«Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Колодежная Елена Валерьевна

 

Решение проблемы воспитания культуры общения следует искать в выработке таких приемов взаимодействия, которые были бы адекватны желанию ребенка быть принятым окружающими. Сложность и многоаспектность воспитания культуры общения определяются взаимосвязью знаний, убеждений, психологических состояний, которые должны учитываться педагогом в процессе разнообразных видов деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад

обшеразвивающего вида с приоритетным направлением

художественно-эстетического развития воспитанников

«Золотое зёрнышко»

с.Нежинка Оренбургского района

ДОКЛАД

к педсовету от 28.02.2013г.

по теме:

«Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения»

                                                                                    Подготовила и

                                                                                                                провела:

                                                                                                                воспитатель д/с

                                                                                                                Колодежная Е.В.

                           

с.Нежинка-2013

          Философские исследования рассматривают культуру общения как специфические человеческие способы поведения, обеспечивающие протекание процесса общения между людьми.

          Культура общения отражает характеристики личности как субъекта общения, обеспечивает успешность ее социализации. Оптимизацию совместной деятельности. Проблема формирования культуры общения разрабатывается в рамках диалогового обучения, учебного сотрудничества, игрового взаимодействия, где культура рассматривается как деятельностное понятие.

          Решение проблемы воспитания культуры общения следует искать в выработке таких приемов взаимодействия, которые были бы адекватны желанию ребенка быть принятым окружающими. Сложность и многоаспектность воспитания культуры общения определяются взаимосвязью знаний, убеждений, психологических состояний, которые должны учитываться педагогом в процессе разнообразных видов деятельности детей.

          В процессе общения у ребенка формируется система внутренне согласованных представлений о себе, «образов-Я». Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию дошкольников у них появляются склонность к самоанализу, потребность в активном, самостоятельном творческом познании.

          Высокий уровень развития потребности в общении объясняется несколькими причинами. Наиболее важной и явной из них А.В.Мудрик считает «постоянное физическое и умственное развитие школьника и в связи с этим расширение его интересов, рост интереса к миру». Важным обстоятельством также служить и потребность в деятельности: она во многом находит свое удовлетворение в общении, которое выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта.

          Умение общаться – это комплекс действий, основанных на высокой теоретической подготовленности личности и позволяющих субъекту общения переносить известные знания, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии с ее конкретными условиями; находить новые решения из комбинаций уже известных человеку идей, знаний, навыков, приемов, создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной задачи общения.

          Общительность – системообразующее качество взаимодействия. Именно общительность выражает потребность и способность человека к общению. Решающее значение имеет отношение одного человека к другому.

          Личность не просто реализует себя в общении, а в соответствии с общими жизненными ценностями, и, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, она должна оценивать себя, свою деятельность и поведение.

          Структура культуры общения включает:

  1. общительность (коммуникабельность, эмпатию);
  2. нравственную воспитанность;
  3. технику общения: владение коммуникативными умениями и коммуникативными способностями.

Формирование культуры общения возможно в рамках организованного воспитательного процесса. Определяемого Е.В.Бондаревской «как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации. Жизненном самоопределении». Одним из средств формирования культуры общения в дошкольном возрасте может стать совместная деятельность детей.

          В процессе общения со сверстниками и взрослыми дети имеют дело с носителями определенного социального опыта и культурных традиций. Этот опыт оказывает влияние на формирование отношений между ними.

          Именно коллективная деятельность обеспечивает глубокое, полное, всеобъемлющее ознакомление личности с окружающим миром, оно должно происходить по законам социума и с учетом ценностей коллектива, к которому относится данный субъект деятельности. Поэтому нам важен не только аспект деятельности. Но аспект коллективной деятельности.

          Использование методики совместной деятельности предполагает вооружение технологией общения и практическими способами коммуникации за счет постепенного усложнения и обогащения содержания тех или иных видов коллективного труда.

          Подготовка детей к общению – актуальная проблема. В этом плане наиболее продуктивным средством выступает участие детей в совместной деятельности. Элементарные умения культуры общения формируются у детей в дошкольном возрасте, что становится основанием для дальнейшего их совершенствования и углубления.

          В результате проведенных исследований культуры общений у детей, пришедших в первый класс после ДОУ и тех, кто не посещал детский сад выяснилось, что все дети, отнесенные к группам с высоким и средним уровнем развития умений сотрудничать со сверстниками, посещали ДОУ.

          Иначе обстоит дело с группой детей, у которых отмечен низкий уровень развития умений сотрудничества. Они проявляют желание сотрудничать, но плохо представляют себе, что такое сотрудничество, как вести себя в ситуации выполнения коллективного дела, ответы детей свидетельствуют о том, что они не стремятся к общению, предпочитают проводить время в уединении, испытывают робость в установлении контактов во сверстниками, Тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. Эти дети не посещали ДОУ.

          У обследованных детей отмечены высокий и средний уровни владения умениями сотрудничества, что свидетельствует о серьезном внимании педагогов ДОУ к формированию умений культуры общения. Эти дети умеют контактировать с окружающими. Отстаивать свое мнение в процессе выполнения коллективных дел. Наличие данных качеств способствует развитию социально-психологической адаптации ребенка в стенах школы, умение оказывать воздействие на окружающих.

          Однако у 25% детей отсутствуют умения сотрудничества, сопереживания окружающим, понимания их состояния. Отсутствие данных качеств свидетельствует о несформированности у детей культуры общения.

          В структуре культуры общения выделяются такие компоненты, как стремление к пониманию другого, принятие чужого мнения. Именно на основе указанных умений строятся эффективное взаимодействие с людьми. Обмен информацией, соответствующие социальные нормы поведения.

Литература

  1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3.
  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн.для учителя. М., 1990.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  4. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. СПб., 1991.
  6. Педагогика: Учеб.пособие для студ.пед.учеб.заведений. М., 1997.
  7. Реан А.А. Человек как субъект воспитания // Классный руководитель. 2002. № 5.
  8. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры общения детей со взрослыми и детьми через игру

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их повед...

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»

Как осуществить совместную деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольников при подготовке к физ-ре и при проведении занятий по физической культуре...

Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей

Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет назанятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную...

Консультация для воспитателей "«Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»"

laquo;Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»...

Консультация "Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя по физическому воспитанию детей"

Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физи...


 

Комментарии

Колодежная Елена Валерьевна

Философские исследования рассматривают культуру общения как специфические человеческие способы поведения, обеспечивающие протекание процесса общения между людьми.