Традиции русского народа - детям
статья (подготовительная группа) по теме

Хапсаева Майя Анатольевна

Хочу поделиться с коллегами важной и близкой для меня темой. Очень широко в работе использую фольклор. Слушание-колыбельные, русские народные песни.Распевание- календарный фольклор. Потешный фольклор используется во время театрализации, разыгрываемых детьми этюдов, игр. Считалки, они помогают сплотить детей, активизировать, вовлечь в совместную деятельность. Это имеет огромное значение для  патриотического воспитания  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tradici_russkogo_naroda-detyam.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции русского народа – детям.

Тема «Приобщение к традициям  народа, к устному народному творчеству» всегда актуальна, а тем более, теперь, когда патриотическому  воспитанию уделяется такое большое значение. Ведь что такое патриотизм?

Патриотизм-умение хранить и продолжать традиции предков. И чтобы не исчезла связь поколений, дети должны быть участниками традиционными на Руси праздников: петь песни,  водить хороводы, играть в любимые народом игры. И начинать всё это надо с дошкольного возраста, то есть с детского сада.

Тема «Приобщение к традициям  народа, к устному народному творчеству» очень обширна, поэтому я расскажу о том, чем занимаюсь с детьми на музыкальных занятиях, то есть о фольклоре.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Детский фольклор обозначают произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми.

Каждое моё занятие содержит элементы фольклора. Начинаем мы занятие с прослушивания музыки. Одним из произведений, предложенных  для прослушивания, могут быть русские народные колыбельные. Колыбельные выбраны не случайно. По-моему мнению именно они несут в себе народную мудрость, красоту, именно они - частица фольклора. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия-это душа музыки. Колыбельные песни- первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребёнка. Они делятся:

  1. По типу повествования.
  2. По типу содержания.
  3. Дети могут отличать колыбельную- сказку от колыбельной-рассказа.

Продолжая знакомить детей с детским фольклором, следующим шагом является календарный фольклор. Это календарные песни, заклички, приговорки. На занятии календарный фольклор в основном используется, как распевки.  Пропевая заклички, дети знакомятся с обращением к различным явлениям природы (солнцу, дождю). Здесь прослеживается взаимосвязь с отголосками древних традиций. Ведь знакомясь на музыкальном занятии с такими закличками как «Солнышко-солнышко, выгляни в окошко, там…» или «Морозушко-мороз не тяни домой за нос… », дети начинают использовать  их в повседневной жизни.

Близко к закличкам примыкает ещё один жанр календарного фольклора – приговорки. Это обращение к птицам, животным, насекомым. Это такие известные нам приговорки, как «Божья коровка», «Мышка- норушка». Это настолько перекликается с повседневной жизнью у детей, что они с удовольствием учат их и на занятиях и в быту.

Особо я хотела бы отметить потешный фольклор, который  использую на музыкальном занятии - это прибаутки, небылицы, дразнилки. Без них не обходится  ни один русский праздник. Прибаутки, небылицы, дразнилки имеют самостоятельное значение и с играми не связаны. Назначение прибауток- рассмешить, потешить, повеселить, с чем они успешно справляются. К числу прибауток относятся небылицы. Они основаны на неправдоподобности, поэтому детям очень нравятся. Воспитатели, участвующие на праздниках в роли бабушек - веселушек, потешниц, Даниловны и Гавриловны часто рассказывают детям о том, что свинья свила гнездо на дубе, медведь по небу летит и прочее. Детей это приводит в неописуемый восторг. А вот дразнилки сами дети поют с удовольствием. Для детей в потешном фольклоре очень важно то, что отсутствуют сложные сравнения и поэтому им легко разучивать такие сравнения, как «Нос сучком, голова пучком, сам с вершок, голова  с горшок».

Так же в детском творчестве огромное место занимает  игровой фольклор: это считалки, игры. Русские народные игры, в которые играют дети на музыкальных занятиях и на праздниках, включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь, движения. Большое значение в русских народных играх уделяется считалкам. Считалки очень интересны детям, и надо заметить часто ими же и придумываются. Детям всегда интересно, кто же будет ведущим.

Обобщая всё вышесказанное, становится понятно, почему я выбрала эту тему. Ведь она интересна не только детям, но и взрослым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...