Сообщение из опыта работы на курсовом методическом объединении для воспитателей на тему: «Воспитание экологической культуры в семье»
материал на тему
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность – это семья. Поэтому, рассматривая совместную деятельность родителей и дошкольников, хотелось бы подробнее остановиться на «Воспитании экологической культуры в семье».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш»
Сообщение из опыта работы:
на курсовом методическом объединении для воспитателей на тему «Воспитание экологической культуры в семье»
Составила:
Чиркунова Е.Н.
Руководитель КМО 3 куста:
Ильина Ю.А.
г.Альметьевск 2013г.
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность – это семья. Поэтому, рассматривая совместную деятельность родителей и дошкольников, хотелось бы подробнее остановиться на «Воспитании экологической культуры в семье».
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения. К сожалению, еще многие родители не придают должного внимания вопросу воспитания бережного отношения к природе, порой сами потребительски относятся к родной природе. Однако действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребят именно тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого.
Можно бесконечно говорить о природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездушно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидел червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость», - то пользы от этого не будет.
Нам взрослым нужно стараться рассказывать детям в доступной форме обо всем, что их окружает, а для этого нужно многое знать. Много полезного можно найти в журналах, книгах, телепередачах.
Наши дети городские, они меньше чем сельские соприкасаются с природой. Поэтому любовь к природе у детей надо воспитывать и во время выезда на природу, в деревню, во время работы в саду, огороде и просто во время прогулок.
Если дети сами посадили цветы, то ходить, ломать их они не будут и другим не позволят. Поэтому от нас, взрослых, зависит какими будут наши дети. Естественно, мы взрослые желаем, чтобы дети любили природу понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам совместными усилиями.
Поэтому я родителям советую чаще выезжать на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А родителям, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам к красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилась чувство общности с ней.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье, поэтому семья играет большую роль в формировании экологических представлений. Эффективным средством экологической подготовки детей в семье является систематический просмотр телепередач, связанных с экологией и миром природы. После этого полезно комментировать ситуацию, анализировать информацию. В формировании экологической грамотности детей в семье нужно признать чтение русских народных сказок, книг по экологии, окружающей среде, о значении природы. Надо подбирать такие произведения, в которых доступно, на конкретных примерах раскрываются понятные детям нравственные категории доброты, сочувствия, помощи.
Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры.
Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Задача родителей – помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержится дома.
Приучая ребенка к регулярным наблюдениям, показывайте ему окраску и рисунок на листьях. Даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравним, к примеру, темную зелень кливии или аспедистры более светлыми ее тонами). Какое же богатство цветовых оттенков симметричных и несимметричных рисунков можно увидеть на листьях растений.
Насколько мы приучим наших детей следовать совей природе, не уничтожая хрупкие декорации, давшие жизнь всему живому, настолько они будут внимательно и чутко беречь наш маленьким дом – голубую планету для своего потомства. Ведь детское счастье без пылающих знатоков и божьих коровок не будет полным, не так ли.
Дело за малым! Нужно чтобы этого захотели Мы – родители, взрослые! Если мы научим детей смотреть и видеть, знать и любить, и конечно, беречь природу, через полтора – два десятилетия подрастает поколение, достойное нового века и нового тысячелетия.
В детском саду проводился конкурс детских рисунков, конкурс «Лучшая подделка из природного материала», «Осенняя фантазия», «Изготовление шляпок из бросового материала», «Создание музея цветку». Осенью проводили выставку на тему: «Дары осени», где дети приносят интересные поделки. Также привлекаем родителей к городским конкурсам «Детям чистый город», «Покормите птиц зимой».
За совместную работу дети и родители получают благодарность.
Еще одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников»
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ....

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
Экологическое воспитание дошкольников через интеграции ОО с учетом ФГОС ДО...
Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников»
Рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию...

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»
Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...

Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 14.02.2020 г на тему: «Путешествие в страну знаний». Методические рекомендации по составлению картотеки игр для речевого развития детей подготов
Методические рекомендации по сотавлению картотеки игр для речевого развития детей подготовительного возраста....

Самоанализ по самообразованию воспитателя на тему «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс и началом этого пути является дошкольное детство....