поплыву.

Занятие №2

Песочная аппликация "Дерево дружбы"

Цель: Дать понять детям, что дружба сильна дружескими отношениями к сверстникам.

Предварительная работа: просмотр презентации дружба, рассматривание с детьми дерева без корней и деревьев крепко стоящих, которые растут на участке детского сада

Вопросы к детям:

Почему макет дерева не стоит, а падает?

Чего у него не хватает?

Сможет ли дерево расти без корней?

  Читаю детям пословицу:"Дерево сильно корнями, а человек - друзьями", а затем раздаю контурные изображения деревьев без корней. Прошу детей раскрасить деревья и подрисовать столько корней, сколько друзей имеет ребёнок. Свой контур дерева дети засыпают окрашенным песком в коричневый цвет и самостоятельно подрисовывают песком несколько корешков к дереву. Во время занятия присутствует фоновое музыкальное сопровождение.

Итог: По  окончании занятия детям предлагаю обсудить, как чувствует себя дерево, у которого мало корней и проводится краткая беседа, в ходе которой напоминаю детям пословицу, что "дерево сильно корнями, а человек - друзьями".

Блок II  «Взаимопомощь»                                                                                                    Занятие №1

Цель: показать необходимость доброго общения и взаимопомощи,  пояснить, что добрые поступки  помогают жить добру в людях.

Чтение рассказа Л. Толстого. «Два товарища»

Обсуждение прочитанного рассказа

- Почему мальчик бросил своего товарища?

- Крепкой ли была дружба у мальчиков?

- Как бы ты поступил?

- Должны ли друзья помогать друг другу?

Чтение и инсценировка сказки «Репка»

Цель:  Показать на примере сказочных героев о дружбе и взаимопомощи друзей

Ход занятия: Ребята сегодня у нас будет работать театральная студия, и мы с вами превращаемся в артистов.

Предлагаю детям выбрать роли, и взяв нужный костюм, подготовиться к театрализации сказки.

Инсценировка сказки "Репка"

Обсуждение: Понравилась вам сказка? Смог бы дедушка один вытащить репку? Кто помог дедушке вытянуть репку? Помогали все вместе, а как еще можно сказать..... (дружно). Правильно! Дружба помогла героям сказки. А значит смело можно сказать что дружба всё побеждает!

Занятие №2

Песочная аппликация  "Репка"

Творческое задание: На подготовленный заранее контур рисунка "Репка» нанести тонкой кистью клей, окрасить мелкие детали выбранным цветным песком, а затем приступить крупным деталям. Завершив работу дать рисунку подсохнуть и закрепить поделку лаком.

Итог занятия: краткая беседа о проделанной работе.

Блок III  «Культура поведения»                                                                                        Занятие №1

                                       

Цель: Дать понять детям, что культурный человек, он не только знает правила поведения, но всегда их выполняет.

Сюрпризный момент: (звучит фонограмма пения птиц, появляется сова)

Воспитатель: "Ребята к нам на занятие прилетела сова - умная голова. Она принесла вам сказку. Ну что это за сказка я не знаю".

Сова:  "Все мамы хотят, чтобы дети их были воспитанные, послушные, вежливые. А вы вежливые? Я расскажу вам про одного мишку, послушайте"

Сова рассказывает отрывок из сказки А.Барто.

Сыночек дисциплины совсем не признаёт

Нашёл он мёд пчелиный и грязной лапой в мёд!

Ужасно он воспитан

Всю ночь ревёт, не спит он!

Он мать изводит просто

Тут разве хватит сил?

Пошёл сыночек в гости

Хозяйку укусил

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

Высказывания и обсуждение детей о невоспитанном мишке.

Знакомство с правилами культуры поведения, просмотр презентации "Вежливые слова - хорошие манеры"

Занятие №2

Песочная аппликация "Мишка»

Просмотр презентации: «Вежливые слова, хорошие манеры»

Творческое задание:(звучит фонограмма леса) детям предлагается приступить к работе.  На подготовленный заранее контур рисунка "Мишки" нанести тонкой кистью клей, окрасить мелкие детали выбранным цветным песком, а затем приступить крупным деталям. Завершив работу дать рисунку подсохнуть и закрепить поделку лаком.

Итог занятия: краткая беседа о проделанной работе.

Блок IV  «Доброта»                                                                                                                Занятие №1

Цель: Дать детям представление о слове «доброта» и для чего она нужна.

Введение в тему:

Детям предлагается обсудить следующие вопросы:

-Каких людей называют добрыми?

-Зачем нужна доброта?

-Как вы думаете, быть добрыми могут только

люди?

Упражнение «Добрые люди»

   Дети встают в круг. Поочередно бросаю каждому из них мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет какого- либо доброго человека и объясняет, почему он

добрый. (Примерный ответ: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.)

   После того, как выскажутся все дети, прошу их попробовать перечислить всех добрых людей, о которых они рассказали.

-Как вы думаете, почему доброта необходима любой семье?

-Перечислите дела, которые доброта делает «с утра до вечера».

Игра «Подумаем о доброте»

Дети встают в круг. Выбирается водящий - «доброта». Предлагаю ему выйти из комнаты и подумать, что доброго он может сделать для кого-либо из детей.

По моему сигналу дети хором произносят: «Нашу дверь мы распахнем, доброту мы в гости ждем». Водящий заходит в комнату, берет одного из детей за руку, выводит в центр круга и говорит, что доброго он сможет для него сделать.

Затем водящий меняется, игра возобновляется.

Просмотр презентации "Доброта".

Итог: По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой напоминаю детям что:

-Доброта - это то, без чего мир не сможет существовать.

-Доброта украшает человека. Она важна в отношениях с другими людьми.

Творческое задание "Сердечко"

Выполняется техникой песочной аппликации.

Занятие №2

Просмотр презентации "Доброта"

Песочная аппликация «Доктор Айболит»

На подготовленный заранее контур рисунка "Доктор Айболит» нанести тонкой кистью клей, окрасить мелкие детали выбранным цветным песком, а затем приступить крупным деталям. Завершив работу дать рисунку подсохнуть и закрепить поделку лаком.

Итог занятия: беседа о выполненной работе.

Блок V  «Щедрость»                                                                                                            Занятие №1

Цель: Дать детям представление о щедрости.

Введение в тему:

Детям предлагаю обсудить следующие вопросы:

- Какого человека называют «щедрым»?

- Как щедрость помогает людям?

Чтение и обсуждение сказки:

«Чистая  бухточка»

    «Чистая бухточка» хранила в себе лучшие жемчужины моря, но всегда прятала их от людей. Во всех других бухтах моря люди добывали жемчуг, и только в «Чистой бухточке» никто не мог его найти.

    Если бухты отдавали людям слишком много жемчуга, море сердилось и поднимало шторм, и от этого вода в бухтах мутнела. И только в «Чистой бухточке» она оставалась прозрачной.

   - Ну и что! Море перестанет сердиться, вода вновь будет чистой, - говорили другие бухты. Зато мы щедро делимся с людьми, а ты скупая.

    «Бухточка» молчала и по-прежнему прятала раковины с жемчужинами в свои глубокие расщелины.

    Однажды на ее берег пришел человек и стал просить: «Подари мне только одну жемчужину. Моя дочурка очень больна, и мне нужны деньги на лекарства. Ловцы жемчуга не пускают меня в другие бухты».

    Сказав это, человек нырнул в воду и поплыл прямо к тому месту, где «Бухточка»  хранила самую прекрасную жемчужину. И вдруг «Бухточка» сама подтолкнула ее навстречу человеку.

«Что я наделала? Теперь море рассердится, и моя вода станет мутной», - испугалась «Чистая бухточка», но тут послышался ласковый голос:

- Эта жемчужина спасет жизнь девочки. Ты поступила правильно, и от этого твоя вода станет еще чище!

-Почему «Чистая бухточка» отдала свою жемчужину?

-Как вы думаете, щедрое ли море?

-Понравилось ли «Бухточке» быть щедрой? Почему вы так думаете?

-Сложно ли быть щедрым? Почему?

Динамическая пауза «Собиратели жемчуга»

   Делю детей на две-три команды, выдаю каждой из них по коробке, рассыпаю по комнате бусины и говорю: «Представьте, что вы собиратели жемчуга. Пока море спокойное, вам нужно собрать как можно больше жемчужин. Когда услышите слово “Шторм!”, сбор жемчуга прекратите».

Выигрывает команда, которая за время проведения упражнения соберет большее количество бусин.

Чтение и обсуждение стихотворения

«Кто самый щедрый?»

Кто на свете щедрый самый?

Ну конечно, это мама.

Все отдать, готова детям -

Нет щедрей ее на свете.

Когда вырасту большой,

Стану в точности такой.

Буду я дарить конфетки

И игрушки своим деткам.

Я им вкусный торт куплю,

Я сама его люблю.

В праздники и воскресенья

Буду печь для них печенье.

Подарю я им щенка,

Попугая, хомячка

И в придачу двух котят:

Дети их всегда хотят.

Жаль, что мне всего пять лет,

У меня детишек нет,

Куклу балую свою

Её подарочки дарю.

-Расскажите о щедрости своей мамы.

Кого ещё вы считаете щедрым? Почему?

Всегда ли делитесь с друзьями игрушками и сладостями?

Упражнение «Учимся делиться»

   Читаю детям пословицу: «Дели все пополам, хоть и голоден сам ».

Дети встают в круг со словами:  «Вот посылка для друзей, передай ее скорей» дети передают друг другу сверток, состоящий из нескольких бумаг, в которые завернуто что- либо съедобное, например: конфеты, апельсин, шоколадка и т.д. Каждый из участников снимает с «посылки» один лист бумаги и передает её дальше. Ребенку, развернувшему сверток последним, нужно поделить посылку между остальными участниками.

Итог:

По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой я напоминаю детям, что щедрый человек всегда вовремя заметит, что кому-то нужна его помощь; щедрый человек делиться с другими и ничего не требует взамен; щедрые поступки помогают людям стать добрее.

Занятие №2

Песочная аппликация "Дед Мороз"

Творческое задание: (звучит фоном песня М.Плецковского  «Если добр ты»)

  Дети приступают к выполнению работы. На подготовленный заранее контур рисунка "Дед мороз" нанести тонкой кистью клей, окрасить мелкие детали выбранным цветным песком, а затем приступить крупным деталям. Завершив работу дать рисунку подсохнуть и закрепить поделку лаком.

Итог занятия: краткая беседа о выполненной работе.

Блок VI  «Любовь к Родине»                                                                                                Занятие №1

Цель: Дать понятие детям, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье. К своему дому, к своему краю.

Введение в тему:

Детям предлагается обсудить следующие вопросы:

-Что такое Родина?

-Нужно ли заботиться о Родине?

-Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?

Чтение и обсуждение стихотворения:

«Мой добрый дом»

Уютно в доме и тепло,

В нем много радости и шума,

Он не умеет быть угрюмым

Мне с нашим домом повезло.

По воскресеньям на площадках

Туда-сюда жильцы снуют,

Одни - выходят на зарядку,

Другие - песенки поют.

Играют папы вместе с нами,

А мамы пироги пекут

И угощают нас тортами -

Все в доме воскресенья ждут.

Весь день к соседям в гости ходим,

Давно мы с ними дружбу водим,

Улыбки, шутки дарим им -

Гордимся домом мы своим!

Но понедельник наступает,

И шумный дом наш замирает.

У всех забот полным-полно,

Но не грустит дом все равно.

В нем паши бабушки и деды

Для внуков стряпают обеды,

Квартиры моют, чинят что-то,

В нем каждый день кипит работа!

-Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

-Дружит ли ваша семья со своими соседями?

-Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

-О каком дворе мечтает ваш дом?

Наша прекрасная Земля

Чем богата ты, Земля?

У меня есть все: поля,

И леса, и гор вершины,

И цветущие долины,

Запах пашни ароматный,

Урожай пшеницы знатный.

Рек узор, простор морей

В кладовой храню своей.

Чтоб запомнить вы смогли

Все сокровища мои,

Я вам песенку спою

Обо всем, что вам дарю.

-Назовите сокровища Земли. Расскажите, почему они нужны людям.

-Как человек может отблагодарить родную землю за ее щедрость?

-Почему люди любят свою Родину?

Динамическая пауза «Щедрая земля»

   Дети встают в круг.

   Читаю стихотворение, сопровождая его движениями. Дети их повторяют.

Землю мы копали,

Семена сажали,

Щедро поливали,

Ягодки собрали.

Упражнение «Подумаем о Родине»

   Напротив меня дети встают в шеренгу.

Поочередно бросаю детям мяч, спрашиваю, в каком случае человек заботится о своей Родине, а в каком - нет:

-человек вернулся из леса с букетом ландышей;

- сажает возле дома деревья;

-подъехал на машине к озеру;

-отвез свою старую машину на специальную свалку;

-выбросил мусор в канаву возле дома;

-после отдыха в лесу закопал весь мусор и т.н.

   Если ребенок дает положительный ответ, он ловит мяч, если отрицательный - отбивает. В случае если остальные участники не согласны с мнением ребенка, упражнение следует остановить и предложить детям обсудить этот вопрос.

Итог:

   По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой напоминаю детям следующее:

-Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

-Каждый человек в ответе за место, в котором он живет.

-Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Дополнительное задание:

Песочная аппликация  - "Любимая Родина"

  Читаю детям пословицу: "Родина краше солнца, дороже золота", затем предлагаю обсудить, с чем ещё можно сравнить Родину. Например, Родина может быть: краше звезды, небес, радуги; дороже денег, машины, дворца и т.д.

   Затем предлагаю детям сделать аппликацию, с помощью окрашенного песка, дом, а вокруг него всё, что украшает землю. Предварительно нарисовав контур рисунка.

Итог: По окончании занятия проводится краткая беседа и просмотр презентации о родном крае.

Занятие №2

Песочная аппликация «Цветы»

Введение в тему:

Детям предлагается обсудить следующие вопросы:

-Что такое природа?

-Нуждается ли природа в нашей заботе и внимании? Почему?

-Что мы можем делать для того, чтобы сохранить природу?

Творческое задание «Мир природы»

   Показываю детям карточки с изображениями деревьев, зверей, птиц, насекомых, реки, моря, солнца и т.д.

   Дети рассказывают, какую пользу приносит людям тот или иной обитатель (объект) мира природы.

Физминутка

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

потягивание руки вверх

Над поляной дуб старинный,

Ветви в сторону раскинул.

потягивание руки в сторону

Приседаем, приседаем,

Ножки полностью сгибаем.

приседания

Чтобы мышцы упражнять

1-2-3-4-5

Творческое задание «Разговор цветов»

Распределяю детей на две группы. Одна из групп - это цветы, растущие на лугу, а другая - цветы, стоящие в вазе. Детям предлагаю придумать небольшой диалог о том, что чувствуют растущие и сорванные цветы.

Творческое задание «Песочная аппликация - Цветы»

Предлагаю детям выбрать интересный контур рисунка подготовленный заранее и выполнить рисунок техникой песочной аппликации.

Итог: По окончании занятия проводится краткая беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок занятий по "Нравственно-патриотическому воспитанию"

Планирование занятий по блоку "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в блоке совместной деятельности

Формирование любви к родному краю органично связана с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением ребенка, расширяющимся кругом представлений о ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...