Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Хайдарова Рева Мягзумовна

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_semi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на Всероссийской научно-практической конференции –

 педагогические чтения

«Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор выступления: Р. М. Шабаева, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 91»

Саранск 2013

Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, в семье формируются предпосылки и создаются условия для развития физических, эмоциональных, познавательных способностей индивида. Семья для ребенка является эталоном организационных форм социальной среды.  Это означает, что они оптимальны для него независимо от уровня его развития, степени имеющихся нарушений или их отсутствия, кроме того, предполагается, что именно в семье ребенок получает адекватный уровень независимой жизни в соответствии его возрастными, психофизическими и личностными особенностями.

Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

При планировании помощи следует учитывать трудности, которые семья испытывает, обеспечивая свои неординарные нужды. Родители обычно не в состоянии правильно оценивать степень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Другим семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи находит возможность заниматься интересующей его общественной деятельностью.

Поэтому семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке. Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается в основном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены, сможет ли ребенок обучаться по программе массовой школы. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального коррекционного обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Практический опыт последнего десятилетия показывает, что семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в них специалистов (Т. И. Оверчук).

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.

 Отсутствие у родителей программы воспитания и обучения ребенка, фрагментарность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей и потребностей ребенка, непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослого с детьми; неумение давать ребенку объективную характеристику, неспособность проанализировать свои методы воспитания; неправильное представление родителей о воспитании, а также влияние на детей жизненного уклада семьи, личного примера взрослых, не всегда положительно - вот далеко не полный перечень причин негативно влияющих на результативность семейного воспитания.

Все это побуждает специалистов учреждений компенсирующего вида активно заниматься проблемами психолого - педагогической помощи родителям или их заменяющим.

Центральное место в работе с родителями занимают следующие направления деятельности:

- психологическая помощь и поддержка родителей и семьи;

- повышение уровня психолого - педагогической компетенции родителей;

- информационная поддержка и помощь в установлении и поддержки контактов с другими социальными институтами.

Остановимся на некоторых формах работы ДОУ с родителями в рамках обозначенных направлений.

Достаточно эффективной формой работы является проведение на базе ДОУ компенсирующего вида семинаров - практикумов для родителей, на которых они получают сведения по физиологии, психологии детей, знакомятся с нормативной базой детства, приобретают навыки адаптации детей к окружающему миру. Создана «Библиотека родителей», в которой собрана популярная педагогическая и психологическая литература, детская художественная литература. Организуются консультации дефектолога, логопеда, педиатра, психоневролога по следующим темам: «Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии», «Семья ребенка с отклонениями в развитии», «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье», «Содержание и основные методы лечебно- педагогической работы с детьми ОВЗ», «Взаимодействие родителей со специалистами детского сада», «Как помочь ребенку избавиться от страхов  и обрести уверенность в себе», «Эмоциональное благополучие семьи», «Место ребенка в семье и жизни родителей», «Семья на пороге школы», «Что такое школьная готовность» и т.д.

Традиционным стало проведение для родителей «Дни открытых дверей». Их цель - познакомить родителей с организацией коррекционно- воспитательной работы с детьми в детском саду, дать возможность родителям увидеть возможности и проблемы ребенка, особенности работы с ребенком различных специалистов.

Действенная форма общения педагогов с родителями – это родительские собрания. Именно на собраниях у педагогов есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания и обучения детей в условиях детского сада и семьи. От педагогов требуется творческий подход к подаче материала; поиск новых примеров из педагогической деятельности; демонстрация собственных методов активизации педагогического процесса; использование способов, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо стимулировать потребность родителей в знаниях, чтобы они не являлись пассивными слушателями целесообразно задавать вопросы, приводить примеры из собственной жизни детей в детском саду и семье, анализировать педагогические ситуации. В ДОУ проводятся собрания в форме вечеров вопросов и ответов, КВН, круглого стола. Традиционно учебный год начинается со встречи «Ваш ребенок пришел в детский сад», «Что должен уметь ребенок этого возраста».

Для родителей такие встречи привлекательны по нескольким причинам:

- актуальность тем, поднимаемых на собраниях;

- насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просвитительской информацией;

- возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов.

Кроме того, такая работа позволяет:

- давать родителям информацию педагогического, психологического, дефектологического содержания;

- демонстрировать родителям удачи и недоработки в воспитании и обучении детей, при непосредственном наблюдении за ним в воспитательной группе;

- продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;

- приглашать семью на консультацию со специалистами, знакомя их с сотрудниками ДОУ.

Применяются следующие формы индивидуальной работы с родителями

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Проводятся индивидуальные занятия с семьей. На таких занятиях осуществляется личностно - ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей. Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий.

Осуществляется проведение совместных досугов (праздников, развлечений) с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов.

Предлагается следующая тематика праздников:

— «Встреча Нового года»,

— «Рождественские забавы»;

— «Масленица»;

--- «День матери»;

— «Наши милые мамы»;

— «Лучший папа» и др.

--- «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.

Оформляется  стенд для родителей.

Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собирается вся полезная информация для родителей.

Эта работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

Спланированная и организованная данным образом работа, с учетом сильных и слабых сторон семьи, позволяет мобилизовать потенциал родителей, расширяет и дополняет сферу лечебно - педагогических мероприятий, направленных на детей с ОВЗ, способствуют выстраиванию четкой и эффективной модели взаимодействия ДОУ и семьи ребенка.

Литература

1. Зайцев Д. В. Социологический анализ современной семьи Россия/ Д. В. Зайцев // Дефектология, № 6 - 2001- С. 3-10.

2. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Масковкина под ред. В. И. Селеверстова - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 408 с.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В сообщении рассказывается о моделях интеграции: постоянной полной. постоянной неполной, постоянной частичной. эпизодической....

Проблемы подготовки кадров для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлено описание и даны современные проблемы системы интегрированного (инклюзивного) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возм...

Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»

Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья сред...