Значение пальчиковых игр в формирование речи у детей дошкольного возраста
материал на тему

Кречетова Наталья Владимировна

Значение пальчиковых игр в  формирование речи у детей дошкольного возраста(реферат)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Значение пальчиковых игр в

формирование речи у детей дошкольного возраста

(реферат)

Исполнитель:

Кречетова Наталья Владимировна,

воспитатель МДОУ №63

г. Белово

 

Кемерово

                  Содержание

1.Введение                                                                                                      

2. Взаимосвязь развития рук с развитием мозга                                                  

3. Связь речи и мелкой моторики рук                                                      

4.Пальчиковые игры- дидактический материал

5.Заключение                                                                                                          

6.Список литературы                                                                                            

Что отличает человека от животного? Прежде всего, интеллект и речь. С помощью интеллекта мы познаем окружающий мир, а речь помогает нам описывать его. Речь – одна из форм существования языка, напрямую связанная с мыслительной деятельностью.

Согласно статистическим данным в детских садах, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Большинство детей имеют разнообразные речевые нарушения, которые влияют на его интеллектуальное развитие.

“Рука является вышедшим наружу головным мозгом “,- писал И. Кант. Поэтому эту тему считаю  актуальной, т.к. игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь.

Исходя из этого была  поставлена цель изучить влияние пальчиковых игр на формирование речи у детей дошкольного возраста.

Цель, определила задачи:

1. Взаимосвязь развития рук с развитием мозга.

2.Связь речи и мелкой моторики рук.

3.Пальчиковые игры как дидактический, развивающий материал.

     

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: ”Ум ребенка находится на кончиках его пальцев “.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Рука имеет самое большое “ представительство “ в коре головного мозга и становлении речи. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали,  что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки - белобоки” и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать  на внутренние органы, рефлекторно с ними  связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействуют на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельностью, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “ схемы человеческого  ”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развивается слабо, то наблюдается отставание и в развитие речи.

Эту взаимосвязь можно рассмотреть на примере эволюционного развития человека. Наши древние предки не владели речью, а выкрикивали отдельные звуки, сопровождая их жестами. Со временем движения рук становились все более точными, а соответственно увеличивалась, развивалась область головного мозга, отвечающая за движение рук. Вместе с моторикой развивалась речь. Точно так же происходит развитие моторики и речи у ребенка. Сначала движение рук, потом речь. Моторика является своего рода фундаментом для развития речи.

Таким образом, совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. В пять месяцев ребенок охватывает предмет ни всей ладонью, а двумя пальцами. В шесть месяцев хватательные движения у ребенка становятся более точными. В семь месяцев малыш произносит простые слоги “да”, ”ба”, ”ма” и т.п. В восемь-девять месяцев ребенок может взять мелкий предмет двумя пальцами, показать рукой на привлекший его внимание предмет. В десять-одиннадцать месяцев ребенок накладывает один предмет на другой. Манипулирует двумя предметами, подражает предметным действиям взрослым. В двенадцать месяцев ребенок держит чашку, когда пьет, переносит предметы. В 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашами, складывает пирамидку. В 2-3 лет ребенок красит пальцем, нанизывает бусы, держит карандаши пальцем, строит из кубиков. В 3-5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы на ощупь. В 5-6 лет становлении двигательной функции продолжается. Только пройдя эти этапы формирования кистевых и пальцевых навыков, у ребенка правильно развивается речь.

Исследования показали, что благодаря массажу кистей рук у этих детей через 1-2 месяцев возросла активность двигательной и речевой зон головного мозга. Таким образом, эти данные свидетельствует о том, что речевые области начинают развиваться благодаря импульсам, которые поступают от пальцев.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что движение рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речь, активизируя её. Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которое отвечают за речь, и способствует устранению дефектов речи.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется.

Ученые доказали, что треть всего объема двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук,  а расположена она рядом с областью, отвечающей за речь. Поэтому чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста нужно начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это культурное наследие немецкого народа, история их существования исчисляется столетиями. Статус развивающих упражнений пальчиковые игры получили в конце XIX века, когда немецкий педагог и ученый Фридрих Фребель вписал их в учебный план своих детских садов.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что с помощью упражнений ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма в школе.

Пальчиковые игры бывают разных видов: игры в ладоши, игры с красками, предметные, тактильные, массажные.

Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Основная особенность игр в ладоши – одновременные действия руками, которые сопровождаются стихами и согласуются со стихотворным ритмом.

Кроме небольших стихотворений, так же используются чистоговорки, Мамай – бабай (детские страшилочки, каждая из которых – небольшое нравоучение – предупреждение малышу о том, как важно слушать старших и быть послушным.), диалоговые игры.

Этот вид пальчиковых игр можно уверенно назвать речевым или фольклорным.

Изобразительные игры с красками в очень большой степени влияют на развитие координации пальцев и совершенствуют мелкую моторику руки в целом. Рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т. д., для ребенка не только полезно, но и увлекательно.

Тактильные игры работают над совершенствованием целого ручного механизма – чувствительности пальцев. Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие самых разных свойств объектов: податливости (твердости – мягкости – упругости), формы, веса, температуры и других особенностей поверхности (гладкости – шероховатости). Основная цель тактильных игр – развитие кожных ощущений, тактильной памяти и мышечной активности рук при обследовании предмета. В процессе такого обследования зрение можно частично или полностью исключить.

Цель гимнастических пальчиковых игр – совершенствование координации движений рук под контролем зрения и подвижности (умелости) пальцев. Гимнастические упражнения полезны всем пальцам без исключения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить им равномерную нагрузку. Исключение даже одного пальца из общей работы ведет к увеличению тонуса мышц остальных пальцев, к мышечной усталости всей руки, а значит, к ухудшению качества работы в целом, неловкости движений, их общей бедности, неуверенности.

Следующий вид пальчиковых игр – предметные игры. Своим рождением предметные игры обязаны соединению обычного предметного действия с ритмом. Ритм бывает разным: силовым, пространственным или временным. Разнообразный ритмический рисунок может превратить в увлекательную и вовсе не простую игру.

И так главная цель предметных игр – научить малыша обращаться с разными объектами в играх, основанных на многократных повторах.

Видовые разнообразие предметных пальчиковых игр зависит от уровня совершаемых предметных действий. Выделяют три  таких уровня.

Первый уровень составляет группа предметных действий, не включающая в себя каких – либо основных особых навыков. Специалисты определяют их как ориентировочные движения: выбирание – перебирание и выуживание отдельных предметов, их вкладывание – выкладывание, а также пересыпание – высыпание какого – либо количества, зачерпывание – переливание вещества.

Второй и третий уровень совершаемых предметных действий довольно тесно связаны между собой, так как основаны на точности движений и оптическом контроле – координации рук под контролем зрения. Ко второму уровню относятся движения по вдеванию нити в отверстие, нанизыванию предметов на основу, установке малоустойчивых объектов (фигурок) на плоскости, а к третьему – те виды движений, которые требуют высокой согласованности гораздо большего количества мышц (и не одной, а двух рук). Это кручение и верчение, заплетание и шнурование, мотание нитей и завязывание узлов. Все эти движения рук требуют четкой повторяемости.

Пальчиковый массаж полезен с первых месяцев жизни. Терапевтический и психологический эффект, который может получить ребенок после правильно проведенного пальчикового массажа, выражается в расслаблении либо поднятии мышечного тонуса и, конечно же, в положительных эмоциях, удовольствии, получаемых как в процессе массажа, так и после него.

Виды массажных игр подразделяются в зависимости от того, оказывается ли внешнее механическое воздействие на кисти рук или нет. Другими словами: работает ли над пластикой рук ребенка взрослый массажист, или работа проходит в другом режиме. Этот другой режим называется самомассаж. Самомассаж можно осуществлять через игровые действия с предметами, имеющие неровную поверхность.

Виды самомассажа: криомассаж ( проводится в среде с пониженной температурой, игры со льдом), водяной массаж ( в водной среде), мануальный ( ручной) самомассаж ( направленное воздействие пальцев одной руки на пальцы другой руки.

Пальчиковые игры можно включать в любое занятие. Игры эти, так же важны для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую – нибудь одной пальчиковую игру, он обязательно будет придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.

“Рука- это своего рода внешний мозг”, писал Кант. Жак-Жак Руссо в своем романе о воспитании “Эмиль” так написал о потребностях маленького ребенка: ”…он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, так он учиться различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть размер и форму предметов”.

На основании изучения психолога -   педагогической литературы можно сделать вывод, что действительно рука имеет самое большое “представительство” в коре головного мозга.

Установлено что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Поэтому игры с пальчиками – хорошие помощники не только в развитие речи, но и чтобы подготовить руку к письму.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Сегодня специалисты – психологи возрождают старые игры и создают новые.

          Список литературы

1.Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: Просвещение, 2002. – 47 с.

2.Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.–  М.: Просвещение, 2003. – 115 с.

3.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия<<Учебники для вузов. Специальная литература>>.- СПб., издательство <<Лань>>, 1999. – 32 с.

4.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО <<ИД РИПОЛ классик>>, ООО Издательство <<ДОМ.XXI век>>, 2007. – 186 с. – (серии <<Учимся играючи>>, <<Азбука развития>>).

5.Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка./ С.А. Шанина, А.С. Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век, 2010. – 249 с. –(Готовимся к школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста/

Консультация для родителей и педагогов о значении своевременной коррекции речи....

Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "

ФГОС  ДО отводит   игре  важную  роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...

Значение дидактической игры в процессе автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в...

Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста

  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...