Рабочая программа "КУБАНОВЕДЕНИЕ"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Бережная Нина Валентиновна

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Содержание программы соответствует Федеральным государственным требованиям.                           

Цель  данной программы  заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_berezhnoy_n.v._kubanovedenie.docx48.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по КУБАНОВЕДЕНИЮ

Ступень обучения     дошкольное образование 

Возраст                    старший  дошкольный  возраст  

Уровень                    базовый

Составитель:  Бережная Н.В.

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 г

 1.Пояснительная  записка

Цель  данной программы  заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

   Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Содержание программы соответствует Федеральным государственным требованиям.                                                      

       Кубань – один из многонациональных, этнических регионов, на территории которого проживают люди, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии,

придерживающиеся определенных обычаев, строящие свои отношения на основах взаимоуважения и доверия.

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.

        Культура Кубани – уникальная, самобытная область российской  культуры - имеет вековые традиции. Её богатства составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого является важнейшей задачей современного художественно-эстетического образования, формирующим гражданскую позицию учащихся, патриотизм.    

        Многовековая культура Кубани имеет свои уникальные особенности, и изучение регионального компонента приобретает исключительную роль в решении задач патриотического воспитания.

Сегодня важно воспитывать патриота своей « малой Родины», способного к творческому созидательному труду. Главная задача педагога не в том, чтобы дать ребенку в руки ремесло, обучить техническим приёмам, а в том, чтобы  создать атмосферу целостного единства видов и жанров народного творчества (песни, танцы, стихи, художественное творчество) где произойдет процесс духовно-нравственного воспитания, приобщение его к основам традиционной культуры, её духовному потенциалу.  В наши дни, когда возрастает интерес к народной культуре, художественным ремёслам, отечественной истории, предмет «Кубановедение» может быть широко использован.  

Данная программа  рассчитана  на два года обучения и разработана с учетом возрастных   особенностей детей.  

Основной задачей программы  является формирование у учащихся  эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, познания её духовных основ, заложенных поколениями далеких предков.

 

2.Цель программы:

  1.  Познакомить детей со своеобразием  истории, культуры, природы родного края;
  2. развивать  экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
  3. воспитывать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
  4. развивать креативность ребенка - дошкольника, его способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
  5. формировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия своей «малой Родины».

Календарное тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Месяц

1.

 Я и моя семья

   Сентябрь-октябрь

2.

 Родной город (село, станица, хутор)

   Ноябрь

3.

 Литература и искусство Кубани

   Декабрь - январь

4.

 Природа родного края

   Февраль

5.

 Символика Краснодарского края

    Март

6.

 Труд и быт жителей Кубани

    Апрель - май

3. Общая характеристика  

     Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводиться практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно – диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности старших дошкольников, позиции активного участника процесса и самостоятельности в решении  задач. Занятия по кубановедению имеют потенциальные возможности, для реализации вышеизложенных тенденций современного дошкольного образования.

4. Описание ценностных ориентиров содержания программы

 В результате обучения дошкольники:

  1. получат знания о своей малой родине;
  2. получат представления о Кубани как о самобытной  части Российской Федерации;
  3. обретут чувство гордости за  Кубань, народ и его историю;
  4. воспитают чувство гражданственности и любви к Родине;
  5. обретут возможность формирования мировоззренческой, нравственной, экологической культуры;
  6. научатся содействию и сотрудничеству  между людьми различных  этническими, религиозными и социальными группами.

5.  Личностные  и предметные результаты освоения программы.

Я и моя семья

Ребенок научится:

  1. составлять рассказы о своей семье;
  2. соблюдать семейные традиции, кубанские праздники;
  3. определять значение своего имени.

 Родной город

Ребенок научится:

  1. узнавать и ценить достопримечательности города Курганинска;
  2. ценить и уважать труд жителей своего  города;
  3. называть  главные улицы города;
  4. составлять рассказ о родном городе.

Природа родного края

Ребенок  научится:

  1. любить и ценить красоту природы родной местности;
  2. узнавать и называть  растения, произрастающие на территории Кубани;
  3. узнавать и называть  животных, обитающих в Краснодарском крае;
  4. различать особенности времён года и погоды своей местности;
  5. называть  полезные  ископаемые  края;
  1.  научится заботиться о братьях наших меньших;
  2. бережно относиться к природе;
  3. познакомится с Красной книгой Кубани;

Символика Краснодарского края

Ребенок научится:

  1. различать символы Краснодарского края и города Курганинска

Познакомится:

          с историей создания герба, флага, гимна Краснодарского края и города Курганинска.

Литература и  искусство Кубани

Ребенок получит возможность:

  1. познакомиться с произведениями Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников;
  2. встретиться  яркими историческими личностями города Курганинска;
  3. посетить музеи, кинотеатры;
  4. инсценировать различные произведения Кубанских авторов и произведения устного народного творчества;
  5. разучить  Кубанские песни и стихи;
  6. познакомиться с прикладным искусством Кубани.

Труд и быт жителей Кубани

Ребенок научится:

  1. ценить и уважать труд жителей родного края;
  2. оценивать  профессиональное мастерство и результаты труда;
  3. называть  профессии своих земляков;
  4. называть  православные  праздниками;
  5. называть   кубанские  ремесла.

Познакомится с укладом кубанской семьи, бытом казаков.

6. Учебный план

Наименование раздела

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

 Я и моя семья

1

4

 Родной город (село, станица, хутор)

1

2

 Литература и искусство Кубани

2

 Природа родного края

1

4

 Символика Краснодарского края

1

2

 Труд и быт жителей Кубани

2

ВСЕГО занятий в  ГОД - 36

7.  Перспективное  планирование   с описанием основных областей  деятельности 

ТЕМА,

содержание

НАПРАВЛЕНИЯ

 РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Я и моя семья

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи.  Имена  членов семьи. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье.

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

«Будем знакомы!»

«Мое имя»

Образовательная область «Коммуникация»

«Традиции нашей семьи»

«Кубанские праздники»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Детский журнал «Казачок»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье»

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

«Наши земляки-патриоты»

Образовательная область «Труд»

«Мои обязанности в семье»

« Хозяйство кубанской семьи»

Образовательная область «Безопасность»

«Опасные ситуации дома и на улице»

« Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» ,«Музыка»,

«Чтение художественной литературы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

«Цветы для мамы»

« Узоры на одежде»

Образовательная область «Музыка»

«Наши любимые песни»

«Кубанские посиделки»

«Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

«Береги свое здоровье»

Образовательная область «Физическая культура»

«Кубанские подвижные игры»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд»

                                                            

                                                 

ТЕМА,

содержание

НАПРАВЛЕНИЯ

 РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

.

Родной город, село. Название.

Домашний адрес.

Главные достопримечательности населенного пункта.

Промышленность родного города.

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

« Курганинск - мой город »

«Улица, на которой я живу»

Образовательная область «Коммуникация»

«Главный город нашего края»

«Достопримечательности Курганинска»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Стихи о Курганинске

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье»

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

«История родного города»

Образовательная область «Труд»

«Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие»

«Мои трудовые поручения»

Образовательная область «Безопасность»

«Правила безопасного поведения на улице»

« Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка»,

«Чтение художественной литературы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

«На улицах моего города»

« Детская художественная школа»

Образовательная область «Музыка»

«Песни о Курганинске»

«Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

«Мы любим спорт!»

Образовательная область «Физическая культура»

«Казачата - спортивные ребята»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд»

ТЕМА,

содержание

НАПРАВЛЕНИЯ

 РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

.

Природа родного края.

Растительный и животный мир края. Явления природы. Красота природы родного края.

Забота о братьях наших меньших.

Красная книга Краснодарского края.

Люблю тебя, мой край родной!

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

«Природа живая и неживая»

«Явления природы»

Образовательная область «Коммуникация»

«Растительный и животный мир Краснодарского края»

«Роль природы в жизни человека»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

 «Поэты  В. Подкопаев, В. Нестеренко о природе Кубани»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье»

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

«Родной край – частица России»

Образовательная область «Труд»

«Труд в природе»

«Забота о братьях наших меньших»

Образовательная область «Безопасность»

«Правила поведения в природе»

« Познание», «Труд» «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», ,«Музыка»,

«Чтение художественной литературы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

«Люблю тебя, мой край родной!»

«Растения и животные из Красной книги Краснодарского края »

Образовательная область «Музыка»

«Кубанские посиделки»

«Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

«Ядовитые растения»

Образовательная область «Физическая культура»

 Игра «Раз, два, три, к калине беги!»

«Безопасность», «Труд» «Социализация», «Художественное творчество»

ТЕМА,

содержание

НАПРАВЛЕНИЯ

 РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

. Литература и искусство Кубани

 Произведения Кубанских писателей, поэтов, композиторов, художников.

Исторические личности города Курганинска.

 Музеи, кинотеатры, библиотеки родного города.

Произведения Кубанских авторов и произведения устного народного творчества.

Народно-прикладное искусство Кубани.

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

« Кубанские поэты и писатели »

«Ремесла и промыслы народов Кубани»

Образовательная область «Коммуникация»

«Музеи, кинотеатры, библиотеки родного города»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

«Произведения кубанских писателей»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье»

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

«Наши земляки-патриоты»

Образовательная область «Труд»

«Подарок»- работа с соломкой,

талашом.

Образовательная область «Безопасность»

«Безопасный отдых»

« Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка»,

«Чтение художественной литературы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

«Мотивы Петриковской росписи»

« Знакомство с гончарным искусством»

Образовательная область «Музыка»

«Композиторы Кубани»

«Казачий фольклор»

«Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

«Кубань- здравница России»

Образовательная область «Физическая культура»

«Олимпийские резервы»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд»

ТЕМА,

содержание

НАПРАВЛЕНИЯ

 РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Символика Краснодарского края  Герб, гимн, флаг. Правила поведения  при прослушивании гимна.

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

« Как выглядит флаг и герб нашего края»

«Что такое гимн?»

Образовательная область «Коммуникация»

«История Кубани в символах»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

« Ты, Кубань, ты наша Родина!»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье»

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

«Правила поведения  во время исполнения гимна»

Образовательная область «Труд»

«Работа с тканью - лоскутная техника»

Образовательная область «Безопасность»

«Безопасность собственной жизнедеятельности»

« Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка»,

«Чтение художественной литературы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

«Моя малая родина  (герб родного города)»

Образовательная область «Музыка»

«Гимн Краснодарского края»

«Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

«Здоровый образ жизни на Кубани»

Образовательная область «Физическая культура»

Кубанская игра «Гылки  (Биты)»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд»

ТЕМА,

содержание

НАПРАВЛЕНИЯ

 РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Труд и быт жителей Кубани

 Труженики родного края.

Профессии моих земляков.

Жизнь и быт жителей Курганинского района.

Казачья хата.

Быт казаков.

Праздничные дни России и родного города.

Православные праздники.

Ремесла на Кубани.

Уклад кубанской семьи.

Направление

«Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

« Ремесла Кубанских  мастеров»

«Весенние полевые работы»

Образовательная область «Коммуникация»

«Жизнь и быт  курганинцев»

«Знакомство с православными  праздниками»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

«Заповеди казаков»    

«Пословицы и поговорки о  труде»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка», «Здоровье»

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

«Патриоты - труженики Кубани»

Образовательная область «Труд»

«Поделки из соломки, талаша»

«Мои трудовые поручения»

Образовательная область «Безопасность»

«Безопасное обращение с рабочим инвентарем»

« Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» ,«Музыка»,

«Чтение художественной литературы»

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

«Узоры на рушниках»

«Плетение из лозы»

Образовательная область «Музыка»

«Колыбельные песни»

«Коммуникация», «Музыка», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Труд»

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

«Каков казак отец, таков и сын молодец»

Образовательная область «Физическая культура»

Кубанская игра «Пахари и жнецы»

«Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...