Главные вкладки

    Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"
    методическая разработка по теме

    Шулья Людмила Геннадьевна

    Психолого-педагогическая гостиная для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект гостиной27.41 КБ
    Файл памятка для родителей65.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №113»

    Психолого-педагогическая гостиная для родителей

    «Здоровые дети – здоровые родители»

    Разработала: Шулья Л.Г., педагог-психолог

    Братск - 2013

    Тема: «Здоровые родители – здоровые дети!»

    Цель:  повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей в области «Здоровье дошкольника»;

    Задачи: 

    1. Познакомить родителей с различными техниками снижения напряжения.
    2. Учить применять техники снижения агрессии, напряжения, усталости в домашних условиях.
    3. Способствовать повышению компетентности родителей в образовательной области «Здоровье».
    4. Формировать у родителей ответственность за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивировать вести здоровый образ жизни».

    Подготовительный период:

    1. Анкетирование родителей, анализ анкет.
    2. Оформление памяток для родителей.
    3. Оформление зала.
    4. Подготовка атрибутов для проведения гостиной (семена, кашпо с землей, камни, шкала на доску, клубок).
    5. Подбор материалов для практической деятельности (пластилин).
    6. Создание видеоролика для релаксации.
    7. Оформление объявления о проведении гостиной.

    Материалы и оборудование: три листа формата А3, цветной пластилин, памятки для родителей, фасоль, кашпо с землей, камешки.

    Ход мероприятия.

    1. Приветствие

    - Добрый вечер, дорогие гости, здравствуйте, мамы и папы! Я рада вас видеть на нашей гостиной. Предлагаю вам выполнить небольшое позитивное упражнение, для этого нам надо встать в круг. (Родители и психолог встают в круг).

    Психолог: Я буду читать стихотворение, а выполнять действия по ходу: надо найти пару глазами, встретиться руками, обняться….

    Я не спал, я не ел,

    С тобой встретиться хотел.

    Вот мы встретились глазами,

    Вот мы встретились руками,

    Обнялись, расцеловались

    И на миг расстались!

    Упражнение выполняется 2-3 раза.

    1. Основная часть

    - Какая у нас сегодня тема встречи? Правильно, здоровье. А давайте попробуем определить для себя, насколько важна эта тема. Прошу вас на данной шкале (на магнитной доске нарисована 10-значная шкала) отметить магнитиками, насколько данная тема важна для каждого из вас лично (родители отмечают). Как мы видим, тема очень важная для нас. Ведь недаром еще Конфуций в 6 веке до нашей эры : Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда.

    - А что же такое здоровье? (ответы родителей).

    - Раньше здоровым считался человек, у которого нет заболеваний. Но с 80-х годов прошлого столетия всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».

    - Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.

    - Конечно же мы сегодня будем говорить о психическом здоровье и том, как его сохранить. Но прежде чем начать наш разговор, я хочу сделать вам небольшой подарок: у меня в руках связка воздушных шаров. Выберите себе шарик любого цвета (психолог предлагает родителям воображаемую связку, родители выбирают шарик определенного цвета, называют цвет).

    Психолог: оказывается, цвет несет в себе информацию о нашем настроении, о нашем состоянии. Например, красный цвет говорит об активности, динамичности, розовый обозначает радость, оранжевый – благополучие, веселье; желтый – бодрость, оптимизм, зеленый – внутренняя сила, спокойствие, голубой – расслабленность, синий – спокойствие, фиолетовый – депрессивно-меланхолическое, серый – тревожность, замкнутость, белый самообладание, черный – конфликтность, протест, негативизм, коричневый – зависимость, асоциальность.

    Поэтому окружая себя, ребенка теми или иными вещами, можно задуматься, а какой цвет я выбираю…

    А какие составляющие психологического здоровья вы можете назвать? (ответы родителей: хорошее настроение, активность…)

    - Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.

    Первый признак - это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения составляют полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение.

    Второй признак - это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

    Психические возможности зависят от умения управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

    Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух..Мы видим, что физическое и психическое, а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой. Я предлагаю вам самим научиться управлять своим психическим состоянием.

    В повседневной жизни, человек часто испытывает мини – стрессы, как известно, стресс – это напряжение. Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой ситуации. И эта взаимосвязь стресса и мышечного напряжения такова, что если Вы научитесь избавляться от избыточного мышечного напряжения, Вы будете уметь уменьшать интенсивность стрессовых эмоций.

    Упражнение «Лимон».

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
    Упражнение «Сосулька» («Мороженое»),

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достиже-ния оптимального
    психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
    Упражнение «Воздушный шар».

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального
    психоэмоционального состояния.

    И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

    Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья: Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окружающая среда +50% образ жизни. То есть на 50% наше здоровье зависит от нас самих.

    Ученые обнаружили 5 способов, которые могут помочь нам улучшить наше психическое состояние. Их применение поможет пребывать в хорошем настроении и получать максимум удовольствий от жизни.

    5 способов улучшить свое психическое состояние

    Результаты исследований говорят о том, что существует 5 способов, которые могут помочь улучшить психическое состояние.

    Осознанно подходя к ним и попробовав, Вы сможете сами оценить, насколько они полезны.

    Общение. Налаживайте контакт с людьми, которые Вас окружают. Это могут быть не только родственники или друзья, но также коллеги и соседи. Старайтесь развивать подобное общение.

    Будьте активными. Для этого Вам не понадобится ходить в спортзал. Просто прогуляйтесь, покатайтесь на велосипеде или поиграйте в футбол. Попробуйте найти подходящий для Вас приятный вид активного времяпрепровождения.

    Учитесь новому. Обучение чему-либо новому и развитие новых навыков даст Вам осознание того, что Вы движетесь вперед и достигаете новые цели. Это придаст уверенность в себе. Итак, почему бы не записаться на кулинарные курсы, занятия по игре на фортепиано или же вязание?

    Старайтесь давать что-то положительное  окружающим. Даже такие мелочи, как улыбка или комплимент, могут поднять настроение не только Вам, но и тем, кому Вы их дарите. Более значимые действия, например, участие в благотворительности может значительно улучшить психическое состояние человека на более длительный срок.

    Делайте пометки. Старайтесь больше сконцентрироваться на собственных приятных ощущениях здесь и сейчас. Это касается как физических, так и духовных ощущений. Записывая такие приятные мелочи, Вы сможете получить больше удовольствия от того, что испытываете.

    Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

    Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

    1. Практическая часть

    Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным способом борьбы со стрессами, доступным и простым. Это – пластилинотерапия.

    Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение.

    Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

    Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

    Инструкции:

    1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
    2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
    3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
    4. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

    Ход упражнения: Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Легко ли было выполнять упражнение?
    2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
    3. Возникали ли разногласия в ходе работы

    Обсуждение работ, раздача памяток.

    1. Рефлексия

    - Наша встреча подошла к концу. Хочется получить обратную связь от проделанной работы. И мы вам предлагаем выполнить следующее: у меня есть фасолинки и камешки. Если вы считаете, что информация, полученная вами сегодня, полезная и вы будете применять ее дома, то прошу вас посадить фасолинку в горшочек. Если вы считаете, что работа была бесполезной и вы зря потратили время, то положите в чашечку камешек. (родители выполняют задание)

    5.  Прощание

    Психолог приглашает всех в круг. Упражнение «Связующая нить»

    Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

    Ход: Участники сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что понравилось, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

    Когда клубок вернется к ведущему, участники закрывают глаза, представляют одно целое, ведущий проговаривает, что каждый из них важен и значим в этом целом. Психолог раздает памятки.



    Предварительный просмотр:

    Наши рекомендации:

    – Начинайте каждый день с чувством радости.
    – Поддерживайте это состояние в течение дня.
    – Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
    – Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
    – Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
    – Питайтесь регулярно и разнообразно.
    – Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
    – Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
    – Не переедайте на ночь.
    – Спите не менее 8-ми часов в сутки.
    – Занимайтесь физическими упражнениями.
    – Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
    – Любите свою душу и тело.
    – Старайтесь окружить их комфортом.

    Не надейся на Бога
    И не верь чудесам,
    Есть одна лишь подмога:
    Помоги себе сам.

    Дыхательная гимнастика:

    1. «Чудо-нос»: После слов «Задержу дыхание» сделать вдох и задержать дыхание.

    Носом я дышу свободно,

    Глубоко и как угодно.

    Выполню задание,

    Задержу дыхание…

    Раз, два, три, четыре –

    Снова дышим:

    Глубже, шире.

    2. «Каша кипит»: вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторяется 8-10 раз.

    3. «33 Егорки»: нужно глубоко вздохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, нужно запомнить, сколько Егорок было названо.

    На пригорке, возле горки

    Жили тридцать три Егорки:

    Раз Егорка, два Егорка,

    Три Егорка…

    4. «Ветерок»: поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох – подул тихий ветерок. Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть ворсинку, выдох – подул нежный ветерок. Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи – подул сильный ветерок.

    МБДОУ «ДСОВ №113» «Карусель»

                                           

                   

    «Здоровые родители – здоровые дети»

                  Разработала: Шулья Л.Г.,

                  педагог-психолог

    Братск-2013

    Будьте добрыми, если захотите;
    Будьте мудрыми, если сможете;
    Но здоровыми вы должны быть всегда.

    Конфуций

    Упражнения для снятия общей усталости

    1. «Потягушки»: заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.

    2. «Усталые ручки»: поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.

    3. «Плечики»: крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

    4. «Хот-дог»: играющие в колонну друг за другом. Сосиска – левая нога в сторону; кетчуп – правая нога в сторону; кока-кола – вращение телом; хот-дог, хот-дог, хот-дог – прыжки вперёд.

    Упражнения на релаксацию, расслабление:

    1. Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясное восприятие и речь). «Надеть шапку» – нужно «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки (3 раза).

    2. «Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

     Я возьму в ладонь лимон. 

     Чувствую, что круглый он.

     Я его слегка сжимаю – 

     Сок лимонный выжимаю.

     Все в порядке, сок готов. 

     Я лимон бросаю, руку расслабляю.

     Выполнить это же упражнение левой рукой.

    3. Одной из форм психофизической разгрузки является музыкотерапия. Музыка влияет на пульс и дыхание, оказывает влияние на холестериновый обмен, спокойная музыка способствует нормализации вегетативной нервной системы.

    Упражнения на снятие напряжения, агрессии

    1. «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
    2. «Настроение» — возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8—10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят на ум. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его, скомкайте обрывки и выбросьте в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.
    3. При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

    Это стоит помнить!

    Органы

    Негатив

    Позитив

    Печень и желчный пузырь

    Гнев, злость, стресс, зависть, фрустрация, ревность, стыд

    Доброта, щедрость

    Сердце и тонкий кишечник

    Ненависть, нетперпение, жестокость, злость, спешка, обида

    Любовь, уважение, счастье, благодарность

    Селезенка и желудок

    Недоверие, беспокойство

    Открытость, доверие, дружелюбие, принятие

    Легкие, толстый кишечник

    Грусть, депрессия

    Честность, мужество, смелость, порядочность

    Почки        

    Страх, фобии

    Щедрость, доброта, смелость, сила воли


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

    Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

    Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

    Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

    «Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

    Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

    Освещаются  нормативно- правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ....

    «Комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со зрительной депривацией как гарант их успешной интеграции в общество здоровых сверстников»

    В последнее время часто даже на самом высоком уровне поднимаются вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации в социуме. Именно поэтому сейчас уделяется огромное внима...

    СТАТЬЯ:РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    Принятие и реализация инклюзивного образования, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью. Основное изменение касается принципиально нового подхода к и...

    Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей

    Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей...