Информационно – исследовательский проект «Солнечный лучик».
материал (младшая группа) по теме

Павлик Ирина Юрьевна

 

Проект направлен на формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной  (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально - эстетической, продуктивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_solnechnyy_luchik.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  №29  «Солнышко»  г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район.

 

                             

                               Проект

                        (краткосрочный,  две недели)

                      Тип: информационно-исследовательский.

                               

                                  «Солнечный лучик»

                                          Первая младшая группа

                                                                                             

               

                Из опыта работы

                                                          Воспитатель: Павлик  Ирина  Юрьевна

Цель:

Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной  (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально - эстетической, продуктивной.

Задачи:

Дать детям элементарные представления о природном объекте-солнце, его влиянии на окружающий мир.

Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

Обогатить словарный запас детей по данной теме.

Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».

Обоснование проблемы (причины):

Обогатить знания детей о природном объекте- солнце, показать влияние солнца на природу.

Цель для педагога:

Обогащение активного и пассивного словаря детей за счёт слов «яркое», «светлое», «тёплое», «светит»,  «улыбается», «греет». Познавательный интерес к экспериментам. Развитие у детей наблюдательности.

Задачи:

Через игровой, познавательный приём обогащать словарь детей, знания детей о солнце.

Показать его влияние на природу.

Первый этап - подготовительный

Беседы с детьми, для выявления знаний детей о солнце.

Подготовка стихотворений, потешек, загадок, с использованием «солнца», иллюстрированный материал.

Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Второй этап – основной

Выполнение проекта.

 1. В процессе выполнения проекта шла работа с детьми.

Чтение и заучивание потешек  «Солнышко», «Солнечный зайчик», «Солнышко лучистое», физкультминутка - песни «Я на солнышке лежу».

2. Подвижная игра «Солнечный зайчик».

3. Дидактическая игра  «На что похоже?» (по форме, цвету,

    ощущениям).

4. Наблюдения за изменениями в природе,  связанных с

    солнцем.

5. Проведение занятий рисования и лепки по теме «Весенняя капель»,

   «Солнышко лучистое»

6. Разучивание песни «Здраствуй вёснушка весна»

7. Использование атрибута «Солнышко» в качестве

    сюрпризного момента на утреннике посвящённом 8 Марта.

8. Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко»

9. Проведение наблюдений за восходом и заходом солнца (по

    возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью

    родителей дома).

10. Эксперимент «Холодно-тепло».

11. Малоподвижная игра «Построй солнышко».

Заключительный этап:

Подведение итогов проекта.

Подготовка презентации по фотографиям.

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

В перспективе –

1. Эксперимент с растениями «Растения и солнце»

2. Эксперимент «Лед – вода»

3. Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем.

Приложение 1

Физкультминутка - песня «Я на солнышке лежу»

Приложение 2

Занятие по лепке на тему: «Солнышко лучистое»

Приложение 3

Занятие по рисованию на тему: «Весенняя капель»

Приложение 4

Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»

Приложение 5

«Солнечный лучик» (стихи, потешки, загадки)

Использованная литература:

1.  М.А Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду / В.В Гербова, Т.С Комарова – М., 2005.

2.  Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий/Д. Н. Колдина. – М.,2009.

3.  Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.

4.  Янушко, Е. А.Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.

                                                  

                                                     1 неделя

 Занятие по лепке на тему: «Солнышко лучистое»

Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца

   размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином;

   развивать мелкую моторику.

- Проведение физкультминутки - песни «Я на солнышке лежу»

- Беседы с детьми, для выявления знаний детей  о солнце.

- Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца»,

   иллюстративный материал.

- Подготовка атрибутов для игр, занятий.

- Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.

- Эксперимент «Холодно - тепло».

Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.

Ход занятия:

1.Организационная  часть.

Воспитатель подготавливает  основу – «солнышко в небе».Из пластилина жёлтого цвета скатайте шарик, расплющите его и придавите к картону в центре листа. Раздайте заготовки детям.

Воспитатель:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес

И такое чистое,  доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

                          Т. Бойко

Много дел у солнышка: землю обогреть, осветить ярким светом, всех разбудить своими ласковыми лучиками - цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Дети, у вас на картинках голубое небо, а в небе светит солнышко. Оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?

( Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что у солнышка нет лучиков.

2. Практическая часть

Ребята, давайте поможем солнышку и сделаем лучи – вот так. Предлагаю детям нажать на край пластилинового солнца, надавить посильнее  и оттянуть палец вниз или сторону – так получается луч. Предлагаю малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получились длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку( легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо).

Воспитатель: Вот какое лучистое солнышко у нас получилось. У него много лучей. Теперь солнышко будет светить  ярко!

«Солнышко».

Свети, свети солнышко,

На зелёное полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

( Русская народная песня)

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо и  говорит вам « спасибо» за то, что вы сделали ему лучики. Солнышко предлагает вам поиграть со своими сыночками – солнечными зайчиками.

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель пускает солнечного зайчика и читает  стихотворение:

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их – не идут.

Были тут, и нет их тут.

(А. Бродский)

Дети ловят солнечного зайчика на стене. Воспитатель направляет зеркало пониже, повыше. Дети подпрыгивают и стараются поймать зайчика. Игра вызывает у детей большую радость, если им удаётся поймать солнечного зайчика.

                                             2 неделя

            Занятие по  рисованию на тему  «Весенняя капель».

Цель:  учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев.

Предварительная работа: рассмотреть на крышах зданий свисающие сосульки или иллюстрации, понаблюдать, как они капают.

-  Чтение и заучивание потешки «Солнышко», «Солнечный зайчик».

-  Подвижная игра «Солнечный зайчик».

-  Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).

-  Разучивание песни  «Здравствуй вёснушка весна», «Солнечный лучик».

-  Использование атрибута «Солнышко» в качестве сюрпризного момента

    на утреннике, посвященном 8 Марта.

-  Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко».

-  Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности

   в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).

-  Малоподвижная игра «Построй солнышко».

Материал: альбомные листы с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь разведенная водой, влажные салфетки для рук, сосулька на блюдце (или кусочек льда), рисунок-образец сосульки.

 Ход занятия:

1.Организационная часть:

Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображены сосульки и читает стихотворение:

Выходи скорее в сад,

Слушай звон, слушай звон,

Это капельки звенят:

Дон-дон, дон-дон.

А. Шабаева

Рассматривание сосульки: ребята, скажите, какого цвета сосулька?

(прозрачная, белая)

А какой она формы? На что похожа?

(на морковку, пирамидку)

Детки, а вы помните, мы на прогулке с вами  видели  где растут сосульки?

( под крышей)

Воспитатель: правильно ребята.

А когда солнышко пригревает, что же происходит с сосулькой, посмотрите. Что за колокольчики висят на конце сосульки? Правильно, это капли.

Воспитатель читает стихотворение:

Капли звонко капали

Все сосульки плакали:

Солнце светит ярко

Нам сосулькам жарко,

С нас течет уже вода,

Мы растаем навсегда!

2.Практическая часть:

Воспитатель:

Ребята, давайте сейчас нарисуем весеннюю капель. Раздаю листы с нарисованными сосульками и предлагаю пальчиками нарисовать вертикальные капельки. Обращаю внимание, что капли рисуются только сверху вниз. Дети выполняют работу, а воспитатель помогает тем  детям,  кто затрудняется в рисовании.

Пока рисунки высыхают, можно рассмотреть, что за это время произошло с сосулькой в блюдце, она превратилась в воду.

3. Заключительная часть:

Провожу с детьми пальчиковую гимнастику:

Кап! Кап! Я - капель   (указательным пальцем по ладошке)

  Капаю тихонько.

Кап! Кап! Целый день   (пальчиками по коленке)

Капли пляшут звонко.

Кап! Кап! Побыстрей    (по ладошке)

Капли побежали,

Потому, что солнышко   (фонарики – солнышко, показать руками)

Капли увидали.

Рассмотреть рисунки, полюбоваться, вызвать радость от  выполненного.

 

                           Приложение 1

 Физкультминутка - песня «Я на солнышке лежу»

(Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")

Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.

Я на солнышке лежу, (медленно поворачивать голову из стороны в сторону)

Я на солнышко гляжу,

Все лежу и лежу

И на солнышко гляжу.

Крокодил- дил- дил плывет. (развести руки в стороны)

Носорог-рог-рог идет. (ходить вперевалку)

Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)

И на солнышко гляжу.

Рядом львеночек лежит

И ушами шевелит, (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)

Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)

И на солнышко гляжу.

                        Приложение 2

Занятие по лепке на тему: «Солнышко лучистое»

(Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")  

Цель занятия: Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.

Ход занятия:

1.Организационная  часть.

Воспитатель подготавливает  основу – «солнышко в небе».Из пластилина жёлтого цвета скатайте шарик, расплющите его и придавите к картону в центре листа. Раздайте заготовки детям.

Воспитатель:

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес

И такое чистое,  доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Т. Бойко

Много дел у солнышка: землю обогреть, осветить ярким светом, всех разбудить своими ласковыми лучиками - цветы, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Дети, у вас на картинках голубое небо, а в небе светит солнышко. Оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?

( Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что у солнышка нет лучиков.

2. Практическая часть

Ребята, давайте поможем солнышку и сделаем лучи – вот так. Предлагаю детям нажать на край пластилинового солнца, надавить посильнее  и оттянуть палец вниз или сторону – так получается луч. Предлагаю малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получились длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку( легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо).

Воспитатель: Вот какое лучистое солнышко у нас получилось. У него много лучей. Теперь солнышко будет светить  ярко!

«Солнышко».

Свети, свети солнышко,

На зелёное полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

( Русская народная песня)

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо и  говорит вам « спасибо» за то, что вы сделали ему лучики. Солнышко предлагает вам поиграть со своими сыночками – солнечными зайчиками.

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель пускает солнечного зайчика и читает  стихотворение:

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их – не идут.

Были тут, и нет их тут.

(А. Бродский)

Дети ловят солнечного зайчика на стене. Воспитатель направляет зеркало пониже, повыше. Дети подпрыгивают и стараются поймать зайчика. Игра вызывает у детей большую радость, если им удаётся поймать солнечного зайчика.

 

                           Приложение 3

Рисование с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Весенняя капель» (рисование пальчиками).

(Приложение к работе — Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")

Цель:  учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев.

Предварительная работа: рассмотреть на крышах зданий свисающие сосульки или иллюстрации, понаблюдать, как они капают.

Материал: альбомные листы с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь разведенная водой, влажные салфетки для рук, сосулька на блюдце (или кусочек льда), рисунок-образец сосульки.

 Ход занятия:

1.Организационная часть:

Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображены сосульки и читает стихотворение:

Выходи скорее в сад,

Слушай звон, слушай звон,

Это капельки звенят:

Дон-дон, дон-дон.

А. Шабаева

Рассматривание сосульки: ребята, скажите, какого цвета сосулька?

(прозрачная, белая)

А какой она формы? На что похожа?

(на морковку, пирамидку)

Детки, а вы помните, мы на прогулке с вами  видели  где растут сосульки?

( под крышей)

Воспитатель: правильно ребята.

А когда солнышко пригревает, что же происходит с сосулькой, посмотрите. Что за колокольчики висят на конце сосульки? Правильно, это капли.

Воспитатель читает стихотворение:

Капли звонко капали

Все сосульки плакали:

Солнце светит ярко

Нам сосулькам жарко,

С нас течет уже вода,

Мы растаем навсегда!

2.Практическая часть:

Воспитатель:

Ребята, давайте сейчас нарисуем весеннюю капель. Раздаю листы с нарисованными сосульками и предлагаю пальчиками нарисовать вертикальные капельки. Обращаю внимание, что капли рисуются только сверху вниз. Дети выполняют работу, а воспитатель помогает тем  детям,  кто затрудняется в рисовании.

Пока рисунки высыхают, можно рассмотреть, что за это время произошло с сосулькой в блюдце, она превратилась в воду.

3. Заключительная часть:

Провожу с детьми пальчиковую гимнастику:

Кап! Кап! Я - капель   (указательным пальцем по ладошке)

  Капаю тихонько.

Кап! Кап! Целый день   (пальчиками по коленке)

Капли пляшут звонко.

Кап! Кап! Побыстрей    (по ладошке)

Капли побежали,

Потому, что солнышко   (фонарики – солнышко, показать руками)

Капли увидали.

Рассмотреть рисунки, полюбоваться, вызвать радость от выполненного.

 

                        Приложение 4

Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики)  «Лучистое Солнышко»

(Приложение к работе—Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку. А. Барто.

Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.

Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)

Ходьба в разных направлениях (10 с)

Бег по кругу (10с)

Ходьба по кругу (10 с)

Построение в круг.

Упражнение «Погреем руки на солнышке»

Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.

Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.

Упражнение «Спрячь ладошки»

Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.

Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.

Упражнение «Радуемся солнышку»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.

Упражнение на дыхание «Вырастим большими»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)

Дети возвращаются в группу.

 

                                       

                                            Приложение 5

  «Солнечный лучик» (стихи, потешки, загадки)

 (Приложение к работе — Проектная деятельность в первой младшей группе "Солнечный Лучик")

                     Загадки про солнце

-  Без него плачемся, а как появится - от него прячемся. (Солнце)

-  Один костёр весь свет согревает. (Солнце)

-  Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)

-  Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет.(Солнце)

-  Красная девушка в окошко глядит. (Солнце)

-  Чего в сундук не запрешь? (Луч солнца)

-  Из окна в окно - золотое веретено. (Луч солнца)

-  Хозяин спит - овцы на выгоне, хозяин выглянет - овец не видно,

   хозяин спрячется - овцы опять обозначатся. (Солнце и звёзды)

-  Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце и небо)

-  Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям  

    усмехается. (Солнце и небо)

-  Золот хозяин - на поле, серебрян пастух - с поля. (Солнце и месяц)

-  Печь не топится, дрова не курятся, а тепло. (Солнце)        

-  Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да

   выйду за город - и человек и зверь возрадуются. (Солнце)

-  Красная девица по небу ходит. (Солнце)

-  Выйдет Егор на бугор - выше леса, выше гор, с бугра

   спускается - за травой скрывается. (Солнце)

-  Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется. (Солнце и месяц)

          Прятки

Солнце с тучкою опять

В прядки начали играть.

Только солнце спрячется –

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется -

В небе радуга смеется!

                 (В. Берестов)  

    С добрым утром!

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

С ясным днем! —

Вот как славно мы поем!

              (Е. Благинина)

       Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое.

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

                      (Г. Бойко)

Гори-гори ясно!

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети.

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

 - Солнце, солнце, уходи до утра.

   Всем ребятам спать пора, спать пора.

   Пастушатам - молока через край,

   Темг кто пашет, - каравай.

 -  Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки.

Ждут малолетки.

-   Скачут побегайчики-

    Солнечные зайчики.

    Мы зовём их – не идут.

    Были тут , и нет их  тут.

                    (А. Бродский)

   

-   Солнце на завалинке

    Подшивало валенки,

Шило ниткой не простой,

Шило ниткой золотой.

Где ступили валенки,  

Там теперь проталинки

-  Смотрит солнышко в окошко

   Светит в нашу комнату.

   Мы захлопаем в ладошки –

   Очень рады солнышку.

                          (А. Барто)

   Солнышко, солнце

     Солнышко, солнце,

     Выгляни в оконце,

     Посвети немножко

     Дам тебе горошка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - исследовательский проект "Солнечный лучик" первая младшая группа

Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заме...

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)

Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заме...

Информационная карта проекта "Солнечный лучик" для детей 3-4 лет

Информационная карта проекта раскрывает виды и формы деятельности с детьми, родителями  и педагогами ДОУ по раскрытию знаний о солнце, использованию здоровье сберегающих технологий, исполнению пе...

Информационно-исследовательский проект «Солнечный лучик»

Информационно-исследовательский проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа)...

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)...

Проект «Солнечный лучик» (первая младшая группа, краткосрочный, информационно-исследовательский)

Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, про...

Исследовательский проект «Солнечный лучик»

Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир....