Портфолио дошкольника
статья по теме

Попкова Наталья Викторовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное     образовательное  учреждение–

               детский сад

Доклад:

Портфолио

как способ накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника.

Подготовил:

Попкова Н.В.

воспитатель 2 квалификационной категории

г. Куйбышев

2010

Портфолио

как способ накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника

Ни для кого не секрет, что время летит стремительно. Оно  щедро распахивает объятия для новых поколений, неожиданных открытий, смелых экспериментов! Ещё вчерашние малыши открыли для себя новые двери – двери школы, простившись с детским садом.

В прошлом  году мы проводили своих выпускников. И, как водится, собрали в конверт их работы. Разбирая рисунки, пришла в голову мысль, а почему бы не складывать работы сразу, с первых дней,  в индивидуальную папку ребёнка. А в этой папке может быть не только детское творчество, но и результаты этого творчества (грамоты, дипломы, благодарности), а также фотографии ребенка, его высказывания и вообще многое из его  жизни в детском саду.

Со временем эта идея оформилась во вполне конкретную цель – через пять лет выпустить ребятишек со своими личными папками – портфолио.

Самое общее определение «портфолио» - это серия работ одного автора. Портфолио дошкольника  – это «копилка» его личных достижений в различных видах деятельности. Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т.е. оценивания реальных достижений, правдивого, объективного.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Преимущество метода портфолио заключается в том, что, он  является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио воспитанника нашей уже 2 младшей группы №1 – это не только современная эффективная форма объективного оценивания, но и средство решения важных педагогических задач:

  1. поддерживать высокую творческую мотивацию как самого воспитанника, так и его семьи;
  2. поощрять активность и самостоятельность воспитанников, расширять его креативные возможности;
  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
  4. развивать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную творческую деятельность;

Я бы даже назвала процесс собирания портфолио – коллекционированием. Ведь коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не просто механический сбор каких-либо предметов, а  углубленное их изучение. А ведь личность ребенка нужно изучать именно так – углубленно.

Мы уже в  пути целый год. Самое первое, что удалось сделать – сфотографировать ребёнка в  первый день пребывания в детском саду. С этого момента начинается новая ступень его жизни, где будут радости и горести, друзья, праздники, любимый суп и «противная» каша, и многое – многое из того, что входит в понятие «детство».

Когда на одном из родительских собраний зашла речь о ведении портфолио, родители задали именно тот вопрос, которого мы ждали: «А зачем всё это нужно?»

Во-первых, это прекрасный повод выстроить новый стиль взаимоотношений, способствующих развитию триединого пространства «ребенок - педагог-семья». А ведь поиск новых форм работы с родителями - это всегда актуально. Это возможность обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи. Каждый день воспитатель рассказывает об успехах и неудачах ребёнка, но не имеет обратной связи – а какой ребёнок дома, чем он интересуется?

Во-вторых, портфолио позволяет будущему школьному учителю,  еще до поступления в 1 класс  увидеть индивидуальные особенности ребёнка и спланировать индивидуальное развитие ребенка на новой ступени. Попав в руки первого учителя, «папка достижений» поможет ему узнать ребёнка ещё до первой их встречи. Таким образом, реализуется идея преемственности детского сада и школы.

 В-третьих,  основываясь на принципе: «Я единственный и неповторимый» и «Я такой же как все, потому что каждый из нас единственный и неповторимый», портфолио учит ребенка осознавать собственные достижения, помогает становлению «Образа Я», ведь  он формируется именно в дошкольном возрасте. Безразличие, незаинтересованность в ребенке, приводит к деформации «Образа Я». Ведение папки совместно с малышом позволит лишний раз напомнить ребенку, как он важен для нас  – родителей и педагогов. Предоставляя свободу выбора в отборе материала для портфолио, мы создаем благоприятные условия для развития воспитанника.

И, наконец, с помощью портфолио мы решает одну из задач детского сада – повышение имиджа ДОУ в социуме. Ведь для создания положительного имиджа важен любой аспект, чтобы росло число родителей, желающих воспользоваться услугами нашего детского сада.

Не скрою, что некоторые родители весьма скептически отнеслись к идее собирания портфолио, и работы их малышей собирались в общую коробку. Но когда на итоговом собрании в мае – месяце мы устроили презентацию одной из папок, то на следующей неделе папки были абсолютно у всех ребятишек. Теперь в нашей группе оборудована специальная полочка для детских портфолио. Она находится на высоте, доступной для детей и в пределах видимости для родителей.

На данном этапе в педагогической практике не существует  чёткой структуры ведения портфолио. Поэтому всё зависит от фантазии и желания педагога. Мы начинали с небольшого количества разделов :

  1. «Мой портрет». Здесь помещена фотография и рассказ мамы о своём ребёнке.
  2. «Я расту». В данном разделе фиксируется рост и вес ребёнка, обрисованы его ладошки в разные периоды времени.
  3. «Я – художник» - рисунки детей.
  4. «Мои успехи» - различного рода награды.
  5. «Вот это сказал!» В этом разделе воспитатель записывает высказывания ребёнка, которые показались интересными или вызвали улыбку.

А совсем недавно добавились вот такие разделы:

6) «Я мечтаю…». Ребенок научился говорить предложениями и с ним уже можно побеседовать на тему «Кем ты будешь, когда вырастешь». А через полгода-год снова спросить его об этом. Я думаю, что на выпускном вечере мальчик Алёша с недоверием отнесется к словам, что в три года он хотел стать мамой.

7) «Диагностика развития».  Соблюдая педагогическую корректность, диагностические карты ребенка могут посмотреть лишь родители ребенка и воспитатели.

Рубрики будут расширяться и пополняться в процессе развития самого ребенка.

Конечно, много преимуществ имеет портфолио, но работа по его оформлению имеет ряд проблем:

- в практике работы отсутствуют методические указания и рекомендации, которые так нужны педагогам для плодотворной работы;

- умение оценивать себя у дошкольника ещё недостаточно развито и «Образ Я» ребенка будет  в основном таким, каким бы он видится воспитателю;

- для ведения портфолио требуется определенное время, которого всегда не хватает;

- необходима систематическая работа с педагогами.

Очень важно сформировать у ребенка потребность систематически обращаться к своему личному  «портфельчику». А это будет любимая вещь малыша, в этом даже не стоит сомневаться. При написании перспективного плана необходимо выделить определенное время для работы с портфолио. И постоянно обращаться к родителям. Лишь в этом случае сформируется потребность ведения портфолио.

За год проведенной работы в данном направлении у нас настолько сформировалась потребность, что помимо индивидуальных папок детей собралась довольно внушительная по размерам папка, которая называется «Портфолио группы». Причем она была не запланирована в нашей работе. Мы просто складывали материалы , а однажды поняли, что это и есть «папка достижений» нашей группы. В перспективе создание «портфолио семьи», тем более что в нашем детском саду такой опыт уже имеется.

Важной особенностью портфолио является то, что она позволяет осуществлять индивидуально - дифференцированный  подход буквально к каждому ребенку. Вот уже год посещают ребятишки наш детский сад, и  к каждому мы подобрали свой «ключик», знаем, как подойти к ребёнку, если нужно получить от него то, что мы хотим. Память иногда может нас подвести, а то, что на бумаге – точно не подведет. Регулярно обращаясь к «папке достижений», мысленно выстраиваем модель взаимоотношений с ребенком, а потом реализуем на практике.

Большой интерес вызывает портфолио у самих детей.  Они постоянно просят посмотреть свою папку – рассматривают фотографии, рисунки. А совсем недавно благодаря родителям ребятишки смогли украсить папочки наклейками с любимыми героями. Все это повышает самооценку детей, развивает их эмоциональную память, сближает  с воспитателями. Вообще для ребенка самым любимым делом является то, которое он делает вместе с взрослым.

Я считаю, что ведение портфолио – это инновация, вызванная ритмом сегодняшней жизни. И пусть «папка достижений»  дошкольника – хотя небольшой, но важный шаг в будущее.

Спасибо за внимание!

Портфолио -

– способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный учебный период

Функции портфолио

  1. Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени
  2. Целеполагания - поддерживает учебные цели
  3. Мотивационная - поощряет к различным видам деятельности и достижение при этом качественных результатов обучающихся
  4. Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых обучающимся  работ, показывает круг его профессиональных интересов
  5. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения во время курсовой подготовки и в межкурсовой период
  6. Рейтинговая - показывает диапазон усвоенной информации, навыков, умений, востребованных слушателями
  7. Презентационная показывает сформированность культуры самопрезентации слушателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио дошкольника

   Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А...

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

Портфолио дошкольника

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника...

Портфолио дошкольника

Портфолио дошкольника: особенности, цель, структура, рекомендации. Отдельным файлом образец титульных листов к каждому разделу, временный, пока не найдете найболее подходящий вариант оформления. На за...

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...