Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в блоке совместной деятельности
материал (старшая группа) по теме

Формирование любви к родному краю органично связана с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением ребенка, расширяющимся кругом представлений о родной стране, ее людях. Сама жизнь побуждает маленького гражданина интересоваться явлениями современности, которые так или иначе связаны с историе страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных  детей.

Фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал - дошкольный возраст. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено  в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются  в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задачи педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем  человеке любовь к родной земле, с первых шагов  формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь  и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение  к армии, гордость за мужество воинов развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной  жизни.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателя о том, чтобы обучение было связано с детской деятельностью и практическими делами. Необходимо превратить  детей из зрителей  в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников. Особое внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять  на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения  к приоритетам любви к отечеству, что поможет сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые  сделают их более устойчивыми  к нежелательным влияниям научить их правилам общения и умению жить среди людей. Следует задуматься над  тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении, уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, преклонении перед памятью тех, кто отдал жизнь за Родину, оказании им посильной помощи. Поэтому особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Исходя из задач всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника, я разработала перспективное планирование по данной теме для детей 6-7 лет. Разнообразие форм работы поможет сформировать у дошкольников первые  чувства патриотизма.

Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

 - формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, стремление заботиться о них;

 - формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

 - формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, вызвать чувство гордости за свою страну и стремление сделать ее богаче и краше;

 - формирование чувства исторической сопричастности к Отечеству, интереса к его прошлому средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

 -  воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

 - воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенных ими;

 - воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

 - восстановление утраченных связей между поколениями;

Основные разделы и задачи

Раздел I «Мой город»

 - познакомить детей с историей города Липецка;

 - показать, что город, в котором они живут красив, современен;

 - рассказать о промышленных предприятиях, о продукции, которую они выпускают;

 - закрепить знания о родном районе Опытной станции (учреждения, которые находятся вблизи ДОУ);

 - познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей;

 - воспитывать чувство ответственности.

Раздел II «Мы - славяне»

 - познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, ее бытом и укладом жизни, первыми славянскими    поселениями и этимологией их названий;

 - показать национальный колорит праздников, обычаев и традиций Древней Руси;

 - прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков;

 - восхищаться мастерством человеческих рук.

Раздел III «Родная страна»

 - познакомить с географической картой России, показать, что Россия страна большая, богатая;

 - дать элементарные представления о символике страны;

 - рассказать, что наша страна – многонациональная, воспитывать чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

 - познакомить детей с людьми, прославившими нашу Родину;

 - вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории;

 - подвести детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты – Земля, и от людей зависти, какая жизнь будет на этой планете.

Раздел IV «Воинская слава России»

 - на конкретных примерах  рассказать детям о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;

 - формировать представление  о родах войск, о службе в армии в мирное время;

 - воспитывать в детях храбрость, доброту, дисциплинированность;

 - показать силу коллективизма;

 - вызвать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них;

 - обобщить и расширить знания детей об истории ВОВ, о городах-героях;

 - сформировать мнение о недопустимости повторения войн.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема: «Район, в котором мы живем»

Задачи: уточнить знания детей о районе Опытной станции; дать знания о достопримечательностях района.

Пути достижения цели:

  1. Целевая прогулка по улице Боевой проезд
  2. Экскурсия в институт рапса
  3. Д/и «От зерна до каравая», «Что из чего сделано?», «Радиоэфир»
  4. С/р игра «Путешествие на автобусе по району», «Селекционная лаборатория»
  5. Наблюдения за трудом взрослых по благоустройству района (уборка улиц, строительство храма Серафима Соровского)
  6. Рисование «Новые дома на улице Агрономической»
  7. Аппликация «Дома на нашей улице»
  8. Конструирование «Детская площадка»
  9. Чтение «Из истории района»

Тема: «Славяне – значит славный народ»

Задачи: в доступной для детей форме дать понятия слов «славяне» и «предки», познакомить с расселением славян и наиболее  известными племенами: полянами, дреговичами, древлянами, северянами, кривичами; воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание карты Древней Руси IX-XII в.в.
  2. Рассказывание по иллюстрациям к книге Н. Майоровой «Русская история»
  3. Моделирование портрета славянина и словесное описание с использованием старославянизмов
  4. Д/и «Древнерусская семья», «Какие мы?»
  5. Чтение: «Легенда об огоньке»; рус. нар. сказки «Снегурочка», «Садко»; Н. Майорова «Поляне,дреговичи, кривичи»
  6. Рисование «Иллюстрации к русским народным сказкам»

Тема: «Широка страна моя родная»

Задачи: дать детям начальные представления о местонахождении России на карте мира, глобусе; обогащать речь образными выразительными средствами (Родина, Русь, Отечество, Отчизна); воспитывать любовь к родной стране.

Пути достижения цели:

  1. Работа с картами мира и России
  2. Рассматривание репродукций картин русских художников о нашей стране и ее природе
  3. Общение «Что такое Родина?»
  4. Слушание аудиозаписей звуков природы (журчание воды, шум горной реки, плеск морских волн, шторм)
  5. Толкование пословиц и поговорок о Родине
  6. Чтение: М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны», А. Прокофьев «Родина», С. Есенин «Русь», З. Александрова «Родина»
  7. Д/и «Скажи иначе», «Телефон», «Путешествие по России»
  8. С/р игра «Путешествие с севера на юг»

Тема: «Богатыри русские»

Задачи: познакомить детей с подвигами защитников земли русской через былины; дать представление об одежде богатырей (шлем, кольчуга, щит, доспехи), оружии (булава, меч, лук); вызвать восхищение богатырями, желание подражать им.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» и рисунков И. Билибина к книге «Русские предания»
  2. Сбор коллекции солдатиков «Богатыри русские»
  3. Изготовление костюма богатыря (с помощью родителей)
  4. Чтение былин «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Святогор - богатырь»
  5. Д/и «Кому что нужно?»
  6. С/р «Богатыри»

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

4

5

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема: «Хлеб всему голова»

Задачи: познакомить детей с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание картинок с изображением орудий труда: серп, соха, борона, жернова, комбайн, трактор
  2. Экскурсия на ток ОПХ
  3. Общение: «Хлеб на нашем столе», «Кто выращивает хлеб»
  4. Беседа по репродукциям картин А. Васнецова «На пашне», А. Пластова «Сенокос» и «Жатва»
  5. Заучивание закличек «Падай, падай ,белый снег!» (снегозадержание), «Дождик, дождик, поливай»
  6. Чтение: р. н. с «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь»; Н. Некрасов «Несжатая полоса»; Н. Ляшенко «Вот какой каравай», «Как хлеб на стол пришел»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
  7.  Толкование пословиц: «худой обед, коли хлеба нет», «хлеба ни куска, так и стол доска»
  8. Драматизация сказки «Колосок»
  9. Д/и «Мельница», «От зерна до каравая», «Раньше и теперь»
  10. С/р «Булочная»
  11. Праздник «Золотая осень»
  12. Рисование «Хлебное поле»
  13. Лепка: пластина «Колосок»
  14. П/и «Каравай», «Пирог»

Тема: Москва – столица России

 Задачи: вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве; познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами; воспитывать чувство гордости нашей столицей.

Пути достижения цели:

  1. Общение: «Что я знаю о Москве»
  2. Рассматривание фотоиллюстраций достопримечательностей Москвы, ее памятных мест (Кремль, Красная площадь, Собор Василия Блаженного, МГУ, памятник А. С. Пушкину)
  3. Чтение: Н. Асеев «Москва - Россия»; Н. Колпаков «Моя Москва»; И. Черницкий «Есть на свете город»; М. Исаковский «Москва»
  4.  Викторина «Моя Москва»
  5. Д/и «Экскурсия по Москве»
  6. С/р игра «Семья – собираемся в музей»
  7. Строительная игра «Цирк на Цветном бульваре»
  8. Рисование «Салют на Красной площади»

Тема: «Освободители земли русской (Александр Невский, Дмитрий Донской)»

Задачи: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России.

 Пути достижения цели:

  1. Рассматривание репродукций картин П. Корина «Александр Невский», П. Попова «Ледовое побоище», В. Васнецова «На поле Куликовом»
  2. Слушание музыки: кантата С. Прокофьева «Александр Невский»;

      хор «Славься» М.    

      Глинки из оперы

      «Иван Сусанин»

  1. Чтение: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; Н. Майорова «Победы Александра Невского», «На поле Куликовом»
  2. Экскурсия в исторический музей
  3. Д/и «От кольчуги до мундира», «Кто больше», «Скажи наоборот»
  4. П/и «Штурм высоты»                  

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Тема: «Прошлое Липецка»

Задачи: познакомить детей с прошлым нашего города; рассказать детям о первых поселениях людей и о рождении города; развивать интерес к историческому прошлому родного края.

Пути достижения цели:

1)Рассматривание иллюстраций к альбому-книге «Земля наша липецкая»

2)Просмотр видеофильма «Летопись Липецкого края»

3)Д/и «Ремесла наших предков», «Кому что нужно»

4)С/р игра «Путешествие по родному городу»

5)Народные игры «Мяч в стену», «Круговая лапта»

6)Конструирование «Мост через реку Воронеж»

7)Театр. игра «Мифы и предания Липецкого края»

8)«Лавка древностей» - выставка предметов старины (с помощью родителей)

9)Чтение: легенды о заселении территории Липецка; В. Коршиков «Студеные ключи Солнцеборода»

Тема: «Красна изба углами»

Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту.

Пути достижения цели:

  1. Экспозиция «Русская изба»
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
  3. Д/и «Русская изба», «Славянская семья», «Узнай по описанию»
  4. П/и «Горелки», «Челночок»
  5. Отгадывание русских народных загадок о предметах быта
  6. Конструирование «Русская изба»

Тема: «Москва златоглавая»

Задачи: познакомить детей с историей зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностей – Красной площади, Кремле; вызвать желание побольше узнать об этом городе, его истории; воспитывать уважение к людям, создавшим этот город.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание репродукций картин А. М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»
  2. Беседа «Почему Красная площадь так называется?»
  3. Слушание записи звона колоколов
  4. Д/и «Кто больше», «Памятники Москвы»
  5. С/р игра «Семья» – «Собираемся в музей»
  6. Толкование пословиц и поговорок о Москве
  7. Чтение: Горелова Н. А. «Основатель Москвы»; Н. Майорова «Москва белокаменная»; Лисинский И. «Золотая навеки веков»
  8. Конструирование «Московский Кремль»

Тема: «Полководцы земли русской»

Задачи: познакомить детей с полководцами земли русской (Кутузовым, Суворовым); воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, дисциплинированность.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Что ты видел или слышал о русских полководцах Суворове и Кутузове?»
  2. Рассматривание репродукций картин В. Сурикова «Переход через Альпы в 1799 г.», А. Блинкова «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 г.», И. Прянишников «В 1812 году»
  3. Д/и «Кто больше», «Сравни форму солдат 1812г. и современных военных»
  4. Игра-конкурс «Наука побеждать»
  5. С/р игра «Мы - военные»
  6. Игра-самоделка «Русский флот»
  7. Чтение: С. Алексеев «Небывалое бывает» (о Суворове); А. Митяев «Герой 1812 года»; М. Лермонтов «Бородино»

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Тема: «Роль Петра I в истории Липецка и Липецкого края»

Задачи: продолжить знакомство с прошлым нашего города; рассказать детям о роли Петра I в развитии Липецкого края; познакомить с памятными местами Петру I в г. Липецке; обогащать духовный мир детей через обращение к историческому прошлому нашего города.

Пути достижения цели:

  1. Экскурсия «К памятникам Петра I» (Петровский спуск, площадь Петра Великого)
  2. Рассматривание иллюстраций из книги-альбома «Земля наша Липецкая»
  3. Просмотр фильма «Летопись Липецкого края»
  4. Общение «Прошлое моего города»
  5. Д/и «Что из чего сделано», «Путешествие по Липецку»
  6. Чтение легенд: «Об открытии Петром I минеральных вод», «Петр I и разбойники», «На месте чего в селе Монастырском был построен металлургический завод»
  7. Лепка барельефа «Памятник Петру I»
  8. Рисование «Корабли Петра I»

Тема: «Народные праздники на Руси»

Задачи: углублять представление детей о том, что у каждого народа есть свои традиции, праздники; познакомить с древними русскими праздниками (Рождество, Святки); объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года; воспитывать у детей чувство причастности к великому русскому народу.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание рождественских и новогодних открыток
  2. Оформление папки-раскладки «Новогодние обычаи народов мира»
  3. Разучивание рождественских колядок
  4. Изготовление масок и костюмов
  5. Чтение: р. н. с. «Снегурочка»; Эрнест Гофман «Щелкунчик»;
  6. Украшение групповой комнаты
  7. Д/и «Найди лишнее», «Назови слово»
  8. С/р игра «Семья. Встреча Нового года», «Магазин. Рождественские подарки»
  9. Рисование «Дед Мороз и Снегурочка»
  10. Конструирование «Елочка» (оригами)
  11. Праздник «Новый год на лесной поляне»

Тема: «Петр Великий»

Задачи: познакомить детей с отдельными событиями в истории России времен Петра I (создание русского флота, основание г. Санкт-Петербурга);воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство гордости за нее.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание иллюстраций к книге Пиминовой Н. К. «Век славных побед» (комментарии и составление рассказов)
  2. Рассматривание иллюстраций, посвященных Санкт-Петербургу
  3. Беседа «Великие дела великого царя»
  4. Д/и «Подбери одежду» (дворянам. крестьянам), «Сложи корабль»
  5. Игра-викторина «Кто больше знает о Петре I»
  6. С/р игра «Путешествие на паруснике», «Цирюльня», «Школа»
  7. П/и «Попади в мишень», «Взятие крепости»
  8. Чтение: А. Дорофеев «Путешествие галер из Москвы в Воронеж», С. Алексеев «Петр I»
  9. Рисование «Парусные корабли»
  10. Оригами «Кораблики»

Тема: «Война с немецко-фашистскими захватчиками»

Задачи: дать представление о причинах ВОВ; объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такую лихую, лютую годину, почему и от кого мы вынуждены были защищаться; воспитывать уважение к ветеранам.

Пути достижения цели:

  1. Просмотр фильма «Июнь 1941 г.»
  2. Рассматривание репродукции картин и плакатов о войне
  3. Общение «Рассказы дедушек и бабушек о войне»
  4. Составление мини-рассказов по иллюстрациям к книге Л. Кассиля «Твои защитники»
  5. Пословицы о Родине
  6. Слушание «Священная война» (муз. А. Александрова)
  7. Чтение: С. Михалков «Был для детей»; А. В. Митяев «Рассказы о ВОВ»
  8. Д/и «Подбери слова»
  9. С/р игра «Мы -  военные»
  10. Строительная игра «Военная техника»
  11. Рисование «Война глазами детей»

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

Я

Н

В

А

Р

Ь

Тема: «Липецкие народные промыслы»

Задачи: познакомить детей с народными промыслами Липецкой земли (романовская глиняная игрушка, елецкое кружево, роспись по дереву); сформировать представление о связи поколений через сохранение традиций в промыслах; развивать способность к эстетическому восприятию.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание романовских игрушек (сравнение с каргопольской и филимоновской игрушками)
  2. Чтение: легенды «Как в Ельце появились первые кружева», «Почему глиняная игрушка называется романовской?»; А. Митяев «Свистулька»
  3. Выставка «Липецкие мастера»
  4. Праздник «Святки»
  5. Лепка «Романовские свистульки»
  6. Рисование «Липецкие узоры»
  7. Д/и «Народные промыслы», «Найди отличия»
  8. Народ. Игры «Золотые ворота»

Тема: «Дело мастера боится»

Задачи: продолжат знакомить детей с укладом жизни славян; дать представление об основных ремеслах наших предков: гончарном деле, кузнечном промысле; расширять представление об орудиях труда
(куделя, веретено, прялка); воспитывать уважение и восхищение мастерством наших предков.

Пути достижения цели:

  1. Экспозиция «Русская изба»
  2. Рассматривание орудий труда древней Руси в энциклопедии «Потомучка»
  3. Чтение: р. н. с.: «Петушок и бобовое зернышко», «Ленивица и рукодельница»; Л. Токмакова «Русская прялка», «О народной вышивке»
  4. Д/и «Каждый предмет на свое место», «Из чего сделано», «Ремесла Киевской Руси»
  5. С/р игра «Ярмарка», «Кузнецы»
  6. Народные игры «Два Мороза», «Краски»
  7. Лепка «Посуда»
  8. Чеканка на фольге «Обереги»

Тема: «Государственная символика России»

Задачи: познакомить детей с государственной символикой России (флагом, гербом и гимном); дать представление о их происхождении, назначении, содержании, цветовом сочетании; воспитывать уважительное отношение к символам, любовь к Родине.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание и беседа по книге А. К. Кузнецова «О символах Отечества»
  2. Оформление в группе: «Уголок России»
  3. Рассматривание флагов разных стран мира и гербов России, Москвы, Липецка и др.
  4. Слушание гимна России
  5. Сбор экспонатов с российской символикой
  6. Чтение: «Притча о Георгии Победоносце»; Н. Забила «Наша Родина»;
  7. Заучивание: В. Степанов «Герб России» и «Флаг России»
  8. Д/и «Гос. символы России», «Сравни флаги», «Узнай наш герб»
  9. Аппликация «Флаг России»
  10. Рисование «Герб Липецка»

Тема: «Дети на войне»

Задачи: расширять знания дошкольников о мужестве юных героев в годы ВОВ; показать на примерах рассказов, очерков о подвигах детей в военное время.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание портретов «Пионеры-герои»
  2. Беседа по репродукции картины А. Пластова «Фашист пролетел»
  3. Толкование пословиц: «Герой за славой не гонится», «Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается»
  4. Чтение: А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Печерская «Леня Голиков», «Марат Казей», «Зина Портнова», «Таня Морозова»
  5. Д/и «Скажи иначе»
  6. С/р игра «Разведчики»

7)  Встреча с кадетамиМОУ СОШ №14      

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Тема: «Промышленность родного города»

Задачи: познакомить детей с промышленностью Липецка; рассказать о людях, которые трудятся в нашем городе; отметить металлургов, т. к. наш город – город металлургов; дать сведения об имеющихся в городе фабриках и заводах (Сокольский и «Липецкий Трактор»);

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Пути достижения цели:

  1. Общение: «Мой папа - металлург», «Работа моих родителей»
  2. Рассматривание альбома «Кем быть?»
  3. Экскурсия на хладокомбинат
  4. Чтение: В. Маяковский «Кем быть?»; С. Баруздин «Мамина работа»; Вл. Арро «Встань пораньше»
  5. Д/и «Профессии», «Кому что нужно»
  6. С/р игра «Строители», «Ателье»
  7. Строит. игра «Автозавод», «Мебельная фабрика»
  8. Рисование «Мамина работа»

Тема: «Народные праздники на Руси. Масленица»

Задачи: продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Народный праздник Масленица»
  2. Заучивание закличек
  3. Отгадывание народных загадок
  4. Рассматривание и беседа по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»
  5. Д/и «Кузовок» - словотворчество, «Барыня прислала 100 рублей»
  6. С/р игра «Семья. Мы идем в гости»
  7. Рус. нар. игры: «Гори, гори ясно», «Ручеек»
  8. Рисование «Дымковские игрушки»
  9. Лепка «Угощение на Масленицу»
  10. Развлечение «Масленичные гулянья»
  11. Фотовыставка «На проводах русской зимы»

Тема: «От Москвы до самых до окраин»

Задачи: познакомить детей с особенностями природных зон России; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей; воспитывать уважение к людям другой культуры.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Я видел море и горы», «Если бы я жил на Севере»
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением флоры и фауны разных климатических поясов России (крайний Север, тайга, тундра, пустыня, смешанный лес)
  3. Рассказывание по макетам «Крайний Север», «Пустыня»
  4. Опыты с водой
  5. Д/и «Вокруг света», «Что где растет»
  6. Н/п игры «Разноцветная земля», «Зоолото»
  7. Игра-путешествие «Мы едем на Север», «В пустыне»
  8. Чтение: А. Некрасов «О Севере и Юге»; Н. Сладков о природе
  9. Рисование «Животные Крайнего Севера»
  10. Оригами «Белый медведь»

 

Тема: «Доблестные воины России»

Задачи: формировать интерес к современным родам войск, уточнить представление о них; дать знания о российской армии; вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.

Пути достижения цели:

  1. Беседа «Российская армия», «Наши мужчины»
  2. Общение «Что такое героизм?»
  3. Рассматривание нарукавных знаков, эмблем, знамен родов войск в книге А. Беслина «Наша Армия»
  4. Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники»; А. Митяев «Наше оружие»; С. Михалков «Наши защитники»;
  5. Д/и «Военные профессии», «Солдаты на учении»
  6. С/р игра «Летчики», «Пограничники», «Танкисты»
  7. П/и «Военные учения», эстафеты
  8. Встреча с кадетами МОУ СОШ № 14
  9. Праздник «Наши защитники»
  10. ИЗО «Наша армия»

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

М

А

Р

Т

Тема: «Памятные места Липецка»

Задачи: продолжать знакомство детей с родным городом; закрепить представление о достопримечательностях города (Соборная площадь, Театральная площадь, Памятник летчикам, Памятник танкистам); умение ориентироваться по схеме; воспитывать любознательность и активность в познании.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Где я люблю бывать с родителями?»
  2. Обзорная экскурсия по Липецку (с родителями)
  3. Просмотр фильма «Липецк – мой город родной»
  4. Рассматривание иллюстрированного материала о Липецке: набор открыток «Мой Липецк», книга-альбом «Земля наша Липецкая»
  5. Конкурс рисунков «Мой Липецк»
  6. Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?»
  7. Д/и «Путешествие по городу», «Составь герб, флаг Липецка»
  8. Лепка барельефа «Памятник летчикам»
  9. Чтение: Б. Шальнев «Утренний город»; С. Сериков «Река Воронеж»

Тема: «Одежда славян»

Задачи: расширить представление детей об одежде древних славян и ее украшении; познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок; формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание альбома «Из истории женского головного убора», иллюстраций к русским народным сказкам
  2. Посещение экспозиции «Горница»
  3. Создание коллекции славянской одежды для картонных кукол
  4. Чтение: Л. Токмакова «О народной вышивке»; Е. Каменева «Снежинка, которая не тает»
  5. Д/и «Прежде и теперь», «Составь узор», «Веселые матрешки»
  6. Рисование «Русский сарафан»
  7. Конструирование «Кокошник»
  8. Театр. деятельность: рус. нар. песни «Во кузнице», «Как вставала я ранешенько» (обыгрывание)
  9. Нар. игры «Краски», «Коршун и наседка»

Тема: «Города–герои и их защитники»

Задачи: формировать представление о том, как люди разных национальностей защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков; познакомить с городами-героями; объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого; сформировать соответствующее отношение к ним.  

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание:

а) репродукции картин В. Панфилова «Бой под Москвой», А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

б) фотографий и иллюстраций с изображением Москвы, Ленинграда, Волгограда в военное время

2) Чтение: С. Баренц «Подольские курсанты»; С. Островой «У деревни Крюково»; В. Воскобойников «900 дней мужества»; Н. Внуков «Москва за нами»

3) Фотовыставка «На Мамаевом кургане» (Лихих М. И.)

4) Д/и «Города-герои», «Скажи иначе»

5) С/р игра «Мы военные»

Великие битвы Великой Отечественной:

  1. Московская битва 1941-1942 гг.
  2. Сталинградское сражение 1942-1943 гг.
  3. Оборона Севастополя 1941-1943 гг.
  4. Подвиг Ленинграда 1941-1944 гг.
  5. Кавказ 1942-1944 гг.
  6. Победа под Курском 1943г.

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

А

П

Р

Е

Л

Ь

Тема: «Места отдыха горожан»

Задачи: продолжить знакомство детей с местами отдыха липчан (парки, театры); напомнить правила поведения в театре; прививать навыки экологически грамотного поведения во время отдыха на природе; показать красоту родного края, необходимость бережного отношения к природе.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание открыток и иллюстраций с видами города
  2. Прогулки в парк (с родителями)
  3. Общение «Любимые места отдыха нашей семьи»
  4. Посещение кукольного театра
  5. Фотовыставка «С мамой и папой в выходной»
  6. Субботник «Весна в нашем городе»
  7. Д/и «Путешествие по Липецку»
  8. Стр. игра «Драматический театр»
  9. Аппликация «Липовая аллея»
  10. Оригами «Лебеди и утки в Нижнем парке»
  11. Коллаж «Городской бульвар»
  12. Театр. деятельность «Отдых на реке» по книге Рыжовой «Волшебница Вода»

Тема: «Русь моя мастеровая»

Задачи: продолжать знакомство детей с русскими промыслами: Гжель, Городец, Жостово, русской народной игрушкой ); учить различать особенности, характерные для разного вида росписи; продолжать воспитывать детей на народных традициях; прививать чувство гордости за русский народ.

Пути достижения цели:

  1. Выставка «Народные умельцы» в музее ДОУ
  2. Рассматривание книг-альбомов: Ю. А. Мижуева «Сказочная Гжель»; Ю. Г. Дорохина «Городецкая роспись»; Жигалова «Росписи Хохломы», «Мастера Палеха»
  3. Чтение: рус. нар. потешки; П. Синявская «Незабудковая Гжель», «Золотая Хохлома»
  4. Д/и «Составь узор» (мозаика), «Русские узоры»
  5. С/р игра «Ярмарка»
  6. Нар. игры «День и ночь», «У дядюшки Трифана»
  7. Рисование «Роспись доски городецким узором»
  8. Лепка: «Богородская игрушка. Конек-горбунок»

Тема: «Космос»

Задачи: дать детям понятие о космосе, космическом пространстве; объяснить, что первый шаг в освоении космоса был сделан 12 апреля 1961 года советским человеком Ю. А. Гагариным; расширять представление о значении космических исследований в наше время; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавтов.

Пути достижения цели:

  1. Выставка книг о космосе, фотографий Земли из космоса, иллюстраций компьютерной графики. Рассматривание и обсуждение с детьми материалов выставки
  2. Чтение: А. Леонов «Шаги над планетой»; В. Бороздин «Первый в космосе»; В. Гагарин «Грустная история найденыша»
  3. Д/и «Путешествие в космос» (по макету «Планеты Солнечной системы»), «Медвежонок в космосе», «Танграм»
  4. С/р игра «Будущие космонавты»
  5. Стр. игра «Космодром»
  6. Рисование «Парад планет»
  7. Лепка «Инопланетяне»

Тема: «Боевые ордена и медали»

Задачи: познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Военные награды в нашей семье»
  2. Экскурсия в музей Боевой Славы МОУ СОШ № 14
  3. Оформление стенда «Награды наших прадедов»
  4. Чтение: А. Митяев «В холодном море» (за оборону Советского Заполярья); А. Цессарский «Операция «Май» (партизану Отечественной войны); С. Алексеев «Последний штурм» (за отвагу), «О маршале Жукове»
  5.  Д/и «Узнай награду и назови»
  6. С/р игра «Мы - военные»
  7. Лепка «Ордена и медали наших прадедов»

Месяц

Родной город

Мы – славяне

Родная страна

Воинская слава России

1

2

3

4

5

        М

А

Й

Тема: «Липчане – герои ВОВ»

Задачи: познакомить детей с героическими подвигами воинов-земляков (Гусев С. И., Степанищев М. Т., Водопьянов М. В., Гришин И. Г.); объяснить значение памятников боевой славы нашего города; воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины.

Пути достижения цели:

  1. Рассматривание документального материала из книги
  2. Целевая прогулка по улицам Степанищева и Гусева, возложение цветов к мемориальных доскам героев
  3. Изготовление подарков для ветеранов ВОВ
  4. Экскурсия к памятнику солдата с краюхой хлеба у парка Победы
  5. Конкурс чтецов «Липецкие поэты о ВОВ»
  6. Чтение: «Ночная разведка», «Карамелька»
  7. Д/и «Что делают солдаты»
  8. С/р игра «Мы - военные»
  9. Военно-спортивная эстафета «Марш-бросок», «Полоса препятствий»
  10. Рисование «Памятники воинской славы нашего города»
  11. Лепка барельефа «Танк»

Тема: «Русские обычаи – взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство»

Задачи: объяснить детям, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни; повторить с детьми современные правила поведения в гостях, правила жизни в обществе и работы в коллективе.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Как встречают гостей в вашем доме?», «Чувство сострадания и взаимопомощи»
  2. Придумывание сказки «О том, как дружба в беде помогала»
  3. Чтение: р. н. с. «Иван-Царевич и Серый волк», «Мужик и медведь», «Крошечка-Хаврошечка»; П. Ершов «Конек-Горбунок»
  4. Д/и «Укрась слово», «Радио» (по Рылеевой)
  5. Толкование пословиц и поговорок
  6. С/р игра «Семья. К нам пришли гости, мы идем в гости»
  7. Настольно-печатная игра «Этикет»
  8. Рисование «Дымковские игрушки»

Тема: «Вместе дружная семья»

Задачи: формировать представление о дружбе людей нашей страны; вызвать желание узнать что-то новое о своих сверстниках из других республик; продолжать воспитывать симпатию к людям других национальностей.

Пути достижения цели:

  1. Общение «Что такое дружба»
  2. Рассматривание политической карты России
  3. Беседа по картинам «На солнечном юге», «Дети Севера»
  4. Изготовление национальных костюмов для кукол (вместе с родителями)
  5. Слушание национальных детских песен
  6. Чтение: ненецкая сказка «Айога»; С. Баруздин «Страна, где мы живем»; Е. Жуковский «Ситцевая улица»; С. Алексеев «Первая книжка»
  7. Д/и с куклами в национальных костюмах «Откуда гости», «Моя Россия», «Чей флаг?»
  8. С/р игра «Почта», «Путешествие по России»
  9. П/и народов России»

Тема: «День победы»

Задачи: рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; восстанавливать утраченную связь между поколениями; формировать мнение о недопустимости повторения войн; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Пути достижения цели:

  1. Просмотр фильма «Май 1945»
  2. Беседа по картинам: «Салют победы на Красной площади», «Взятие Рейхстага»
  3. Интервьюирование детей по теме
  4. Выпуск совместной газеты с родителями «Наши деды – славные победы»
  5. Чтение: С. Орлов «9 мая 1945»; С. Викулов «Парад победы»; С. Михалков «День победы»
  6. Игра «Что? Где? Когда?»
  7. С/р игра «Мы - военные»
  8. Праздник «День победы»
  9. Праздничный парад на Площади Героев

Литература:

  1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». ЦГЛ, М., 2004.
  2. Баранникова О. «Знакомим дошкольников с государственной символикой». Ж-л «Дошкольное воспитание», 2007, №8.
  3. Гальцева Е. А. «История Российского государства». В., «Учитель», 2007.
  4. Дыбина О. В. «Что было до…». М., 1999.
  5. Долгова А. В., Короленкова Т. Г. «Наша планета Земля». М., «Пилигримм», 1999.
  6. «Дорогой Славы и бессмертия» (очерки о героях Советского Союза, уроженцев Липецкой области). ЦЧКИ, В., 1966. (под ред. Р. В. Воротникова)
  7. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Родной край». М., 1990.
  8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «О гражданском воспитании дошкольников». Ж-л «Дошкольное воспитание», 2006, №5.
  9. Козлова С. А. «Мой мир». М., 2000.
  10. Князева О. А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ж-л «Начальная школа», 2001, №7.
  11. Карнаухова И. В. «Русские богатыри». Л., «Детская литература», 1988.
  12. Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». М., 2007.
  13. Максимов Ю. В. «Русское народное декоративно-прикладное искусство». М., «Советский художник», 1973.
  14. «Москвоведение. Здравствуй Москва». /под ред. Гореловой О./, М., 1988.
  15. Майоров Н. «Русская история». М., «Белый город», 2006.
  16. «Наша Родина» (сост. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.), М., 1984.
  17. «Нравственное воспитание в д/с» (под ред В. Г. Нечаевой), изд-е 3, исправленное и дополненное, М., 1984.
  18. Никольский Б. Н. «Солдатская школа», Л., «Детская литература», 1984.
  19. Натарова В. И. «Моя страна», В., «Учитель», 2005.
  20. Пименова И. П. «История человечества. Век славных побед», М., ЭКСМО – Пресс, 1999.
  21. Рудаков Л. «По следам легенды», В., «Коммуна», 1980.
  22. Сакавичене О. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Ж-л «Ребенок в детском саду», 2006, №2,3.
  23. «100 вопросов. 100 ответов – все об армии», М., «Молодая гвардия», 1976.
  24. Ушаков О. Д. «Стихи, пословицы и поговорки о Родине», С-Пб, ИД «Литера», 2007.
  25. Ходякова Л. А. «Использование живописи в преподавании русского языка», М., 1983.
  26. Шахов В., Шальнев Б., «Липецк: годы и судьбы», Липецк, 1993.
  27. Шахов В., Шальнев Б., «Липчане Великой Победе», ЛГЭЛИОН,1995.
  28. Энциклопедический справочник «Тысячелетие Российской империи», С-Пб., ИД «Весь», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»

Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»Разработала Карагозян Римма Ашо...

Перспективный план по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание младших дошкольников включает в себя: воспитание любви к близким, родному городу, уважение к людям труда....

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет

Комплексно-тематический план с созданием мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитани....