интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников
консультация на тему

развитие мышления, установление связей между предметами, находить общее в разрозненном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников»

Александрова Людмила Максимовна

Воспитатель

ГБДОУ № 75 Приморского района

Г. Санкт- Петербург

«Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников»

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Сначала повторение, а потом новая игра.

ИГРА №1

«Составление предложений»

Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание.

Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу. Например: озеро, карандаш, медведь. Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

  • Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
  • Сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»)
  • Творческими, включающими эти предметы и в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

ИГРА №2

«Поиск общего»

Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание.

Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом. Например: тарелка и лодка.

  • Ответы могут быть стандартными («Эти вещи,  сделанные человеком», «Они имеют глубину»)
  • Необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Задача педагога - распределить все ответы по степени существенности вскрываемых  в них связей между предметами для того, чтобы дети чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.

ИГРА №3

«Исключение лишнего слова»

Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленение предметов.

Игровое задание.

Берутся три слова. Например:  помидор, собака, солнце. Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чём- то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.

Задача педагога - стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности

решений (исключить слово «собака» т. к. и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.

ИГРА №4

«Поиск аналогов»

Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развивать способность классифицировать явлениями по их признакам.

Игровое задание.

Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом. Например: с вертолётом, по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет. Например: птица, бабочка – все они летают. Автобус, вертолёт, поезд - это транспортное средство.

ИГРА №5

«Поиск противоположных предметов»

Цель: Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.

Игровое задание.

Назвать как можно больше предметов, « противоположных» указанному педагогом, (например: дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например: дом-сарай; противоположны по размеру и степени комфорта; дом-поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого - в другом и т. д.)

ИГРА №6

«Поиск предметов по заданным признакам»

Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения  наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

Игровое задание.

Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожими на два – три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например: дверь ( она закрывает и открывает помещение и выключатель ( зажигает и гасит свет).

ИГРА №7

«Поиск соединительных звеньев»

Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далёкими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание.

Называются два предмета, например: лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие чёткую логическую связь с заданными предметами. Например: экскаватор (капает землю, как лопата и является транспортным средством, как автомобиль); человек (он может капать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.

ИГРА №8

«Способы использования предмета»

Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете; умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи; видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание.

Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета .Игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения.

ИГРА №9

«Перечислить возможные причины»

Цель: Развивать способность при решении задачи или осмысления какого- либо явления, искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение

Игровое задание.

Педагог описывает какую-нибудь ситуации, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять, начиная от банальных: «забыл закрыть дверь» и кончая самыми фантастичными: «марсиане прилетели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.

Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...

Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников

Статья содержит игровые разработки,пригодные для интеллектуально развивающих занятий дома и в детском саду. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мы...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.

Рекомендации родителям по проведению игр на развитие логического мышления....