Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников
учебно-методический материал на тему

Листопад Снежана Александровна

сообщение к семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников одна из сложнейших в психолого – педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная ориентация всего учебного процесса ( создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т.д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг

      Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание, усвояемого материала и творческого его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

  1. Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.)
  2. Высокий уровень активности, рискованности, плюралистичности мышления, проявляющейся в продуцировании большего количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;
  3. Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющейся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними.

     Предлагаемый комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, сформированной общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

     Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематические связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.

    Занятия проводятся с группой из 5 – 10 старших дошкольников. Длительность одного занятия от 15 до 30 минут. Периодичность проведения занятий 1 – 2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.

    На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает к5аждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем  занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагаются новая.

    Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых занятиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Общие рекомендации к предлагаемым играм.

  1. Ни в коем случае не пересекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.
  2. Педагогу важно установить «золотую середину»  между количеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой – прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения.
  3. Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое – то решение им понравилось, а какое – то нет.

Игра 1. Составление предложений. («Дошкольное воспитание» 3/96)

Игра 2. Поиск общего. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 3. Исключение лишнего слова. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 4. Поиск аналогов. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 5. Поиск «противоположных» предметов. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 7. Поиск соединительных звеньев (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 8. Способы использования предмета. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 9. Формирование определений. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 10. Перечислить возможные причины. (Дошкольное воспитание 3/96)

Игра 11. Сократить рассказ. (Дошкольное воспитание 3/96)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.

Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.

Рекомендации родителям по проведению игр на развитие логического мышления....

интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

развитие мышления, установление связей между предметами, находить общее в разрозненном материале....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...